Отпустили по полной. Русофобский «Хаас» заплатил по счетам
Весной 2022 года команде «Хаас» пришлось решать непростую задачу. До начала сезона оставалось меньше месяца, когда вдруг пришлось расторгнуть контакт с титульным спонсором коллектива – «Уралкалием», а заодно и с одним из пилотов – Никитой Мазепиным.
Сделано это было в одностороннем порядке, на общей волне «борьбы со всем российским». Не помогли ни переговоры, ни аргументы. А тут ещё и США, и Евросоюз, в едином порыве пополнявшие санкционные списки со скоростью, которой позавидует любая из машин Формулы-1, внесли в них и самого Никиту, и его отца Дмитрия, возглавлявшего «Уралкалий». Сотрудничество и вовсе оказалось невозможным. Справедливости ради отметим, что «Хаас» расторг соглашение с Мазепиным ещё до внесения того в санкционные списки.
Суммы, выделяемые «Уралкалием» по спонсорскому контракту, официально не сообщались, однако, по информации Corriere dello Sport, вложения оценивались в € 20 млн в год.
Накануне сезона «Уралкалий» по условиям соглашения перечислил € 12 млн. А уж коли сотрудничество не продолжилось, то и деньги бы вернуть надо. Но американцы подумали по-другому. Они списали всё произошедшее на форс-мажор, деньги возвращать отказались, а место Мазепина занял Кевин Магнуссен.
«Уралкалий» обратился в суд. Коллектив же под руководством Джина Хааса и Гюнтера Штайнера выдвинул встречные претензии. В американской команде отказывались выполнять условия, называя требования необоснованными и ссылаясь на ущерб, нанесённый репутации «Хааса».
Помимо этого, «Хаас» выдвинул ответные претензии в адрес российской команды и потребовал выплатить € 8 млн за недополученную прибыль из-за досрочного завершения сотрудничества. При этом команда отказывалась передавать «Уралкалию» болид Мазепина 2021 года, пока компенсация не будет выплачена.
Суды быстро не вершатся, а потому рассмотрение дела затянулось. К моменту завершения рассмотрения Штайнера на посту главы команды сменил Аяо Комацу, хорошо знакомый российским болельщикам как гоночный инженер Виталия Петрова. Джин Хаас уже тоже не был столь категоричен в суждениях.
Кроме того, европейский суд снял санкции с Никиты Мазепина, которому было разрешено въезжать на территорию Евросоюза для продолжения спортивной карьеры.
А в июне 2024 года швейцарский арбитражный трибунал встал на сторону российской компании в споре о деньгах. Да, суд признал, что «Хаас» имел все основания для расторжения контракта, однако постановил, что американская команда всё равно должна вернуть бо́льшую часть спонсорского взноса и передать «Уралкалию» машину Никиты, на которой он выступал в 2021 году.
Суд обязал американцев заплатить «Уралкалию». «Хаас» не сможет это обжаловать
Стороны согласились с решением, но проблемы на этом не закончились.
Через месяц «Хаас» так и не исполнил решение арбитража, о чём «Уралкалий» публично сообщил. Российская компания не получила ни денег, ни болида, хотя предлагала варианты доставки машины и перевода средств.
И «Уралкалий», опираясь на решение швейцарской Фемиды, обратился в суд страны, принимающей первый этап чемпионата Формулы-1 после летнего перерыва, – в нидерландский. Суд оперативно дело рассмотрел и принял решение арестовать имущество команды «Хаас» до выплаты долгов.
В Зандворте «Хаас» выступил. Но вот выехать дальше команда уже не смогла.
Решение проблемы было простым – выплата долга и передача гоночной машины. Денежный перевод был отправлен вечером 23 августа, осталось получить уведомление, однако выходные и в России выходные. И пока другие коллективы спешно паковали вещи для переезда, сотрудники «Хааса» вынуждены были маяться от безделья и ждать понедельника, чтобы получить ответ с Урала.
Джин Хаас вскоре вздохнул с облегчением. «Уралкалий» подтвердил перевод денег и передачу машины. Получается, что американская сторона не только смогла решить вопрос перевода денег в Россию, где крупные банки под санкциями, но и нашла выход, как передать гоночную машину. Могут же, когда в угол загнали.
Понятно, что, несмотря на успех, российского представительства в Формуле-1 ожидать пока не приходится. Но дело «Уралкалия» ещё раз напомнит, что договор остаётся договором в любых обстоятельствах.
Советский Союз против Энцо Феррари. По трассам «Формулы-1» гонял болид с серпом и молотом
«Средства, полученные «Уралкалием» от команды «Хаас», будут направлены на развитие наших производственных мощностей, что позволит нам ещё больше увеличить свой вклад в обеспечение мировой продовольственной безопасности», – говорится в заявлении «Уралкалия».
А «Хаас», получив вольную, отправился в Монцу, где уже в эти выходные состоится Гран-при Италии. Благо ехать недалеко.