Уроки русского. Лучший вратарь прошлого сезона московский динамовец Майкл Гарнетт не только выучил язык Чехова, но и наловчился вкусно готовить

Особых сомнений по поводу того, куда пригласить иностранца, увлекающегося русской культурой и языком, у меня не возникло. Факультет журналистики МГУ, моя альма-матер, однозначно должен впечатлить!
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ. КХЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Особых сомнений по поводу того, куда пригласить иностранца, увлекающегося русской культурой и языком, у меня не возникло. Факультет журналистики МГУ, моя альма-матер, однозначно должен впечатлить!

«ЧЕХОВ? У ЭТОГО ПАРНЯ НЕПЛОХАЯ КОМАНДА!»

Когда я пригласила Майкла на интервью в здание университета и сказала, что журфак, куда мы отправимся, был построен в ХVIII веке, хоккеист по-детски восторженно воскликнул: «Вау! А родителей можно взять?» В итоге на журфак Гарнетты прибывают в полном составе: Майкл, папа Вильям и мама Рут. В ходе последовавшей экскурсии папа и мама Майкла останавливаются на каждом шагу, прикасаясь к истории.

– Знаете, чей памятник? – спрашиваю у иностранцев, указывая на статую перед входом в здание университета.

– Достоевский? Толстой? Пушкин? – наперебой отгадывают иностранцы.

– Ломоносов.

– Ах, Ло-мо-но-сов!

– Как же здание университета может находиться в самом центре города? – недоумевает отец Майкла. – Где студенты оставляют машины?

– Большинство студентов обычно ездят на метро.

– Ну да, на метро! У вас же ведь молодежь учится. А в Канаде, по-моему, пять лет учатся парковаться, – говорит Вильям со свойственной канадцам иронией.

– Точно! – поддерживает мужа Рут. – Это безобразие, что в Канаде, даже в нашем маленьком северном городке Саскатуне рядом с университетом построили многоярусную парковку. Студенты половину учебного времени разбираются, где поставить машину. У вас в России все так, как должно быть.

Пока я раздумывала, действительно ли у нас все так, как должно быть, родители Майкла охали и ахали, восхищаясь архитектурным великолепием Большой академической, Екатерининской и Ленинской аудиторий. Майкл заострил свое внимание на портрете Антона Павловича Чехова.

– Че-хов, – читает Майкл по-русски, а шутит по-канадски: – У этого парня неплохая подмосковная команда. Здорово играют!

– Вы ведь знаете, что Чехов – это писатель?

– Конечно.

– Читали?

– Пока нет. Но собираюсь. Было время, я попробовал осилить Достоевского. «Преступление и наказание». Но бросил на середине. Мне показалось скучновато.

– Особенностью Достоевского считается, что он только после половины начинает быть интересным.

– Хотел бы когда-нибудь прочесть его на русском.

«УЧУ РУССКИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

Рут и Вильям завороженно продолжают прогулку по журфаковским достопримечательностям. А мы с Майклом присаживаемся на скамеечке у атриума на втором этаже, чтобы пообщаться. Пока – на английском, поскольку знаний русского для подробного интервью голкиперу еще не хватает.

– Расскажите, как учите русский? Мы сами наш язык с трудом изучаем, представляю, каково иностранцам.

– У меня есть прекрасная компьютерная программа. С картинками, диалогами, видео. Очень эффективно работает. Я стараюсь заниматься по вечерам после тренировок. Но все равно не получается уделять этому столько времени, сколько хотелось бы.

– То есть вы никогда не занимались с преподавателем?

– Никогда. Это мое желание. Я учу русский самостоятельно.

– Что кажется самым сложным в нашем языке?

– Наверное, грамматика. Например, в настоящем времени я скажу: «Я мальчик». А в прошедшем: «Я был мальчиком». И эта штука с меняющимся окончанием, – Майкл изображает окончание слова, сужая большой и указательный палец,– взрывает мозг.

– Вы всего год учите язык и уже знаете все времена?

– Да. Настоящее, прошлое и будущее. Говорю же, у меня очень хорошая программа.

– Редкий пример легионера в России, который не пренебрегает изучением русского языка!

– Мне нужен русский, потому что я хочу быть независимым. Это очень важно. Можно пойти, куда хочешь, делать, что хочешь. Язык дает чувство свободы.

Раз вы так прониклись русским языком, то, должно быть, вам нравится русская культура?

– И архитектура тоже! Саскатун, где я родился, совсем новый город. Поэтому меня поражает та история, которая есть в вашей столице.

– Как результат – рисунок на шлеме?

– Да. На моем шлеме изображена Красная площадь. Я попросил в клубе, и мне нарисовали. Я ведь играю за Москву. А что еще может больше олицетворять Москву, чем Красная площадь?

«ОВЕЧКИН – БЕССТРАШНЫЙ»

– Приезд в Россию был осознанным решением?

