На память остались газеты в шкафу…
Чуть больше года назад Лейла Албогачиева рассказывала, как стала первой женщиной из Ингушетии, покорившей Эверест. Выпуски газеты с интервью альпинистка попросила отложить, обещала забрать этим летом. Вчера спасатели нашли ее тело на Эльбрусе на высоте 5200 метров, а мы нашли в шкафу 7 номеров газеты от 14 июня 2013 года. Отдать их теперь некому…
«ЗАХОДИТ ГИТЛЕР И ГОВОРИТ: «ТЕБЕ НЕ ВРЕМЯ»
Попав в метро после разговора с Лейлой, дважды переходил с кольцевой на радиальную в поисках своей станции на «Парке культуры». Серьезно, в голове было столько историй, что она не могла отвлекаться на поиски «Библиотеки им. Ленина» и занималась исключительно поиском композиции, заголовком, подбором интонации для текста. С Лейлой мы общались часа три: пресс-конференция, интервью после пресс-конференции, потом пили кофе. Все это время альпинистка рассказывала что-то интересное. Одна деталь была лучше другой, каждая следующая история занимательнее предыдущей.
– Еще в 2011‑м поняла, что покорю Эверест, – рассказывала Лейла. – Вообще часто вещие сны снятся. На Эвересте был сон: я стою в концлагере, и нас отправляют в газовую камеру. Вдруг заходит Гитлер и говорит мне: «Тебе не время, тебе надо сотрудничать с нами». В этот день погиб первый шерп. На высоте 7 тысяч его нашли, а через два дня умер шерп в другой группе. Мне почему-то снились Брежнев и Гагарин. Брежнев меня водит по Кремлю, все рассказывает.
– У альпинистов много суеверий и загадочных историй, напугаете нас?
– Меня саму пытались пугать. Есть история про черных альпинистов. Я же пять ночей жила одна на Эльбрусе, рассказывали, что многие там видят черных альпинистов – стоит девушка и зовет в пропасть. Человек идет к ней и разбивается. Со мной такого не было, правда, один раз заблудилась. Погода очень быстро меняется, поднялась метель, и я не понимаю, куда идти, а на Эльбрусе есть такое место, где легко заблудиться и люди часто погибают. Начала молиться – вижу: снег перестал, выглянуло солнце. Бог показывает мне, куда надо идти.
«ПАРОЛЬ «ВОЛК»
Газета подписывается в 23.30, текст был готов к утру, но к обеду у нас не было фотографий. Кто бы мог подумать, что в эпоху цифровых технологий за цифровыми же фотографиями придется ехать. «Я не умею отправлять их по почте, – смущенно призналась альпинистка. – Хотите – приезжайте, отправите сами с моего телефона».
Лейла умела забраться на высоту 8848 метров, сделать там снимки, но не умела отправить их по электронной почте. Пятый iPhone и в качестве пароля слово «Волк». Такой она и была: учительница русского языка, знающая горы лучше профессиональных альпинистов:
– Предлагали мне есть дошираки, а я не могу их есть. Лапша быстрого приготовления – не высотное питание. В первые недели давали курицу, рис, а я хотела баранину. Они говорят, есть только яки. Съела б и яка, но их оказалось не много. При этом мясо, несколько килограммов, мы закупали перед походом. Я вообще не хотела идти с шерпами: четыре раза просила достать мне из рюкзака термос с водой, а он махал рукой и уходил. В итоге я практически пять дней ничего не ела.
Или еще фраза:
– Я никогда не говорю, что покорю гору. Считаю, что горы меня принимают, а я их люблю в ответ. Покорить их невозможно: они стояли и будут стоять. А еще разговариваю с ними, когда приезжаю, говорю: «Здравствуй, друг Эверест. Тебе привет от Эльбруса». Многие не понимают этого: скалы, вечная мерзлота – и постоянно рядом смерть. Но я не могу отказаться от зрелища, которое открывается, когда поднимаешься на вершину.
Лейла казалась настолько необычной, что, когда неделю назад появилась новость с ее именем и словами «пропала в горах», подумалось, что и здесь все закончится не так, как всегда.
Но вчера газеты, которые мы отложили для ингушской альпинистки, пришлось достать из шкафа и безыдейно вертеть в руках. Албогачиева, которая всегда любила смотреть на мир сверху, теперь видит планету с недосягаемой для нас высоты.