За что зрители платят 500 долларов за билет
Наш специальный корреспондент Николай Мысин передает из Мельбурна
Подходя к воротам номер восемь, через которые я впервые попал в Альберт-парк, не смог удержать и посмотреть стоимость билетов на «Гран-при». Посмотрел – и присвистнул. Абонемент на все четыре дня стоит до 500 австралийских долларов – без малого 15 000 рублей! И это – на обычные, отнюдь не VIP-трибуны. Что за магия заставляет сотни тысяч зрителей (за гоночный уик-энд в Альберт-парке побывало около 400 000 человек) платить такие деньги?
Я почувствовал эту магию. И понял, что она может стоить куда дороже 500 долларов…
Конечно, 500 долларов – это потолок. Попасть на гонку можно куда дешевле – в воскресенье, заплатив 100 долларов за пропуск на территорию парка, и расположиться не на трибуне, а в любом подходящем месте вдоль трассы. Порой на холмах у дорог (гонка проходит, по сути, по обычным дорогам) все видно ближе, да и сидеть удобнее, чем где-нибудь на трибуне Шумахера (она появилась после того, как немец покинул «Формулу-1» в 2006-м году – организаторы «Гран-при Австралии» явно не рассчитывали на то, что Шумми возобновит карьеру). Можно и за пивом в ближайший ларек сбегать, и гамбургерами закупиться, и покурить в удовольствие. Тут и детские площадки с батутами и горками.
На входах в Альберт-парк вовсю раздаются наборы для выживания (да-да, они так и называются). В маленьком пакете – карта парка, пузырек с кремом от загара и затычки для ушей. И если без карты, да и крема (большую часть уик-энда в Мельбурне было облачно и моросил дождь – обгореть было трудно) можно обойтись, то без беруш – никак. Потому что когда 24 болида разом взревут моторам на старте, находясь недалеко от трассы можно запросто оглохнуть.
И все же, ради одной гонки стоит ли отдавать 500 долларов?
Три в одном
Во время «Гран-при» в Альберт-парке можно вообще не подходить к трассе. Тут и без болидов «Формулы-1» есть на что посмотреть. На многочисленных сценах выступают музыканты – будущие или настоящие звезды. Атмосфера как на настоящем концерте: живой звук, громкие динамики, популярная рок-музыка…
Но на полчаса каждый день ее прерывал рев… истребителей! Вы когда-нибудь стояли на земле, когда F15 пролетает у вас над головой в каких-то паре сотнях метров? Непередаваемое ощущение! Пилоты, развлекая и пугая публику, порой выписывают немыслимые пируэты, заходя на виражи с потерей скорости и словно замирая на мгновение над землей. Стоит подумать, что еще секунда – и истребитель рухнет на землю, как он, выпуская мощную струю реактивного дыма, с диким ревом (все 24 болида на старте и то шумят движками заметно тише) уносится вертикально ввысь. Хоп – и его уже нет в поле зрения. Еще полминуты – и самолет вновь пролетает над толпой, завораживая зрителей. А ведь были еще и военные вертолеты, и ретро-истребители времен второй мировой, стройным клином рисовавшие красными красками причудливые узоры на пунцовом от туч мельбурнском небе. Такой вот авиасалон!
И, конечно, автомобили! Гоночный уик-энд называется так не только из-за двухчасовой гонки «Формулы-1». Все четыре дня здесь проводятся заезды разных серий на разных машинах – от спортивных «Мини» до суперкаров. А на лужайках выставлены настоящие легенды! Представьте, что вы оказались на церемонии вручения Оскара, где куда ни глянь – везде кинозвезды, великие режиссеры. Здесь – тоже самое, только звезды – из мира автомобилей. Если «Мустанг», то обязательно «Шелби GT500». Если «Корветт», то только ZR6… Чтобы было понятнее – на вскидку суммарная цена всех машин легко перевалит за 50 млн. долларов!
А теперь посчитайте, сколько денег надо заплатить, чтобы побывать на нескольких рок-концертах, авиасалоне и автомобильной выставке по отдельности? Хватит вам на это 100 долларов? А про саму «Формулу-1» вы не забыли?
Тесные боксы Альберт-парка
Я билет не покупал, у меня была аккредитация. Маленькая серебряная пластиковая карточка с моим фото, фамилией и надписью «Свотиеский спорт» (ну перепутали буквы в пресс-центре, бывает). Она дает пропуск не только в медиа-центр (с прекрасным видом из окна на старт-финишную прямую и пит-лейн), но и в паддок.
Зеленый сигнал турникета открывает мне дорогу в святая святых «Формулы-1». Вдоль дорожки, по которой меня то и дело обгоняют пилоты и персонал команды (жаль, интервью брать нельзя – с этим тут строго: все только в отведенных местах в массовом порядке, либо по договоренности с командой), расположены боксы и… рестораны. У каждой команды – свой. Вот только машин с этой аллеи не видно – только покрышки лежат ровными рядами. И новые, и использованные, порой горячие, еще хранящие пыль с трассы и траву с ее обочин. А какой тут запах… Неповторимый запах нового автомобиля – такой всегда стоит в автосалонах – кружит голову!
Вот только в сами боксы никакая аккредитация не проведет. Спасибо менеджеру Виталия Петрова Оксане Косаченко, доставшей мне командный пропуск и устроившей мини-экскурсию по рабочим помещениям «Рено».
- Только не дай бог что-то задеть или потрогать! – предупреждает Оксана, бочком протискиваясь между стопкой передних антикрыльев и каким металлическим блоком, похожим на головку блока цилиндров. – Во-первых, чтобы ничего не испортить. А во вторых – после квалификации тут все строго под контролем стюардов, какое-то неучтенное изменение в технике – и машину могут дисквалифицировать. Другое правило – никаких фото и видео.
Экскурсия состоялась сразу после квалификации. Петров и Кубица, вдоволь наобщавшись с инженерами, поужинали и отправились в отель. А механики вовсю корпели над их болидами. Причем машине Виталия досталось куда больше внимания – из-за большего количества проблем.
- Им тут работы на всю ночь, - говорит Косаченко. – Так часто бывает. Вообще, боксы в Альберт-парке очень маленькие, тесные. Толком не развернуться, - обводит она рукой главную комнату, площадь около 40 кв.м. – На современных автодромах все куда просторнее. Доступ посторонним строго закрыт – по понятным причинам. Все-таки, «Формула-1» - спорт высоких технологий. И машины весь уик-энд не покидают этой комнаты. Разве что на трассу порой выезжают.
За внешней суматохой, как в настоящем муравейнике, скрывается четко отлаженная система работы. В отдельных комнатах трудятся мотористы, специалисты по топливу, коробкам передач и так далее. Здесь же расположены мониторы, куда выводится телеметрия во время заездов. Правда, боссы команды во время гонки сидят в командном пункте на втором этаже.
Пять минут пролетают незаметно. На выходе, прежде чем сдать командный пропуск, обращаю внимание на комнатушку с надписью на двери «Petrov».
- Здесь Виталий сидит между заездами. Хотя нет, здесь обычно его вещи лежат. Он все время либо за рулем, либо с инженерами, - прощается со мной Оксана.