«Из Швейцарии – с победой!». Такое пожелание нашим хоккеистам высказали с макушки земли российские полярники и пограничники

Команда детей, ведомая Матвеем Шпаро и Борисом Смолиным, за неделю прошагав более сотни километров, достигла крайней северной точки Земли. Встречать экспедицию на Северный полюс отправился наш корреспондент, захватив с собой хоккейную клюшку и золотую ша
news

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Команда детей, ведомая Матвеем Шпаро и Борисом Смолиным, за неделю прошагав более сотни километров, достигла крайней северной точки Земли. Встречать экспедицию на Северный полюс отправился наш корреспондент, захватив с собой хоккейную клюшку и золотую шайбу.

26 БЕШЕНЫХ ЧАСОВ

Ми-8 – пропитанная керосином «стрекоза» – везет нас по стылому небу к крайней точке Земли. От полярной станции «Барнео» до Северного полюса – плюс-минус сотня километров. Финишный рывок под рев воздушного трактора. Уже зябко. За бортом – минус 26.

– Слушай, а ведь классная идея у «Советского спорта»! – греет криком мне ухо легендарный полярник Дмитрий Шпаро. – Это ведь додуматься надо: привезти с собой хоккейную клюшку накануне чемпионата мира по шайбе, взбодрить хоккеистов на подвиг прямо с Северного полюса!

По части реализации сумасшедших, на первый взгляд, идей, у Шпаро-старшего немного конкурентов на белом свете. Еще 30 лет назад он вел на Северный полюс на лыжах экспедицию «Комсомольской правды». А сейчас летит забирать с полюса знаменитых полярников – своего сына Матвея, Бориса Смолина и семерых юных участников второй молодежной российской экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!».

На весь марш-бросок по маршруту: Москва – Мурманск – архипелаг Земля Франца-Иосифа – полярная станция «Барнео» – Северный полюс и обратно – Дмитрий Шпаро вместе с летчиками ФСБ заложил 26 часов…

Справа от Шпаро кутается в башлык «аляски» замминистра спорта России Геннадий Алешин. Не удивлюсь, если после такой бешеной командировки каждый российский лыжник, достигший Северного полюса, примерит значок мастера спорта России. Алешин серьезно говорил мне об этой идее еще в Москве.

– Ешкин кот, красота-то какая! – справа от меня любуется в иллюминатор Ми-8 снежной сахарозой народный артист Александр Михайлов, изредка восклицая от души с неподдельной интонацией Василия Кузякина – героя кинофильма «Любовь и голуби». Артист летит с нами на полюс. Зачем?

– Я сам в прошлом моряк, мне все это близко, в молодости бороздил Японское, Охотское моря на рыболовных судах… Прикипел к Сибири, Северу, немногословным мужикам… Мне дороги люди дела. Боря Моисеев и вся эта эстрадная шелупонь на полюсе не появятся. А у меня здесь мороз по коже, когда представлю, что подо мной всего два метра толщина льдины, а там 4 километра глубина океана, – жмурится от солнца размером с иллюминатор Михайлов. – В этот раз я сына, младшего своего, везу знакомить с полярными людьми.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ТОРТ В ЧЕСТЬ КОВАЛЬЧУКА

…Иллюминатор вертолета – что подзорная труба, в которой маленькие черные точки вдруг превращаются в отважных полярников. Все, мы на месте. Мягкая посадка на снежный «наждак».

Борода Матвея Шпаро блестит на солнце сосульками.

– Матвей, неужели твои юнцы и впрямь сожгли палатку во время похода, а один даже провалился под лед? – первый вопрос на Северном полюсе руководителю успешно завершившейся экспедиции.

– Было дело, – улыбается Матвей. – Палатку прожгли во время интервью по спутниковому телефону, а Елисей Третьяков сам из полыньи смог выбраться. В наказание в угол никого не стали ставить. Нет углов в нашей палатке!

Зато с медведями на полюсе полный порядок.

– Каждый день приходят к заставе, голубчики, – «успокаивал» меня прапорщик Сергей Лебаков на самой северной российской погранзаставе «Нагурское» (Земля Франца-Иосифа). – В октябре прошлого года мишка насмерть задрал Трэйси – любимую кавказскую овчарку нашего капитана Носова. Овчарка медведя от людей отгоняла… Шибко тогда переживал капитан.

– Вообще здесь жить можно, когда полярный день – четыре месяца светло круглые сутки и температура бывает плюс 10, – острит «прапор». – А чтоб нескучно было в полярную ночь, нам «тарелку» установили, ловим 6 каналов. Когда в прошлом году Илья Ковальчук забил шайбу канадцам в финале, у меня жена прослезилась и праздничный торт испекла – она у меня повар на заставе.

– Если поразмыслить, – продолжает Лебаков. – Ведь и мы, и наши хоккеисты одному делу служим. По сути, чего тут охранять во льдах? Только честь российского флага. Коли уйдем мы отсюда, то на место наше быстро найдутся охотники до Арктики.

…По моей просьбе начальник самой холодной заставы «Нагурское» капитан Максим Носов и прапорщик Сергей Лебаков, запершись в столовой, бережно выводят на ватмане маркером пожелание сборной России: «Мужики, из Швейцарии возвращайтесь с победой!». Матвей же Шпаро присовокупляет: «Возьмите свой полюс!». Эти послания мы передадим хоккеистам в Швейцарию. До нее от Северного полюса «всего-то» пять тысяч километров.

ДОСКА ПОЧЕТА

СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Участники молодежной российской экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!»: Володя Дзекунов и Полина Меркушова (оба – Москва), Таня Кузнецова (Мордовия), Надя Куриленок (Псковская область), Сергей Ломов (Чувашия), Анатолий Пучков (Томск), Елисей Третьяков (Свердловская область).

Новости. Экстремальные