Азиатское пекло
ФОРМУЛА-1
В предстоящие выходные на автодроме «Сепанг» состоится второй в нынешнем сезоне этап чемпионата «Формулы-1» — «Гран-при Малайзии». По мнению большинства экспертов, гоночный уик-энд должен ответить на два вопроса: таким ли уж случайным был в Австралии успех пилотов «серебряных стрел» и смогут ли они и в дальнейшем всерьез бороться с гонщиками «Феррари»?
ПОГОДА СМЕШАЛА ВСЕ КАРТЫ
Поклонники автоспорта с нетерпением ожидали начала сезона. Это объяснялось не только привычным предстартовым волнением, но еще и неизвестностью — на что может рассчитывать та или иная команда в связи с введением целого ряда изменений в правила соревнований. Пока делать какие-то выводы рано, но уже сейчас появилась стойкая уверенность, что интриги в каждой гонке будет значительно больше, чем в прошлом сезоне. Так, президент ФИА Макс Мосли считает, что только серьезные изменения в правилах помогли сделать уик-энд в Австралии таким захватывающим. Лидер в гонке менялся шесть раз, и на первой позиции успели побывать четыре пилота. «Мы сделали гонку такой захватывающей, потому что почти все машины, кроме двух «Феррари», были разбросаны по разным позициям стартовой решетки. И это безусловный плюс нового регламента, — сказал Мосли. — К тому же болиды начинали гонку с разным количеством топлива, чего раньше практически никогда не было».
А вот технический директор «Макларена» Эдриан Ньюи уверен, что зрелищной гонку в Мельбурне сделали отнюдь не новые правила: «Этап в Австралии был интересным для зрителей в связи с погодой. На прогревочном круге Кими Райкконен понял, что трасса высыхает быстрее, чем мы предполагали, и поэтому он заехал на смену резины. В результате наш пилот стартовал из боксов. Однако это не помешало ему уже через несколько кругов оказаться даже выше той позиции, с которой он должен был начать гонку».
Дэвид Култхард «надел» сухую резину после второго круга и долгое время не претендовал на успех, но в конце концов за счет грамотной тактики шотландец сумел добиться своей 13-й победы в карьере: «Прекрасный конец тяжелого уик-энда и превосходное начало сезона. У нас была правильная стратегия, которая позволила использовать во благо необычные обстоятельства с погодой и автомобилем безопасности».
«Макларен» стал лидером в Кубке конструкторов, но согласятся ли с этим их оппоненты из «Феррари» и «Уильямса», покажет гонка в Малайзии. Прежде всего постарается исправиться Рубенс Баррикелло, который на «Гран-при Австралии» не справился с управлением и закончил гонку досрочно, разбив машину об отбойник. Как признался бразилец после этапа, перед несчастным случаем он разговаривал по радио с работниками в боксах о заезде туда для отбытия штрафа за фальстарт и, видимо, на мгновение потерял концентрацию: «Я вошел в поворот номер 5 слишком быстро и не смог удержать болид».
За секундную невнимательность Рубиньо получил от Жана Тодта жесткую порцию критики. А вот Михаэль Шумахер, наоборот, всячески подчеркивает свое удовлетворение результатом, хотя он впервые за долгое время не смог подняться на подиум. Он проделывал эту приятную процедуру на 19 последних этапах, начиная с «Гран-при США»-2001. «К концу гонки некоторые элементы обшивки стали свисать с болида. Было такое ощущение, что машина повреждена, и я опасался за ее колеса. Поэтому, я думаю, мы можем быть счастливы четвертым местом. Это был интересный день с множеством событий. Заработанные 5 очков еще пригодятся нам в чемпионате». В том, что болид Шуми получил повреждения, косвенно виноват Кими Райкконен. Финн подверг пятикратного чемпиона мира жесткому прессингу, заставив того ошибаться. Вот как описывает гонщик «Макларена» один из эпизодов их борьбы: «Я вел долгое сражение с Михаэлем Шумахером, и мне удалось удержать его позади себя. В одном из эпизодов он быстро вышел из последнего поворота, что позволило ему бросить вызов на торможении в повороте номер 1. Мы были рядом, но я находился на внутренней траектории. Места на два автомобиля не хватило, так что я остался впереди».
ГОРЯЧЕЕ СОЛНЦЕ – ВОДЫ БЫ ГЛОТОК
Теперь все поклонники автоспорта ожидают продолжения дуэли трех ведущих команд в Малайзии. Год назад на трассе «Сепанг» с «Феррари» всерьез сражался «Макларен», но еще более сильное сопротивление Скудерия получила со стороны «Уильямса», которому в итоге удался убедительный дубль. Нет сомнений, что в том успехе существенную роль сыграли покрышки «Мишлен». Еще один важный фактор — каждый год первые этапы чемпионата физически особенно изматывают пилотов. Гонки на автодромах «Сепанг» и «Интерлагос», по сравнению с другими «Гран-при», проходят в самых жарких и влажных условиях, и здесь очень важно справиться с обезвоживанием организма. Жара от асфальта, работающие механизмы болида и огнеупорная одежда создают вокруг тела пилота парниковый эффект. За гонку пилот теряет до литра жидкости и до четырех килограммов веса. Даже если предварительно выпить нужное количество воды, все равно во избежание физического истощения требуется специальная закалка.
«Гран-при Малайзии» считается домашним для команды «Заубер-Петронас». Гонщики этой конюшни традиционно перед началом этапа проводят многочисленные рекламные акции, дабы привлечь внимание малайзийцев к «королевским гонкам». На сей раз Хайнц-Харальд Френтцен и Ник Хайдфельд еще до начала гоночного уик-энда успели встретиться со студентами, устроить перед 20-тысячной толпой показательный пит-стоп, побывать на фабрике по производству удобрений, поработать на рисовом поле и поучаствовать в официальном открытии фан-клуба команды. Ну и, конечно же, они раздали бесчисленное количество автографов.
СТАТИСТИКА «ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ»
«Гран-при Малайзии» является вторым по молодости этапом «Формулы-1» после «Гран-при США», который появился в Индианаполисе в 2000 году. Все же говорить о США как о новичке неуместно, ведь гонки в рамках «первой формулы» проходили здесь на различных трассах, в том числе и на кольце в Индианаполисе, более пятидесяти раз. А вот в Малайзию «Большие призы» пришли в 1999 году и сразу стали неотъемлемой частью «формулического» календаря.
На первом малайзийском «Гран-при» первенствовал Эдди Ирвайн. Две последующие победы — на счету Михаэля Шумахера, а в прошлом году первенствовал его младший брат Ральф.
С поул-позишн все гораздо проще. Все четыре раза в квалификации побеждал Михаэль Шумахер.
В 1999 году лучший круг в гонке показал Михаэль Шумахер, затем два года подряд не было равных Мике Хаккинену, а в прошлом сезоне быстрейшим оказался Хуан-Пабло Монтойя.
Что касается команд, то три победы значатся на счету «Феррари» и одна — у «Уильямса», все четыре поул-позишн завоевала Скудерия, а вот быстрейших кругов в гонке больше всего у «Макларена» (два). По одному подобному успеху — у «Феррари» и «Уильямса».