Магия Монцы
В предстоящие выходные на легендарной трассе в Монце пройдет последний европейский этап «Формулы-1» в этом сезоне – «Гран-при Италии».
МЕККА ФЕРРАРИ
Две недели назад в преддверии «Гран-при Бельгии», я заострил ваше внимание на том, что в календаре чемпионата мира остались лишь две настоящие трассы, словно пробившиеся сквозь толщу десятилетий и обездушивания спорта знаком доллара. Речь шла о Монако и Спа-Франкоршаме. И, если говорить о пилотаже, то, несомненно, так оно и есть. Другое дело, что остались еще и легендарные названия, Сильверстоун, например. Или Монца. Та самая Монца, что была построена в северном, индустриальном в то время, пригороде Милана еще в далеком 1922-м, – ни много ни мало восемь десятков лет тому назад. Построена в самом сердце королевского парка, где вековые аллеи деревьев-великанов просыпаются раз в год в первых числах сентября от рева гоночных моторов, куда стекается людское море, одетое в красное, – море поклонников «Скудерии Феррари», возведенной здесь в божественный ранг языческого тотема. Море тиффози, заполняющих трибуны медленной трассы с быстрыми прямыми.
Какой же медленной, удивитесь вы, если после падения одного из последних бастионов скоростных трасс Хоккенхайма, «Гран-при Италии» осталось в одиночестве в хит-параде трасс с феноменальной средней скоростью на круге? Дело в том, что формулировка принадлежит не мне, а Эдди Ирвайну, который четырежды имел честь выводить здесь на трассу тот самый тотем, – «гарцующего жеребца» из Маранелло. Но после десятилетнего опыта комментирования здесь гонок, я готов подписаться под этой фразой. Сама по себе скорость за 360 на длинных и широких прямых ничего не значит – скорость хороша в поворотах или на обгонах. Но вот первые тут как на подбор медленны, хотя и разнообразны, а если не считать первой шиканы, и весьма интересны – «Роджия», двойной «Лесмо», «Аскари», «Параболика», наконец. А вот про обгоны можно практически забыть. На этих скоростях аэродинамика современных болидов не дает им шанса подобраться под задний спойлер для эффективного слипстрима, а карбоновые тормоза одинаково эффективны (слишком эффективны, даже) как на «Феррари», так и на ее скромной соотечественнице «Минарди», ставшей с недавних пор благодаря Злобину и «Газпрому» милой и приятной русскому уху.
Короче говоря, об интересной борьбе тут можно забыть. Причем даже о тактической. Традиционный один пит-стоп, да еще и как можно более поздний, это в и без того самой короткой, лишь час с небольшим, гонке в календаре, – средняя скорость-то огромна! Чаще что-то решается либо из-за перегревшихся от постоянного напряжения моторов и тормозов, либо из-за банального замешательства механиков на пит-стопе, – порой и пары лишних секунд при дозаправке и смене резины тут хватает для выигранной или проигранной гонки. Но не стоит отчаиваться, все не так грустно, как я вам тут расписал. Ведь не зря сам дух Монцы, магической и трагичной, как говорят сами итальянцы, традиционно делает ее одним из хитов телесезонов во всем мире, если верить рейтингам просмотров. Да и квалификация здесь частенько получается максимально плотной и непредсказуемой. А ели уж вам довелось лично очутиться на трибунах, то не пропустите неизменный голос диктора, летящий над парком из поколения в поколение: «Микаэль Шумахер (а раньше было Жан Алези, Жиль Вильнев, Ники Лауда и т.д.) ущита делла Параболика... Ля Феррари нель трагуардо... Поооооооул-позишн! Гранде, гранде, гранде Микаэль (Жан, Жиль, Ники...)». Берет за душу, клянусь.
КТО БУДЕТ «ГРАНДЕ»?
В прошлом году «гранде» здесь был Монтойя. Тогда весь паддок во главе с Шумахером (последний как-то особенно) грустил по поводу 11 сентября, а главным предметом для обсуждения был Усама бен Ладен (которого с тех пор так и не поймали) и отмена гонки на Инди (которой так и не последовало). Михаэль был удручен так, что просто провалил уик-энд и даже не попал на подиум, что для трехкратного победителя «Гран-при Италии» было просто странно. А вот Хуан, хоть и выступал до этого два года в американском КАРТе, подошел ко всему этому куда более философски и продолжал оставаться концентрированным, собственно говоря, на Монце. И выиграл тогда свою первую гонку после целой серии почти выигранных из-за технических проблем «Гран-при». На этот раз Шумахеру опять не нужно уже бороться за титул, однако реабилитироваться перед тиффози он попробует наверняка. Ну а Монтойе также пора наверстывать счет победам. Тем более что у него на кону – вице-чемпионский титул, который он продолжает разыгрывать со своим партнером Ральфом Шумахером и, что куда более важно для трибун Монцы – с «ферраристом» Рубенсом Баррикелло, возведенным недавно аж в ранг первого пилота «Скудерии».
Впрочем, этот ранг отнюдь не помог ему даже приблизиться к пятикратному чемпиону мира в Арденнах. Запасная машина – это, конечно, сильно, но поспорить со своим партнером на любимой трассе последнего Рубиньо не удалось. Удастся ли в Монце? Вот вам и один из вопросов предстоящей гонки. А также подтянутся ли, наконец, «Уильямс» и «Макларен» на приличествующее расстояние к итальянской суперкоманде четырех последних лет? Кто возьмет верх в интереснейшей борьбе за очки в случае схода кого-то из недосягаемой шестерки пилотов топ-команд – клан «Мишлена» в составе «Рено», «Ягуара» и «Тойоты» или «Бриджстоуна» – «Заубер», «Джордан» и «БАР»? Ну а лично мне интересно еще и количество конюшен, что заполнят собой паддок Королевского парка. Сколько их будет: десять или одиннадцать? Приедет ли «Эрроуз»? А если приедет, останется ли до вечера воскресенья или снимется раньше? А если останется, то выедут ли на трассу его болиды? А если да, кто будет в таком случае партнером Энрике Бернольди? И сможет ли квалифицироваться в «Минарди» вернувшийся на место Энтони Дэвидсона Алекс Йонг? Ну и, наконец, кто станет чемпионом в Ф-3000 – француз Себастьян Бурдэ из «Супер-Новы» или чех Томаш Энге из «Ардена» (который, увы, уже не «Россия»)? Ведь между ними всего одно очко и одна гонка до титула! Одним словом, вопросов перед Монцей, как видите, хватает с лихвой!