Опасная тактика. Машина «Мерседеса» улетела в стену после манёвра Алонсо
Гран-при Австралии по-настоящему удивил: гонка стартовала с неожиданного схода Макса Ферстаппена (прервалась его серия в 43 гонки в очках), а завершилась зрелищной аварией пилота «Мерседеса» Джорджа Расселла за два круга до финиша. В результате переворот Расселла в погоне за «Астон Мартин» Фернандо Алонсо расследовали, а после судьи вынесли суровый штраф последнему. Его признали «потенциально опасным» для других пилотов и наказали 20 секундами, что в итоговых протоколах стоило ему двух позиций.
Казалось бы, что тут расследовать? Джордж просто потерял контроль над машиной в шестом повороте, поэтому сам виноват. По сути, так и есть: Расселл признал ошибку, однако есть нюанс.
Вылет – это моя вина. Но торможение Фернандо было странным. Не хочу его ни в чём обвинять, но это застало меня врасплох, – признал он.
Джордж добавил, что ехал позади него долгое время, а за 100 метров до поворота он отставал от Фернандо на полсекунды. После этого, как утверждает Расселл, Алонсо резко замедлился, а следом вновь нажал на газ. Пилот «Мерседеса» явно не ожидал такого, поэтому этот манёвр стал для него сюрпризом.
«Я не знаю, возникли ли у него какие-то проблемы с машиной или нет. Но интересно то, что Фернандо вызвали к стюардам – мне любопытно, что они скажут», – уточнял Джордж.
Сам Алонсо заявлял, что в данной ситуации даже не думал о преследователе, а был сконцентрирован на движении впереди.
«На последних 15 кругах у меня были проблемы с батареей, с её разрядом, поэтому следить за машиной сзади у меня не было времени. Но Джордж, похоже, в порядке. Видел его машину, переживал за него», – отметил он.
При этом Фернандо признал, что Расселл приближался и ехал в зоне DRS пять-шесть кругов. Однако он уточнил, что лишь проезжал круги в квалификационном режиме и пытался взвинтить темп до максимума.
Вернулся из больницы с триумфом. Сайнс с Леклером выбили Ферстаппена из тройки в Австралии
Так что же случилось на самом деле?
Алонсо на самом деле неожиданно затормозил. Например, можно сравнить траекторию движения с тем, как он проходил шестой поворот за круг до аварии. На инфографике чётко видно, что Фернандо действительно дважды жал на тормоз.
Видео манёвра Алонсо с онборд-камеры на его машине
Подтверждения есть и на разных телеметриях, на которых зафиксировано двойное нажатие на тормоз, между которыми автомобиль набирает скорость. При этом батарея к эпизоду никакого отношения не имеет. Эти данные доказывают версию Расселла.
Даже на телеметрии эксперта Федерико Альбано видно, что перед столкновением Расселл (бирюзовый) сумбурно тормозил, так как не ожидал манёвра Алонсо (белый цвет). Последний при этом после выхода из седьмого поворота также странно нажимал на газ, вероятно, из-за проблем с болидом. Как минимум после финиша Фернандо не без труда добрался до пит-лейна, а звук мотора явно демонстрировал проблемы.
Авария и штраф «Ред Булл». 18-летний дебютант «Феррари» оказался выше Хэмилтона и Норриса
Однако о неполадках больше никто не заикался, даже руководитель «Астон Мартин» Майк Крак, кроме самого Алонсо. Поэтому, вероятно, в ситуации с британцем испанец действовал намеренно. После седьмого поворота идёт зона активации DRS – и у Расселла присутствовал шанс пройти Алонсо. Возможно, Фернандо хотел сбросить «Мерседес» с хвоста, чтобы выбить последнего из зоны открытия крыла или помешать разгону. Однако пилот «Астон Мартин» не рассчитывал, что его конкурент потеряет контроль и улетит в стену, а сам инцидент привлечёт внимание судей.
Не виноват, но штраф получил
Алонсо заявлял стюардам, что он хотел на предпоследнем круге пройти шестой поворот немного иначе. Для этого он должен был замедлиться раньше, однако, как утверждал Фернандо, он ошибся и ему пришлось вновь набирать скорость. Расселл же назвал этот манёвр хаотичными. Из-за него британец слишком быстро приблизился к болиду конкурента, резко потерял прижимную силу в грязном воздухе и утратил контроль над машиной. В тексте судей сказано, что именно это и стало причиной вылета Джорджа.
В этом эпизоде стюарды не рассматривали последствия аварии, а также указали на то, что у них не было достаточного количества информации, чтобы понять, направлены ли действия Алонсо на то, чтобы спровоцировать проблемы у Расселла.
При этом по итогу вину за разбитый болид «Мерседеса» на испанца судьи не возложили. В их вердикте написано, что Алонсо не должен быть ответственным за влияние грязного воздуха на остальных пилотов. Однако факт двойного торможения в скоростной связке признали в результате потенциально опасным и запрещённым статьёй 33.4: «Ни в коем случае нельзя вести автомобиль излишне медленно, непредсказуемо или таким образом, который может быть сочтён потенциально опасным для других гонщиков или любого другого человека».
Также дирекция гонки посчитала, что торможение было сознательным действием Алонсо, не связанным с ошибкой. Это стало отягчающим обстоятельством, поэтому назначить минимальный штраф (за это нарушение он составляет 10 секунд в этом сезоне) было невозможно. В результате — проезд по пит-лейну (20 секунд) и три штрафных балла к Суперлицензии (до этого Алонсо был чист).
Пилот «Астон Мартин» опустился с шестой строчки на восьмую и остался недоволен решением: «Я не думаю, что мои действия несли в себе опасность. И я разочарован тем, что получил штраф за жёсткую, но честную борьбу. И я рад, что с Джорджем всё в порядке, поскольку видеть его разбитый болид посреди трассы было не слишком здорово».
Со стороны выглядит странным, что пилот с опытом может так ошибиться — нажать на тормоз настолько рано, что времени хватит только на лишний разгон перед поворотом. Вероятно, испанец осознанно пытался подловить Расселла — и ему это удалось. Однако это явно не стоило того. У «Мерседеса» основная проблема заключалась в том, что болид был нестабилен в быстрых поворотах. Так, перед девятым поворотом у Джорджа не было шансов на хорошую атаку. Угроза позиции Алонсо была не так велика, чтобы идти на подобный манёвр, и даже без них Фернандо в крайнем случае он потерял бы лишь одну позицию, а не две, как после штрафа.