– На самом деле я хотел продолжать играть в НХЛ. Это всегда была моя мечта. Мой последний год в Америке я провел в фарм-клубе «Атланты». Целый сезон. Мой контракт заканчивался. Я хотел найти работу, подписать контракт с клубом НХЛ. Но никто меня не хотел. И в этот момент я решил: «О,кей. Если я не могу играть в НХЛ, то Россия – это второе лучшее место, где можно играть». И я решил ехать. Тогда я о вашей стране ничего не знал. Я позвонил своему агенту, попросил его найти мне здесь работу. Агент сказал: в Нижнекамске есть одна команда.

– Были разочарованы, когда приехали?

– Нет. В мой первый год мне все казалось одинаковым. Везде в России. Я не мог говорить на русском языке. Было очень тяжело. Я находился в основном в квартире или на стадионе. Много времени вне стадиона я не проводил. Это позволяло мне быть сосредоточенным в большей степени только на хоккее. Москва резко изменила мое представление о стране.

– Кого считаете лучшим русским игроком в НХЛ?

– Думаю, что в НХЛ – это Овечкин. Он потрясающ! Он может делать многие вещи на полной скорости. Он едет настолько быстро, насколько он может, и при этом все равно в состоянии финтить с шайбой. И не боится использовать силовые приемы. Одним словом, он – бесстрашный.

МАЙКЛ ГАРНЕТТ – В МГУ. ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, СКОРО ОН ВЫУЧИТ РУССКИЙ ТАК, ЧТО СМОЖЕТ ПРИЙТИ СЮДА НА ЭКЗАМЕН, А НЕ НА ЭКСКУРСИЮ. ФОТО АННЫ НАСЕКИНОЙ
 

«НЕЛЬЗЯ ДУМАТЬ СЛИШКОМ МНОГО»

– Почему решили стать хоккейным вратарем?

– Я всегда любил хоккей. Но мне не нравилось, что ты можешь играть только 25 процентов времени, а затем, сидя на скамейке, наблюдать, как играют другие. У меня была цель – играть весь матч. И когда я был маленьким, мне казалось, что лучший способ решения моей задачи – это встать в ворота. Там я мог играть от и до. Это одна из причин. А еще у вратарей такие клевые перчатки, щитки, клюшка – так мне в детстве казалось.

– Вы просто подошли к своему тренеру и сказали: «Я хочу быть вратарем»?

– Да. В Канаде юные хоккеисты все тренируются на всех позициях. Например, каждый должен постоять в воротах хотя бы неделю в течение года. Я попробовал, и мне понравилось. И однажды тренер сказал: один из вас должен стать вратарем. Я сказал, что хочу.

– Какими качествами должен обладать хороший вратарь?

– Мне кажется, у вратаря должен быть очень хороший баланс. Все ребята, которые играют хорошо, не падают вперед, не падают на спину. Надо также хорошо чувствовать коньки и лед. Если ты видишь, что тебе забили, то чаще всего это происходит из-за того, что ты упал, потерял баланс или ушел со своей позиции и ворота оказались открытыми.

– А баланс тяжело держать, потому что вратарская форма весит 30 килограммов?

– Не думаю, что от этого. Баланс нельзя натренировать. Ты должен быть рожден с балансом. Он либо есть, либо нет.

– Когда встали в ворота, сразу поняли, что рождены с балансом?

– Да, мне кажется, у меня очень хороший баланс.

– Говорят, что у вратарей еще должна быть какая-то особенная ментальность…

– Ну да – нам нельзя думать слишком много. Вот наглядный пример. Сначала ты видишь все поле. Но если ты слишком много думаешь, то в какой-то момент заостряешь внимание на одном игроке и в голове проносится: «Он сейчас бросит, он сейчас бросит…» В это время твое внимание сужается. Ты теряешь то, что происходит по сторонам от тебя. Еще никогда нельзя впадать в панику. Скажем, при выходах один на один. Когда мне забивают, я всегда стараюсь осознать, что я сделал не так: слишком много думал или запаниковал? Обычно это одна из двух вещей, которые случаются. Если что-то третье, то, значит, случилось что-то, от меня не зависящее.

– И долго анализируете пропущенные шайбы?

– Где-то одну секунду.

«РАВНОДУШЕН К РОСКОШИ»

– Какое у вас любимое место в Москве?

– Очень нравятся Воробьевы горы – ведь оттуда видны Лужники. Невероятно красивое место.

– Его еще называют городским балконом. Такое название придумали стрит-рейсеры, которые собираются на Воробьевых по выходным. Не пересекались с ними?

– Неа. В таких тусовках не участвую. У меня вообще маленькая машина – «Фольксваген Гольф». Он практичный. Это все, что мне надо, ведь я езжу один. Я не из тех, кто любит роскошь. Мне вообще не нравится выставляться напоказ.

