Отпустили по полной. Русофобский «Хаас» заплатил по счетам

Компания «Уралкалий» уведомила власти Нидерландов, что те могут выпустить из страны американскую команду. Долги закрыты.
news

Весной 2022 года команде «Хаас» пришлось решать непростую задачу. До начала сезона оставалось меньше месяца, когда вдруг пришлось расторгнуть контакт с титульным спонсором коллектива – «Уралкалием», а заодно и с одним из пилотов – Никитой Мазепиным.

Сделано это было в одностороннем порядке, на общей волне «борьбы со всем российским». Не помогли ни переговоры, ни аргументы. А тут ещё и США, и Евросоюз, в едином порыве пополнявшие санкционные списки со скоростью, которой позавидует любая из машин Формулы-1, внесли в них и самого Никиту, и его отца Дмитрия, возглавлявшего «Уралкалий». Сотрудничество и вовсе оказалось невозможным. Справедливости ради отметим, что «Хаас» расторг соглашение с Мазепиным ещё до внесения того в санкционные списки.

Суммы, выделяемые «Уралкалием» по спонсорскому контракту, официально не сообщались, однако, по информации Corriere dello Sport, вложения оценивались в € 20 млн в год.

Мазепин, Getty Images.webp
Источник фото: Getty Images

Накануне сезона «Уралкалий» по условиям соглашения перечислил € 12 млн. А уж коли сотрудничество не продолжилось, то и деньги бы вернуть надо. Но американцы подумали по-другому. Они списали всё произошедшее на форс-мажор, деньги возвращать отказались, а место Мазепина занял Кевин Магнуссен.

«Уралкалий» обратился в суд. Коллектив же под руководством Джина Хааса и Гюнтера Штайнера выдвинул встречные претензии. В американской команде отказывались выполнять условия, называя требования необоснованными и ссылаясь на ущерб, нанесённый репутации «Хааса».

Помимо этого, «Хаас» выдвинул ответные претензии в адрес российской команды и потребовал выплатить € 8 млн за недополученную прибыль из-за досрочного завершения сотрудничества. При этом команда отказывалась передавать «Уралкалию» болид Мазепина 2021 года, пока компенсация не будет выплачена.

Суды быстро не вершатся, а потому рассмотрение дела затянулось. К моменту завершения рассмотрения Штайнера на посту главы команды сменил Аяо Комацу, хорошо знакомый российским болельщикам как гоночный инженер Виталия Петрова. Джин Хаас уже тоже не был столь категоричен в суждениях.

Кроме того, европейский суд снял санкции с Никиты Мазепина, которому было разрешено въезжать на территорию Евросоюза для продолжения спортивной карьеры.

Мазепин, Фото Haas F1 Team.webp
Источник фото: Haas F1 Team

А в июне 2024 года швейцарский арбитражный трибунал встал на сторону российской компании в споре о деньгах. Да, суд признал, что «Хаас» имел все основания для расторжения контракта, однако постановил, что американская команда всё равно должна вернуть бо́льшую часть спонсорского взноса и передать «Уралкалию» машину Никиты, на которой он выступал в 2021 году.

Суд обязал американцев заплатить «Уралкалию». «Хаас» не сможет это обжаловать

Стороны согласились с решением, но проблемы на этом не закончились.

Через месяц «Хаас» так и не исполнил решение арбитража, о чём «Уралкалий» публично сообщил. Российская компания не получила ни денег, ни болида, хотя предлагала варианты доставки машины и перевода средств.

И «Уралкалий», опираясь на решение швейцарской Фемиды, обратился в суд страны, принимающей первый этап чемпионата Формулы-1 после летнего перерыва, – в нидерландский. Суд оперативно дело рассмотрел и принял решение арестовать имущество команды «Хаас» до выплаты долгов.

В Зандворте «Хаас» выступил. Но вот выехать дальше команда уже не смогла.

Хаас в Зандворте, Getty Images.webp
Источник фото: Getty Images

Решение проблемы было простым – выплата долга и передача гоночной машины. Денежный перевод был отправлен вечером 23 августа, осталось получить уведомление, однако выходные и в России выходные. И пока другие коллективы спешно паковали вещи для переезда, сотрудники «Хааса» вынуждены были маяться от безделья и ждать понедельника, чтобы получить ответ с Урала.

Джин Хаас вскоре вздохнул с облегчением. «Уралкалий» подтвердил перевод денег и передачу машины. Получается, что американская сторона не только смогла решить вопрос перевода денег в Россию, где крупные банки под санкциями, но и нашла выход, как передать гоночную машину. Могут же, когда в угол загнали.  

Понятно, что, несмотря на успех, российского представительства в Формуле-1 ожидать пока не приходится. Но дело «Уралкалия» ещё раз напомнит, что договор остаётся договором в любых обстоятельствах.

Советский Союз против Энцо Феррари. По трассам «Формулы-1» гонял болид с серпом и молотом

«Средства, полученные «Уралкалием» от команды «Хаас», будут направлены на развитие наших производственных мощностей, что позволит нам ещё больше увеличить свой вклад в обеспечение мировой продовольственной безопасности», – говорится в заявлении «Уралкалия».  

А «Хаас», получив вольную, отправился в Монцу, где уже в эти выходные состоится Гран-при Италии. Благо ехать недалеко.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Формула-1