Бан для Квята. Россиянина отстранили от «Формулы-1»
За рулем болида россиянина заменит французский гонщик Пьер Гасли. «Советский спорт» - о том, что вообще происходит.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Увы – то, чего мы и боялись. В ближайших двух этапах – «Гран-при Малайзии» и «Гран-при Японии» - Даниил Квят участия не примет. Он вернется за руль только через три недели в Остине, а пока будет вынужден «наслаждаться» незапланированным отпуском. При этом непонятно, как будет развиваться ситуация до конца сезона – не исключен вариант, что после «Гран-при США» россиянин вновь уступит место в кокпите Пьеру Гасли. А это, возможно, означает конец карьеры в «Формулы-1» - действующего контракта с «Торо Россо» на следующий год у Квята нет. Серьезных предложений от других команд – тоже.
ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
Причин много. Чтобы не валить все в одну кучу, рассмотрим их по порядку.
1) Результаты
Конечно, Квята часто подводила команда. И машина ломалась, и личный инженер «чудил», и с тактикой ошибались. Из-за этого у Даниила испорчено немало гонок. Но, в конечном счете, подобные проблемы бывают у всех. Напарник россиянина, Карлос Сайнс-младший, в этом сезоне сошел 4 раза – столько же, сколько и сам уфимец. Но есть сухие цифры, и они безжалостны – на счету испанца в текущем чемпионате – 48 очков. У Квята – 4. Если вспомнить еще и прошлый год, то соотношение еще печальнее – 92-8! Карлос заезжал в десятку лучших в этом сезоне 9 раз, Даниил – всего дважды. И ни разу за 31 гонку в «Торо Россо» с момента перевода из «Ред Булл» наш представитель в «Формулы-1» не поднимался выше 9-й позиции на финише.
Это провал! Катастрофа!
2) Ошибки
При этом, увы, приходится признать – Квят часто сам виновен в плохих результатах. Показателен последний «Гран-при Сингапура» - никаких проблем с настройками, с техникой, с тактикой. Но Сайнс в квалификации – 10-й, Квят -13-й. В гонке Карлос финиширует 4-м, Даниил – разбивает машину после обгона Кевина Магнуссена, допустив ошибку на торможении на мокрой трассе и «убравшись» в стену. Даже Франц Тост после этапа не стал защищать россиянина. А это – самый тревожный симптом. Ведь в системе «Ред Булл» нет человека, который бы больше ценил и любил Квята, чем шеф «Торо Россо». И если сам Тост не нашел, что сказать в адрес Даниила, значит, сказать и правда нечего…
Причем эта ошибка – увы, не первая в этом сезоне.
3) Штрафные баллы
А следствие таких ошибок – 10 штрафных баллов в суперлицензии Квята. Наберешь 12 за последние 12 месяцев – получишь дисквалификацию на один «Гран-при». Причем часть очков у Даниила сгорит как раз на «Гран-при США». Случись что-то на «Сепанге» и «Сузуке» - и россиянин схлопочет «бан» от ФИА. А менять его в Остине как раз будет некем – у Пьера Гасли в эти же сроки намечен финальный этап «Суперформулы», в которой молодой француз борется за титул.
Тут «Торо Россо» отчасти страхуется. Конечно, выдернуть Гасли можно и в Остин, но не хотелось бы. А так в младшей «Скудерии» убьют двух зайцев – и Пьера в «Формуле-1» проверят, и Квяту дадут отдохнуть (а заодно – понять, что ему пора что-то серьезно менять в своем подходе к делу), и заодно – обезопасят россиянина от позорной дисквалификации (которых со времени введения штрафных баллов еще ни у кого не было).
4) Переход Сайнса в «Рено»
Вообще, дебют Гасли в этом сезоне ожидался и так. Карлос Сайнс по праву аренды переходит в «Рено» со следующего года, но команда из Энстоуна была не против посадить его за руль уже сейчас, начиная с Малайзии. Правда, все уперлось в контракт с Джолионом Палмером (именно его и хотят заменить испанцем). За досрочный разрыв англичанин требует 7 миллионов евро, «Рено» готова дать только 3. Договориться стороны пока не могут, а значит – Сайнс продолжит в нынешнем сезоне выступать за «Торо Россо». И раз уж Гасли все равно надо проверять, уступить место французу придется Квяту.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Это сложный вопрос, и ни у кого пока нет ответа. Квят явно находится в кризисе и не может вернуться к прежней форме, которая была у него в «Ред Булл» в 2015 году. Но полноценной замены россиянину пока не наблюдается. Молодежная программа «Быков» пребывает в полуживом состоянии, кроме Гасли там сейчас нет никого, кто был бы готов к «Формуле-1». Да и уровень француза вызывает вопросы – в прошлом году он с огромным трудом взял титул в GP2, хотя считался безусловным фаворитом, в этом – идет вторым в более скромной «Суперформуле». Гарантий, что Пьер «поедет» в королевских гонках, нет никаких. Тем более – что будет лучше Квята. И кого сажать в кокпит на следующий год, в «Торо Россо» до сих пор не решили. Есть варианты с протеже «Хонды», ведь именно японцы будут поставлять «телятам» двигатели, а значит, в теории, могут «продавить» свою кандидатуру. Но даже Нобухару Матцусита (самый опытный из всех этих кандидатур) пока не выполнил условия для получения суперлицензии. И вряд ли выполнит.
Так что шанс остаться в «Формуле-1» у Даниила есть. Причем – хороший. В «Торо Россо» надеются, что вынужденный отпуск пойдет ему на пользу. И россиянин сможет выйти на прежний уровень. Вполне вероятно, ему предложат новый годичный контракт, и в будущем сезоне Квят будет выступать с Гасли в роли нового напарника. Вот только Гасли уже никак нельзя уступать, как Сайнсу…