Праздник, которого ждали почти полвека
«ПОЧЕМУ МОТОСПОРТ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ?»
Такое долгое ожидание не выпадало ни одному российскому городу. Владивосток как-то сделал паузу в 31 год – с 1976‑го по 2007‑й. Балаково – в 15 лет: с 1988 года по 2003‑й. Тольятти и вовсе ограничился «всего» десятилетием – с 1981‑го по 1991‑й. Надо ли говорить, что в Салавате в день гонки был праздник? Трибуны, как обычно, ломились от болельщиков, а выезд мотогонщиков на представление сопровождали салаватские байкеры. Тем удивительнее, что в последние годы мотоспорт в Салавате переживает не лучшие времена. Почему это происходит?
– В первую очередь потому, что к нему пропал интерес у инвесторов, – рассуждает руководитель клуба «Салават» Денис Сайфутдинов. – А ведь у нас во все времена мотоспорт славился высочайшими достижениями. Одних чемпионских имен и фамилий столько, что если начнем с утра перечислять – времени до вечера не хватит. Но давайте вспомним, как работала система в СССР? Наш спорт финансировался по линии ДОСААФ и считался военно-прикладным, был составной частью военно-патриотического воспитания. И я не понимаю, почему мы ушли от этой системы. Потому что сегодня все зависит от инвестиций. И, увы, с рекламой дела у нас обстоят плохо, не так, как за границей. А ведь в Башкортостане есть топливно-энергетические компании, это же их тема – масла, бензины, но… Не идут они к нам. А помощь оказывает, к примеру, благотворительный фонд «Урал».
– Какой бюджет необходим «Салавату» для спокойной работы?
– Порядка 30 миллионов рублей в год позволили бы содержать школу, готовить будущих спортсменов, а уже действующие профессионалы могли бы участвовать в соревнованиях и добиваться высоких результатов. Не такие великие деньги, согласитесь. Но сейчас нам выделяется только два миллиона в год, и на эти средства мы можем думать только о выживании.
«У ЭМИЛЯ В РОССИИ ТОЛЬКО ОДИН МОТОР»
С подобными проблемами сталкивается уже который год и лучший мотогонщик страны, воспитанник «Салавата» Эмиль Сайфутдинов. Реальную помощь ему оказывает только благотворительный фонд «Урал». И при этом Эмиль продолжает выступать за Россию, хотя с Федерацией мотоспорта никак не может найти общий язык.
Увы, но в финале личного чемпионата страны Сайфутдинов-младший принять участие не смог. Хотя салаватцы ждали его с нетерпением.
– Эмиль всегда приезжал на соревнования в родной город за свой счет, без какой-либо финансовой поддержки, – объясняет отсутствие брата Денис Сайфутдинов. – Но на этот раз у него оказался дома всего один мотор. Для гонки такого уровня – это несерьезно. Он не захотел приезжать только ради галочки и позориться.
В такой ситуации главным кандидатом на титул стал гонщик из Владивостока Григорий Лагута. Партнер Сайфутдинова по сборной России становился чемпионом в 2012 и 2013 годах. И в Салавате мог оформить третий титул.
Так и получилось, но серьезную конкуренцию Лагуте навязал еще один приморец Ренат Гафуров – к четвертому заезду на счету обоих гонщиков было по три первых места и 9 очков.
– Гриша, зачем тебе эта победа в третий раз? – подначивал Гафуров Лагуту в боксах, пока ребята ждали очной встречи на треке. Но Григорий лишь улыбнулся в ответ. А в заезде привез конкуренту два десятка метров отрыва.
– Григорий, болельщики в неведении, почему у вас на форме и мотоцикле много розовых полосок? – обратился к Лагуте корреспондент «Советского спорта», когда вырвал его из рук болельщиков, жаждущих автограф и фото с чемпионом.
– Люблю яркие цвета. Потому что они бросаются в глаза зрителям, запоминаются. Да и нравятся, в отличие от черного и белого. К тому же розовый цвет приносит мне победы. Так почему от него отказываться, – улыбнулся в тридцать два зуба чемпион.
СТАТИСТИКА
1. Лагута (Владивосток) – 15 очков,
2. Гафуров (Владивосток) – 14,
3. Белоусов (Тольятти) – 13,
4. Бородулин (Балаково) – 10,
5. Кудряшов (Балаково) – 9…