Лесорубы Австралии точат топор войны
ФОРМУЛА-1
Томительное ожидание нового сезона в «Формуле-1» подошло к концу. В этот уик-энд, когда в России весь честной народ будет провожать Масленицу, рев моторов на трассе мельбурнского «Аль- берт Парка» возвестит о старте 54-го чемпионата мира, который вполне может войти в историю «королевских гонок» как «антикризисный».
РЕВОЛЮЦИЯ НАСТУПАЕТ
В последние годы в «Формуле-1» практически всегда срабатывало правило — победитель первого этапа в итоге и становился чемпионом мира. Лишь в 1997 и 1999 годах Дэвид Култхард и Эдди Ирвайн, вырвавшись вперед на старте, затем уступили корону Жаку Вильневу и Мике Хаккинену соответственно. А в остальном все было плавно и размеренно: выиграл первую гонку — получи корону в конце сезона и распишись. Что же касается нового чемпионата, то не исключено, что результаты некоторых гонок будут непредсказуемыми и где-то даже нелогичными. Дело в том, что в межсезонье с октября по март Международная федерация автоспорта (ФИА) дважды вносила революционные изменения в правила, способные, по мнению многих экспертов, внести еще большую интригу в «Формулу-1».
Все нововведения вызваны, главным образом, двумя обстоятельствами: доминированием «Феррари» в прошлом чемпионате, в результате которого снизился интерес к «королевским гонкам» со стороны зрителей, а также глобальным кризисом в мировой экономике и связанным с этим уменьшением притока финансовых средств во все структуры «Большого цирка». По этой причине в 2002 году сразу две команды, «Прост» и «Эрроуз», обанкротились, а еще две — «Минарди» и «Джордан» — приблизились к опасной черте.
Серьезному пересмотру подверглись не только система проведения квалификации, изменился порядок подсчета очков, так еще по окончании субботнего зачетного часа машины должны быть отбуксированы в закрытый парк до самого начала воскресной гонки. Работать над ними можно будет только по особому разрешению и под строгим контролем наблюдателей ФИА. В связи с этим воскресный уорм-ап отменяется, а на старт болиды выйдут, имея на борту столько же топлива, сколько осталось после квалификации.
Это привело к тому, что «командные стратеги оказались перед дилеммой: проехать очень быстро в квалификации и сделать первый пит-стоп в гонке уже во время первых кругов или сберечь топливо для гонки, но тогда уступить поул-позишн сопернику» — так объясняет ситуацию президент ФИА Макс Мосли. Из-за новых мер значимость хорошей позиции на старте немного снижается, в то же время заправленные подходящим количеством топлива машины могут создать на трассе дополнительные моменты гоночной борьбы.
УГРОЗА ЗАБАСТОВКИ
Что же касается первого этапа сезона — «Гран-при Австралии», то его ожидание становится все более волнительным. И не только из-за неизвестности — к чему приведут многочисленные изменения в правилах, но и, например, из-за грядущей забастовки австралийских лесорубов, которые угрожают перекрыть трассу сотней грузовиков. Бастующие таким образом пытаются добиться от парламента штата Виктория реформы местного управления лесным хозяйством.
С большой долей вероятности в ход «Гран-при» может вмешаться небесная канцелярия. Синоптики предсказывают на пятницу облачную погоду с прояснениями, а вот в субботу и воскресенье, скорее всего, будет лить дождь, температура воздуха при этом установится в районе 20 градусов Цельсия.
Каковы бы ни были шансы на победу того или иного гонщика, все команды уже прибыли в Мельбурн и готовы вступить в борьбу. Пятикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, естественно, вновь постарается побороться за титул. В числе своих главных конкурентов он видит Дэвида Култхарда и Хуана-Пабло Монтойю.
ГОД | ПЕРВЫЙ «ГРАН-ПРИ» | ПОБЕДИТЕЛЬ | ЧЕМПИОН |
1992 | ЮАР | Мэнселл | Мэнселл |
1993 | ЮАР | Прост | Прост |
1994 | Бразилия | М.Шумахер | М.Шумахер |
1995 | Бразилия | М.Шумахер | М.Шумахер |
1996 | Австралия | Д.Хилл | Д.Хилл |
1997 | Австралия | Култхард | Жак Вильнев |
1998 | Австралия | Хаккинен | Хаккинен |
1999 | Австралия | Ирвайн | Хаккинен |
2000 | Австралия | М.Шумахер | М.Шумахер |
2001 | Австралия | М.Шумахер | М.Шумахер |
2002 | Австралия | М.Шумахер | М.Шумахер |
ГОНОЧНЫЙ УИК-ЭНД
ПЯТНИЦА
8.45—10.45 Индивидуальные тесты (пока для четырех команд — «Рено», «Ягуар», «Джордан» и «Минарди»)
11.00—12.00 Свободная практика
13.00—14.00 Квалификация, часть 1 (которая формирует порядок старта в субботней квалификации)
СУББОТА
9.00—9.45 Свободная практика, часть 1
10.15—11.00 Свободная практика, часть 2
13.30—13.35 Разминка (уорм-ап)
14.00—15.00 Квалификация, часть 2 (3 круга для каждого пилота, выезд в обратном порядке по результатам пятничной квалификации)
ВОСКРЕСЕНЬЕ
14.00 Старт гонки
СТАТИСТИКА «ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ»
Впервые «Гран-при Австралии» появился в календаре «Формулы-1» в 1985 году. Первые 11 гонок прошли на трассе в Аделаиде, а с 1996 года «формулический» караван стал посещать Мельбурн.
Чаще всего в предыдущих 18 гонках побеждал Михаэль Шумахер – 3 раза. Дважды отличались Ален Прост, Айртон Сенна, Герхард Бергер и Дэймон Хилл. По разу выигрывали Кеке Росберг, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Тьерри Бутсен, Мика Хаккинен, Эдди Ирвайн и Дэвид Култхард.
Рекордсменом по числу поул-позишн в Австралии является Сенна – 6. По три подобных успеха у Мэнселла и Хаккинена, 2 – у Вильнева.
Шумахер лидирует по количеству быстрейших кругов в гонке (4), подиумов (5) и набранных очков (42). А вот больше всего стартов с первого ряда было у Айртона Сенны (7).
Больше всего побед на «Гран-при Австралии» было у «Макларена» – 7. По 5 выигрышей у «Феррари» и «Уильямса». У «Бенеттона» (1).