Спасительные сигареты

null
news

Жара. Душная, тяжелая, испепеляющая жара. Пыльный котлован с застоявшимся, обжигающим легкие воздухом. Узенькие, словно нанизанные один на другой повороты большого картодрома и озверевшая от этой жары и горячительных напитков толпа на деревянных трибунах. Это и есть «Гран-при Венгрии».

ПОД ЖАРКИМ   СОЛНЦЕМ

Изможденные вылазками в ночной Будапешт с его девочками (нашими с вами, увы, нынешними и бывшими соотечественницами) механики, несмотря на эту жару, все также планомерно должны готовить болиды, ибо картодром на поверку оказывается самой что ни на есть настоящей гоночной трассой, на которой проходит самый что ни на есть настоящий этап чемпионата мира.

Давно испарился в паддоке энтузиазм по поводу пробитого в 1986 году железного занавеса, давно испарился и сам занавес, давно не приносят цветов к памятнику советским воинам-освободителям, что гордо стоит на холме над Дунаем. Остается «Гран-при Венгрии» – совершенно бессмысленная со спортивной точки зрения гонка, ибо грязные и пыльные повороты этой микротрассы очень редко дают зрителям даже намек на возможную попытку обгона. Поскольку никаким символом для «Ф-1» Восточная Европа больше не является, гонка стала бессмысленной и с политической точки зрения. Спасает ее пока лишь один-единственный аспект — экономический. Здесь не надо гордо прятать огромные логотипы сигаретных спонсоров, сюда еще не добралась пока борьба цивилизации за здоровый образ жизни.

Именно возможность демонстрировать табачную рекламу и привлекала организаторов чемпионата в венгерском этапе, ибо все их усилия — перестроенный паддок да «Берни авеню» для официальных лиц – вряд ли перевесили бы вышеописанные минусы. Тем более когда в календарь стучатся такие богатые и серьезные клиенты, как Китай, Эмираты, Турция... Хотел добавить Россия, да только вздохнул... Но отныне Венгрия надеется, что ее примут в Европу, куда в отличие от НАТО попасть оказалось не так просто и быстро, а если это произойдет, то и общая директива о полной отмене табака в 2006-м коснется «Хунгароринга» в год двадцатилетия здесь первой гонки. И тогда за судьбу этого «Гран-при» поручиться будет тяжело. Пока же трибуны вновь готовятся принять болельщиков.

ДОСТУПНЫЙ «ГРАН-ПРИ»

Может быть, единственный положительный аспект в этой гонке — это его относительная доступность для широких масс. Тут и еще не пресытившиеся двумя домашними этапами (и не доставшие билетов на предстоящий Спа) немцы, и огромное количество финнов, которым помогает общая с венграми принадлежность к редчайшей финно-угорской языковой группе. Правда, Мика уже официально объявил об окончательном конце своей карьеры, второй Мика пока скован набирающей обороты «Тойотой» (см. интервью с ее техническим директором Гюставом Брюннером в этом номере «Советского спорта»), а Кими что-то никак не обретет на родине надлежащей поддержки. А вот в лучшие годы сражений Хаккинена за чемпионский титул тут перед гонкой ежедневно садились по 15 чартеров из Хельсинки. А еще на трибунах «Хунгароринга» можно встретить огромное количество наших с вами соотечественников. И пусть не расстраиваются те, кто потом читает в Интернете их «отчеты», сводящиеся к «пили, лазали через забор без билетов, пили, бежали до финиша к подиуму, пили».

Естественно, они есть, но таких, заверяю, меньшинство. Встреченные мною русские болельщики просто были рады попасть на этот праздник жизни, помахать флагами (в том числе и русскими!), купить символику любимой команды или пилота, увидеть своими глазами болиды и услышать своими ушами неподражаемый звук (слова рев или вой намеренно опускаю — не то!) их моторов. Тем более что вплоть до недавнего времени в Венгрию не нужна была виза (теперь в Европу рвутся...), а цены на самолет, билеты и гостиницы были куда меньше, чем на других автодромах. Правда, в этом году будет и одно но. Раньше здесь все же был определенный спортивный интерес, если не с точки зрения самой гонки, то, по крайней мере, — чемпионата. Правда, Мэнселл в 92-м и Шумахер год назад добывали титул именно здесь, но в этом тоже есть свой шарм. А вот когда все уже решено заранее, причем задолго, — это, согласитесь, несколько не то.

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Нет, конечно, остается борьба за второе место, причем борьба, как мы уже говорили, все более и более интересная, но судьба титула решена. Как здесь, в Венгрии, может быть решена и судьба Кубка конструкторов. Для этого «Феррари» нужно просто сохранить нынешний отрыв от «Уильямса». Задача, заметим, вполне посильная. Шумахер уже трижды становился обладателем «Гран-при Венгрии», а с «поула» и вовсе стартовал тут пять раз. Баррикелло же хоть и набрал всего 12 очков, на этот раз чуть ли не формально провозглашен первым пилотом «Скудерии»! По крайней мере, запасная машина вновь будет в его распоряжении. Правда, в Германии это сослужило ему дурную службу, ибо Браун с Тодтом в итоге признались, что перестраховались на стартовой решетке, и с гоночной машиной Рубенса все было нормально. А вот на запасной, по ходу гонки, как помните, заклинило горловину бака. Но это мелочи, главное, что настрой у немца и бразильца боевой. Да и трасса больше подходит «Феррари», чем «Уильямсу» с его соперничеством Хуана-Пабло Монтойи и Ральфа Шумахера. Если только «Мишлен» при этой жаре не выстрелит. И тогда не стоит сбрасывать со счетов и «Макларен» еще одного претендента на вице-чемпионство — Дэвида Култхарда. Шотландец уже пять раз финишировал на «Хунгароринге» на подиуме.

Я бы рискнул назвать и пару других темных лошадок. Жак Вильнев, например, который дважды выигрывал здесь в годы могущества «Уильямса», но умудрился и затем приехать на подиум. Кроме того, у канадца еще явно не закончены финансовые переговоры с Дэйвидом Ричардсом, и неплохой результат может в этой связи пойти ему только на пользу. И ... Хайнц-Харальд Френтцен. Да, он покинул «Эрроуз», да, не факт, что немец вообще выйдет на старт, но ведь и год назад он дебютировал на «Просте» после эпизода с «Джорданом» именно здесь. А мастерства в Венгрии уроженцу Менхенгладбаха не занимать — Френтцен уже четырежды финишировал здесь в очках.