«Горы приняли её навсегда». Знаменитая российская альпинистка погибла загадочной смертью
Канченджанга считается третьей по высоте вершиной планеты, а вместе с тем - едва ли не самой неприступной. Неспроста в непальских легендах эту гору представляют ревнивой женщиной, готовой без пощады расправиться с любой соперницей. Только в начале 90-х в гималайских снегах расстались с жизнью несколько известных альпинисток, одной из которых, к несчастью, оказалась Екатерина Иванова.
Мечтой советской, а впоследствии российской скалолазки было покорить все 14 «восьмитысячников». Осенью 1994 года она отправилась на свою четвёртую миссию, однако завершить её спортсменке оказалось не суждено.
Молодая девушка погибла на высоте 6700 метров.
«Победить мужиков во всём»
Екатерина родилась в начале 60-х на востоке Казахстана. Девочка жила в крохотной, ныне обезлюдевшей деревушке в предгорье Алтая и с детства была окружена живописной природой. Воспитывалась она в большой семье: у её отца-колхозника и матери-медсестры было четверо детей.
Горная романтика Катю привлекала всегда: ещё ребёнком она постоянно ходила в походы и мечтала о покорении вершин. Закончив школу, девушка решила стать геологом – и ради этого переехала в Сибирь, поступив в Иркутский политехнический университет. Там Иванова профессионально увлеклась горным туризмом, а затем и альпинизмом, который стал для неё настоящей страстью.
Девушка регулярно тренировалась, много путешествовала и участвовала в соревнованиях, выигрывая награды одну за другой. Бешеный азарт был присущ Екатерине с детства: особенно она любила соперничать с парнями.
По своим повадкам Катька всегда стремилась походить на мальчишку: сильная, дерзкая, решительная. Любимым приветствием с мужчинами у нее был удар кулаком в живот. В юности она всегда недоумевала, зачем природа создала ее женщиной. А взаимоотношения полов сводились только к одному: победить мужиков во всём, — цитирует Baikal Info Григория Скаллера, президента Федерации альпинизма Иркутской области.
«Неповторимое зрелище»
Скалолазкой Иванова была храброй, вернее, совершенно бесстрашной. Однажды девушка даже специально оторвалась от группы, чтобы угодить под лавину: спортсменке просто было интересно увидеть её своими глазами, так сказать, изнутри. В то же время Екатерину отличали исключительное трудолюбие и лидерские качества: она умела заряжать команду и вести людей за собой.
Своё имя альпинистка вписала в историю уже в середине 80-х. Во время экспедиции в Восточных Саянах она стала первой, кто взошёл на вершину высотой 3065 метров, получившую шутливое название «Катька-дура»: такое уж было пари у ребят-скалолазов.
Впрочем, это достижение было в карьере Ивановой вовсе не главным. Через несколько лет девушка поставила перед собой невероятно амбициозную задачу – покорить все 14 «восьмитысячников». Большая их часть располагается в Гималаях, куда Екатерина планировала попасть вместе с советской экспедицией в конце 80-х. Во время подготовки к командировке скалолазка познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием, но ни одного из них в Непал в итоге не взяли: женщин «отцепили» от поездки вообще, а супругу спортсменки просто не повезло.
«Будто глотаешь битое стекло». Что пережили советские герои альпинизма на Эвересте
Однако Екатерина не отчаивалась - и уже в 1990 году смогла исполнить свою мечту. На этот раз альпинистку всё же включили в состав международной группы, которая должна была совершить восхождение на Эверест. Экспедиция завершилась успешно: Иванова стала первой советской женщиной, покорившей самую высокую гору планеты, и всего 11-й – во всём мире. Все свои переживания во время похода спортсменка записывала в дневники, часть которых была позже обнародована.
Последний снежный подъём! Начинает медленно вырисовываться панорама Гималаев. Пытаюсь вспомнить, где я видела нечто подобное. Ну, конечно, на картинах Рериха. Как точно художник передал палитру неземных красок. Неповторимое зрелище! Радость какая-то детская, — писала Иванова.
Последний поход
Покорив впоследствии два других «восьмитысячника», Шиша-Пангму и Манаслу, в 1994 году Иванова задумала взойти на Канченджангу. Павел Кукушкин, последний журналист, которому довелось пообщаться с альпинисткой перед тем роковым походом, вспоминал, как девушка прощалась с мужем. Екатерина и Дмитрий молча держались за руки, глядя друг на друга - и как будто понимая, что эта их встреча может стать последней. Супруг спортсменки позже говорил, что всегда осознавал риск этих экспедиций, но принимал его как данность: таков уж дух скалолазания.
Поднималась на свой четвёртый гималайский пик Иванова вместе с белорусским коллегой Сергеем Жвирблей. О коварности этой вершины девушка знала хорошо: всего за два года до этого здесь погибла полька Ванда Руткевич, до этого покорившая восемь «восьмитысячников». Это обстоятельство, однако смелую скалолазку не остановило.
10 часов в открытом море. Российский спортсмен погиб после экстремального заплыва
Свой поход дуэт начал 8 октября. Продвигалась команда уверенно, так что уже спустя двое суток оказалась на высоте 6700 метров. Вечером того же дня спортсмены передали по рации, что миссия идёт по плану, и остановились на ночлег. Однако продолжить восхождение Екатерина и Сергей не смогли.
Что и как именно произошло в ту ночь на горе – не узнает уже никто. Лагерь альпинистов накрыло снежным сходом, так что их тела навечно остались погребены под гималайским льдом – найти их так и не удалось. Муж Ивановой узнал о трагедии лишь месяц спустя: скалолазка оставила ему трёхлетнюю дочь Ульяну. Екатерина ушла из жизни в возрасте 32 лет, оставив о себе добрую память на родине – и став легендой мирового альпинизма.
«Катя рвалась в горы, и те приняли её навсегда», — написал тогда о гибели спортсменки журналист Кукушкин.