Шумахеры обязаны ему дебютом в «Формуле-1». И Айртон Сенна начинал в его команде

Эдди Джордана считали этакой занозой в степенном мире Формулы-1. В то время как многие боссы команд чинно давали комментарии, Джордан делал это легко и непринуждённо, а порой мог сесть за барабанную установку и сыграть рок-н-ролл. Как, например, у стен Кремля. Или провести презентацию команды, установив машины на Красной площади. Правда, для самого Джордана тот момент был скорее грустным, ведь он прощался с собственной командой, которая была продана. В тот февральский день 2005 года он сравнил себя с отцом семейства, который присутствует на свадьбе детей и понимает, что момент расставания неизбежен. Эдди тогда пошутил, что увидеть его на Гран-при больше будет нельзя. И слукавил.
Автогонки были его смыслом жизни. Он гонялся сам, давал гонять другим, руководил командой, а потом и сам стал владельцем коллектива. Страсть к необычному проявлялась и здесь. Например, презентацию машины EJ12 в 2002 году он и вовсе организовал на рамке самолёта в аэропорту Брюсселя.
И оставшись без команды, он всё равно приезжал на Гран-при. Российские болельщики помнят его визиты в Москву, выступление на Moscow City Racing. А когда в календаре чемпионата появился российский этап, Джордан посетил и Сочи.
Книга Эдди Джордана «Независимый человек» стала бестселлером в 2007 году. В ней он рассказал о себе, приоткрыл многие страницы жизни. Сам страстный гонщик, он едва не погиб в аварии. Хотя мечтал, по собственному признанию, о карьере стоматолога, но стал сотрудником банка. Увлекся картингом, уже будучи взрослым, был чемпионом Ирландии.

После ухода с капитанского мостика он стал успешным журналистом. Его комментарии отличались яркостью и меткостью суждений.
Буква определила судьбу
Жизнь Эдди Джордана можно смело отнести к наглядному пособию по знакам судьбы. Порой малейшие, казалось бы, незначительные детали, оказывали колоссальное влияние на историю.
В августе 1991 года суд отправил в тюрьму пилота команды Джордана Бертрана Гашо. Перед руководителем стала задача – найти того, кто заменил бы гонщика в Бельгии. И Вилли Вебер порекомендовал ему молодого немца, убедив, что тот знает трассу на все 100. Немца звали Михаэль Шумахер, на трассе в Спа он не выступал, да и вообще за руль Формулы-1 не садился. Но вопрос денег, в которых нуждался Эдди, многое решил. И Джордан потом шутил, что у него в рента-драйверах был сам Михаэль. К слову, фамилию Шумахера на машине правильно написали не с первого раза. Факт, уже говорящий о многом.
Как бы вы отнеслись к новичку, чья дебютная гонка закончилась уже в третьем повороте? Сейчас бы его подвергли насмешкам. А с Михаэлем так и случилось. Но Джордан увидел в нём нечто особенное и пригласил в команду.

Шумахер сначала было согласился, но затем из-за юридических и лингвистических казусов английского языка (а дело в пользу Шумахера решила всего одна буква – артикль), немец в Италии уже выступал за команду Флавио Бриатторе. С которой в 1994 году и выиграл чемпионский титул. Это затем уже было звёздное восхождение, всё из-за одной буквы. А Джордан остался ни с чем.
Казалось, насмешка судьбы, но она же свела Джордана с ещё одним Шумахером – Ральфом, который дебютировал в 1997 году. В разное время он работал с многими пилотами, которые потом становились известными: Деймон Хилл, Жан Алези, Эдди Ирвайн, Рубенс Баррикелло, Джанкарло Физикелла.
Но есть в биографии Джордана и ещё один эпизод. Он сам вспоминал, как в 1982 году заметил талантливого бразильца и дал возможность дебютировать в Формуле-3. Тогда у него было другое имя, которое он сменил. Впоследствии все знали его как Айртона Сенну.

Пиком карьеры руководителя команды можно считать 1999 год и яркую борьбу за чемпионство его пилотов. Хайнц-Харальд Френтцен и Дэймон Хилл принесли ему третье место в Кубке конструкторов – и это при том, что команда была частной, без поддержки автопроизводителей. Но в 2001 году начался кризис, и Эдди расстался с командой в 2005-м. Это потом была череда смены названий – Midland, Spyker, Force India, Racing Point и… Aston Martin. Так что, когда вы увидите зелёную машину на трассе – это наследие Эдди.
Джордан не дожил до своего 77-летия 10 дней. Он ушёл из жизни в Кейптауне после борьбы с онкологическим заболеванием.