Мекка «Феррари»

До конца первенства мира «Формула-1» остались считанные этапы, а напряжение в чемпионате накалилось до предела. В ход даже пошли запрещенные приемы, подобные разборкам по поводу соответствия шин регламенту у половины пелотона.
news

ФОРМУЛА-1

До конца первенства мира «Формула-1» остались считанные этапы, а напряжение в чемпионате накалилось до предела. В ход даже пошли запрещенные приемы, подобные разборкам по поводу соответствия шин регламенту у половины пелотона.

С БЛАГОСЛОВЕНИЯ МУССОЛИНИ

С момента образования «Формулы-1» в 1950 году наряду с британским этапом «Гран-при Италии» неизменно присутствует в календаре этих соревнований. И если в Великобритании в качестве хозяина выступали различные трассы — «Сильверстоун», «Брендс-Хэтч» и «Эйнтри», то у итальянской Монцы в этом отношении нет конкурентов. Лишь однажды, в 1980 году, «Гран-при Италии» заглянул в Имолу, но больше исключений не было. Этап 2003 года станет уже 53-й гонкой «Формулы-1» на автодроме в Монце. Никакая другая трасса не принимала у себя столько «Гран-при» в рамках «королевы автоспорта». Лишь еще одна легенда — трасса в Монако (50 гонок в «Формуле-1») находится рядом с Монцей по этому показателю.

Город Монца, население которого составляет около 120 тысяч человек, расположен в провинции Милан. Сам «Аутодроме Национале» находится в королевском парке Монцы и был основан в далеком 1922 году при непосредственном участии итальянского диктатора Бенито Муссолини. На волне небывалого роста интереса к автоспорту в мире дуче не мог позволить, чтобы у каких-то «проклятых янки» был лучший на тот момент автодром — «Старая кирпичница» в Индианаполисе. Под лозунгом «Все лучшее должно быть в Италии!» за какие-то 110 дней по методу «народной стройки» был возведен гигантский автодром, который впоследствии стал одним из символов не только автомобильной Италии, но и, пожалуй, всего мира.

ДОМАШНЯЯ ТРАССА

За более чем 80-летнюю историю гонки в Монце знавали и триумфальные взлеты одних, и жестокие разочарования других, но неизменным остается один атрибут — скорость, скорость и еще раз скорость. «Аутодроме Национале» как нельзя лучше передает итальянский характер — взрывной, темпераментный, неудержимый. Сама схема трассы располагает гонщиков действовать по принципу «газ в пол» — длинные прямые, скоростные повороты. Одна «Параболика» чего стоит, ведь недаром многие гонщики называют ее самым любимым поворотом. И даже построенные в последнее время на трассе несколько шикан, призванных гасить непомерные скорости болидов, все равно не лишили «Монцу» статуса «быстрого» трека.

Неотъемлемым атрибутом Монцы являются также безумные тиффози. Итальянских фанатов хлебом не корми, дай лишь поболеть за своих любимцев. А переживают они в первую очередь даже не за своих соотечественников среди пилотов, а за итальянские конюшни. В нынешнем первенстве таких команд две — «Минарди» и «Феррари». И если ребята из Фаэнцы изначально звезд с неба не хватали, то легендарная Скудерия в глазах миллионов их поклонников достойна только первого места.

В настоящее время «Феррари» переживает заметный спад. Последние пять гонок принесли Скудерии лишь одну победу Рубенса Баррикелло (в Сильверстоуне) да еще пару третьих мест — по одному на Шуми и Рубиньо. В это же время главные конкуренты из «Макларена», а особенно «Уильямса», ударными темпами набирали очки. И вот за три этапа до конца чемпионата в зачете пилотов вслед за Михаэлем Шумахером (72 очка) друг за другом с отставанием в одно очко выстроились Хуан-Пабло Монтойя (71) и Кими Райкконен (70). Более того, в Кубке конструкторов «Феррари» уже лишилась первого места (121), отставая от «Уильямса» (129), да и «Макларен» подобрался очень близко (115).

ШИННАЯ ВОЙНА

Главная причина прогресса «Макларена» и «Уильямса» видна любому, кто хоть как-то следит за развитием дел в чемпионате. Шины «Мишлен» на фоне «Бриджстоуна» выглядят в последнее время настолько сильнее, что практически все болиды, оснащенные французскими покрышками (а это кроме «Макларена» и «Уильямса» еще «Ягуар», «Тойота» и «Рено»), стали значительно опережать своих японских оппонентов. Заметив в споре доселе равных конкурентов явный крен в пользу одной из сторон, ФИА забила тревогу и подвергла ревизии покрышки «Мишлен». Некоторые недоброжелатели полагают, что этот вопрос «всплыл» при непосредственном участии «Феррари».

Раздавались призывы не допускать все «мишленовские» команды до «Гран-при Италии» и даже лишить провинившихся всех набранных очков в чемпионате. «Я не знаю, с каких пор у «Мишлена» эти покрышки, — заявил генеральный директор «Феррари» Жан Тодт, — но команды, использующие их, должны быть дисквалифицированы». По этому поводу свое недоумение выразил даже победитель последнего «Гран-при Венгрии» испанец Фернандо Алонсо из «Рено»: «Наши шины в этом году превосходят «Бриджстоун», вот и все. В этом главная проблема. Когда «Феррари», Шумахер и «Бриджстоун» выиграли все, что только можно, никто не жаловался на их резину. А когда Михаэль и «Феррари» проигрывают, это сразу становится трагедией».

Перед самым «Гран-при Италии» ФИА все-таки сделала заявление, что новые покрышки, показанные «Маклареном» и «Уильямсом» на тестах в Монце, полностью соответствуют регламенту: «На встрече с представителями «Мишлена», «Уильямса» и «Макларена» нам были показаны образцы новых покрышек до и после использования. Технический отдел ФИА подтвердил, что они соответствуют регламенту «Формулы-1», если будут точно так же вести себя в Монце».

СТАТИСТИКА «ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ»

Наибольшее количество побед на «Гран-при Италии» на счету Нельсона Пике (4). По три подобных успеха у Хуана-Мануэля Фанхио, Стирлинга Мосса, Ронни Петерсона, Алена Проста и Михаэля Шумахера.

Среди команд на итальянском этапе лидируют те же три команды, которые ведут борьбу за Кубок конструкторов в нынешнем чемпионате: «Феррари» – 14, «Макларен» – 7 и «Уильямс» – 6.

Явного лидера по быстрейшим кругам нет. Фил Хилл, Джим Кларк, Клей Регаццони, Айртон Сенна и Мика Хаккинен по три раза лучше всех проезжали круг в гонке.

Первенство по поул-позишн держат Хуан-Мануэль Фанхио и Айртон Сенна – по пять. Джон Сертиз и Джим Кларк имеют по три.