Громкий скандал в Формуле-1. Гонка в США омрачена спорным судейским решением
75-й чемпионат мира Формулы-1 стремительно приближается к своей развязке, и напряжение в борьбе за титул нарастает с каждой гонкой. 20 октября состоялось Гран-при США, которое оказалось не только важным с точки зрения турнирной таблицы, но и невероятно скандальным. Действующий чемпион мира Макс Ферстаппен великолепно начал сезон, выиграв 7 из 10 первых гонок. Казалось, что четвёртое чемпионство станет лишь вопросом времени. Но вот уже девять гонок подряд нидерландский пилот не может победить, а его преимущество тает с каждым этапом.
На пятки чемпиону наступает Ландо Норрис, который смог завоевать поул-позицию в квалификации перед гонкой в Остине. Молодой британец уверенно приближается к Максу в общем зачёте, и его прогресс в этом сезоне не может остаться незамеченным. С каждой гонкой становится всё более очевидно, что борьба за чемпионство не завершена, и Норрис может всерьёз рассчитывать на победу по итогам года. Однако исход Гран-при США вызвал массу вопросов к судьям, которые приняли спорное решение, определившее исход заезда.
Ферстаппен — король дождей. Ошибка оставила «Мерседес» и «Макларен» без лидерства
Начало гонки было многообещающим. Ландо Норрис стартовал с поул-позиции, опередив Ферстаппена по итогам квалификации. Однако в самом начале гонки британец допустил небольшую тактическую ошибку – не перекрыл траекторию для Ферстаппена. Этот момент оказался роковым: Макс воспользовался этим, агрессивно сместив Норриса на обочину.
Ошибки в первой части гонки обошлись дорого. Норрис потерял несколько позиций, но продолжал бороться. Подиум казался достижимым, но в этот день удача была явно не на его стороне. Соперничество с Ферстаппеном в конечном итоге привело к ситуации, которая станет темой для обсуждений ещё долгое время.
Ключевым эпизодом гонки стал обгон Ферстаппена Норрисом во второй половине дистанции. Британец, идя на обгон, был вынужден выйти за пределы трассы, чтобы обойти гонщика «Ред Булл». Ситуация выглядела так, будто Ферстаппен просто не оставил места для манёвра, и Ландо вынужден был действовать по обстоятельствам. Однако судьи не увидели в действиях Ферстаппена ничего предосудительного, а вот Норриса наказали – штраф в пять секунд за выезд за пределы трассы.
Решение судей вызвало бурю негодования, ведь Ландо был уверен, что Макс точно так же нарушил правила и не заслуживал быть в призовой тройке. Штраф стал фатальным для Норриса: финишировав четвёртым, он упустил важные очки в борьбе за титул. Ферстаппен замкнул тройку призёров. Этот эпизод породил много вопросов о справедливости решений судей.
Пока Норрис и Ферстаппен боролись за подиум на грани фола, пилоты «Феррари» Шарль Леклер и Карлос Сайнс спокойно шли к победному дублю. После рестарта Леклер ушёл вперёд, постепенно отрываясь от Ферстаппена, который явно не мог поддерживать прежний темп. Это был удивительный момент, ведь сезон для «Феррари» складывался непросто, но в США их болид внезапно оказался лучшим в гонке.
Сайнс на раннем пит-стопе удачно воспользовался андеркатом, перехватив вторую позицию у Ферстаппена. Дальнейшее развитие событий показало, что шины «Феррари» работают значительно лучше, а Макс начал терять темп даже по отношению к Норрису, который оттянул свой пит-стоп и получил некоторое преимущество по резине.
После окончания гонки Норрис обвинил Ферстаппена в нарочном выезде за пределы трассы. По мнению британца, нидерландский пилот «Ред Булл» использовал этот манёвр, чтобы получить преимущество, но наказания не последовало.
Сегодня я приложил все усилия, чтобы занять лидирующую позицию. Ферстаппен также покинул границы трассы, что дало ему определённое преимущество. Но не я устанавливаю правила, поэтому… – заявил Норрис в интервью Sky Sports, намекая на очевидную несправедливость ситуации.
В основе решения стюардов, по всей видимости, лежал следующий принцип: каким бы ни был повод для выезда за пределы трассы, гонщики обязаны вернуться на неё, сохранив тот же порядок. В итоге Ландо Норрис понёс наказание за то, что вернулся впереди соперника.
Этот эпизод вызвал бурные обсуждения в среде экспертов и болельщиков. Один из ведущих аналитиков Формулы-1 и экс-пилот Мартин Брандл признался, что сам не может предсказать, по каким критериям стюарды принимают решения в таких неоднозначных моментах. По его мнению, даже сами гонщики не всегда уверены в том, какое действие может быть наказано, а какое – пройти без последствий. Возможно, если бы у Норриса была уверенность в штрафе для Ферстаппена за агрессивное маневрирование, он не рискнул бы обгонять по внешней стороне. Но, учитывая неоднозначность правил в таких ситуациях, Норрис пошёл на этот шаг.
На волоске от победы. Норрис напугал Ферстаппена в борьбе за первое место
Ландо, который буквально дышал в спину Максу на протяжении всей гонки, теперь оказался ещё дальше от первого места. Ферстаппен же всё ещё удерживает лидерство в общем зачёте, но его стабильность под вопросом. Впереди Гран-при Мехико, которое пройдёт уже в конце этой недели. Концовка сезона явно будет жаркой.