– Слыхала, вы не только ездите на «Гольфе», но и играете в гольф…

– Да, гольф – мое хобби. Он помогает мне отдыхать. Идешь на поле, расслабляешься, погода хорошая, ты на воздухе. Здорово, что это индивидуальный спорт и некого винить, когда у тебя что-то не получается.

«ЕДА НА БАЗЕ СКУЧНА ДЛЯ РТА!»

– Правда, что вы хорошо готовите?

– Всегда стараюсь сделать что-то вкусненькое.

– Поварским искусством тоже по самоучителю овладевали?

– Да, самостоятельно. По-настоящему я начал готовить лишь в России, потому что еда, которую мы едим с командой, слишком однообразная. Нет в ней ни аромата особого, ни соуса. Я понимаю, что на базе (это слово Майкл произносит по-русски. – Прим. ред.) хотят, чтобы мы ели пресную пищу, чтобы оставаться в форме, не портить здоровье. Но это так уныло – просто скучно для рта! Поэтому, когда у меня выходной, я люблю сделать что-нибудь действительно вкусное, чтобы съесть в свое удовольствие. Еще в Нижнекамске, Балашихе я не знал языка, не знал, где найти хороший ресторан. Так и вынужден был начать готовить.

– Какие блюда предпочитаете?

– В России я начал искать новые рецепты. Готовлю тайские, мексиканские блюда. Еще очень люблю разные соленья, борщ. Мама говорит, что такая тяга у меня оттого, что во мне есть украинская кровь. Мамины предки родом из Украины.

– Вы готовите только для себя или приглашаете друзей из команды?

– В прошлом году часто в гости приходил мой соотечественник Мэт Элисон. И мы ели вместе. Но теперь он уехал играть за Нижний Новгород. Поэтому в этом году готовлю только для себя. Кстати, пора бы уже перекусить. После тренировки крошки во рту не было. Да и родители, гляньте, уже давно вернулись и скучают. Составите нам компанию?

Я согласилась. С условием, что за обедом Гарнетт заполнит для «Советского спорта» пропись на русском языке и подарит читателям какой-нибудь рецепт (см. на этой странице).

КУЛИНАРНАЯ КНИГА

РЕЦЕПТ ОТ ГАРНЕТТА

Тайский суп том ям

Курица

1 шт.

Острый перец (чили)

1-2 шт.

Лайм

1 шт.

Чеснок

3-4 зубчика

Грибы (лучше соленые)

2-3 шт.

Вареные креветки

12-14 шт.

Все вместе залить водой и варить 20 минут.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Майкл ГАРНЕТТ

Родился 25 ноября 1982 года в Саскатуне (Канада).

В 2001-м был задрафтован «Атлантой Трэшерс» в третьем раунде под общим 80-м номером.

В НХЛ провел 24 матча, став первым голкипером в истории «Атланты», сыгравшим два «сухих» матча подряд.

В 2006 году переехал в Россию. Один сезон выступал в нижнекамском «Нефтехимике», два – вХК МВД. В сезоне-2009/10 признан лучшим голкипером КХЛ.

С сезона-2010/11 – голкипер московского «Динамо».

ПРОПИСЬ

«ОТКРЫВАЙ ДВЕРЬ, ПОЖАЛУЙСТА»!

Языковые знания Майкл подтвердил на деле. Взяв ручку с листом бумаги, он, не затрудняясь, подобрал слова к каждой букве алфавита и составил с ними предложения.

1. Апельсин. Я люблю апельсиновый сок.

2. Бойков. У меня есть друг, его зовут Саша Бойков.

3. Вот. Ну вот!

4. Гагарин. Хочу выиграть Кубок Гагарина. Гагарин – космический парень.

5. Дверь. Открывай дверь, пожалуйста.

6. Есть. У меня есть ручка. Порядок букв до «Е» Майкл запомнил, так как буквами обозначены места в частном самолете «Динамо». Дальше пришлось подсказывать.

7. Женщина. Мне нравятся старые женщины с очками.

8. Зеркало. Я вижу себя в зеркало.

9. И. Миша и Анна.

10. Континентальная. Я играю в Континентальной хоккейной лиге.

11. Люблю. Я люблю Келли, мою подругу.

12. Майкл. Майкл хочет кушать, потому что он голоден.

13. Наш. Наш дворец очень большой.

14. Очень. Майкл очень любит свою машину.

15. Сам. Я учил русский язык сам.

16. Тренер. У нашего тренера есть самые лучшие усы.

17. Удаление. Я не люблю удаления.

18. Французский. Я не могу говорить по-французски.

19. Хабаровск. На купюре 5000 рублей фото Хабаровска.

20. Царь. Царь Миша II живет в Куркино рядом с «Мегой».

21. Чай. Моя мама очень любит пить зеленый чай.

22. Шереметьево. В Москве есть три аэропорта: Домодедово, Шереметьево иВнуково.

23. Щенок. У меня не было щенка.

24. Эротика. Не буду составлять предложение.

25. Яблоко. Мой папа очень любит есть яблоки утром.

Новости. Хоккей