Матвей Шпаро: Мир противится, но мы идем… Матвей Шпаро и Борис Смолин продолжают рекордный поход к Северному полюсу в темноте полярной ночи. Позади 53-е сутки пути

7 февраля, на 48-е сутки экспедиции, для путешественников с борта самолета Ан-26 были сброшены два грузовых парашютных контейнера.
news

ЭКСТРИМ
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»

7 февраля, на 48-е сутки экспедиции, для путешественников с борта самолета Ан-26 были сброшены два грузовых парашютных контейнера.

Путешественникам доставлено 20 кг пищевых рационов и 30 литров бензина. Груз взят из запаса, оставленного перед стартом экспедиции, на погранзаставе «Остров Средний».

По словам командира экипажа подполковника Александра Кравченко и штурмана майора Юрия Макагоренко, погодные условия не благоприятствовали операции: ветер 10–12 м/с, низкая облачность, снег. Контейнеры приземлились в 17.41 и 18.22 в 70 метрах от палатки команды.

Сегодня мы публикуем новые главы из дневника Матвея Шпаро, которые он передает на Большую землю по спутниковому телефону.

ХОЧЕТСЯ СНЯТЬ ОЧКИ

30 ЯНВАРЯ

Казалось, что более черного дня невозможно себе представить. Настроение отвратное. Встали в 4 утра. Проснулся незадолго до подъема, в голове одна мысль: «Вставать, если не отдохнул, неправильно».

Весь разбит. Но выбрался из палатки, пошел, пошел и развеялся. Особенно хорошо стало часов через 5, когда на привале удалось отключиться на 3–4 минуты прямо на санях. Большой торос защищал нас от ветра.

Наше снаряжение трещит по швам, но все же живет.

Спальные мешки великолепны. Наши верхние спальники стали похожи на ледяные панцири, а два внутренних – продолжают греть. Сегодня утром сломалась очередная стойка у палатки. Потом я обнаружил, что моя пуховка больше холодит, чем греет, в верхней части пух свалялся и замерз в комках.

Но мы не отчаиваемся. Палатку починили и куртку просушим. Окружающий мир противится нашему путешествию, но мы идем.

Периодически забываем о GPS и ориентируемся первобытным способом. Когда над головой звезды, довольно просто брать направление на звезду и идти вперед. Видим Вегу в созвездии Лиры, рядом – крест созвездия Лебедь, с другой стороны, у горизонта, три звезды пояса Ориона, недалеко Плеяды... В детстве я увлекался астрономией и довольно хорошо знаю звездное небо.

Недавно по телефону меня спросили о галлюцинациях. Их нет, но есть навязчивые и обманчивые ощущения. Одно из них – очки. Кажется, что они постоянно надеты и что-то скрывают от нас. Все время хочется снять очки.

ЗЕМНОЙ КОСМОС

31 ЯНВАРЯ

Вчера Борис в разговоре с Москвой сравнил наше путешествие с исследованием других планет. Хорошее сравнение. Что такое «марсианский пейзаж»? Это красные камни, красный песок, желто-красное небо. Здесь так же, хотя и не так. Мы видим только то, что высвечивает фонарь. Но все вокруг белое – нагромождения кусков льда, замерзшие разводья с крутыми берегами напоминают марсианские каналы, по которым некогда текла вода. Иногда каналы приходят в движение и становятся похожими на реки лавы. Каждую секунду рядом с тобой неумолимо и хаотично образуются новые и новые поверхности.

...Сегодня я мечтал о зимней Карелии... Упряжка, десять собак. Я – один. Один. Есть палатка, спальный мешок, еда для меня и собак. Мы едем по руслу реки Чирка-Кемь. Она извивается по лесу и через 10–15 км выводит к большому порогу. С двух сторон обрывистые скалы высотой 20 метров, и я знаю, что там наверху есть стоянка. Мы поднимаемся по тропе. На вершине я распрягаю собак и даю им поесть.

Затем развожу костер для себя. Немного бобов, кусок мяса, горячий чай с сахаром. Теперь можно ложиться спать. И самое важное в этих мечтах — желание, чтобы утром не зазвонил будильник и Борис не произнес: «Встаем!»

ЖЕСТКИЕ МЕРЫ

4 ФЕВРАЛЯ

Сегодня незапланированная дневка: сумасшедший встречный ветер, метель – все не так. Последние дни испытываем сильное нервное напряжение: принимаем одни решения, потом — противоположные, а следом находим третий, видимо, лучший, вариант.

Живем словно на автопилоте. Подъем в 9 часов, завтрак, работа, ужин, сон. Все слилось в одни непрерывные сутки, и только благодаря разговорам с Москвой можно понять, какой сегодня день недели, хотя для нас это не имеет большого значения.

Позавчера устроили большую «чистку» снаряжения. В общей сложности было выброшено порядка 20 кг. Каждый килограмм стоил, думаю, по 1000 долларов. Мы выбросили маленькие сани, две фотокамеры, две видеокамеры, всю запасную одежду, лишние батарейки, в общем, все, от чего можно избавиться. Жаль? Да. Но это решение окончательное. Максимально облегчаем сани ради обретения максимальной скорости. Мы хотим, получив авиаподдержку, закончить путешествие до наступления полярного дня. Сброс продуктов и бензина запланирован на 7–9 февраля.

Из важных событий, которые произошли в нашей жизни в последнее время, первое – принятие вышеназванного решения, второе – сломанная лыжа у Бориса, третье – новая неожиданная встреча с белым медведем…

ТАНЦЫ НА ПАРАЛЛЕЛЯХ

7 ФЕВРАЛЯ

Приближаемся к 85-й параллели. Интересно, сколько времени мы протопчемся на этом новом рубеже. 84-ю мы пересекали в общей сложности пять раз. На 83-й и на 82-й были причудливые петли.

Борис с помощью ножа дорабатывает наши костюмы. Куртки и брюки, в которые мы одеты, зарекомендовали себя хорошо: тело дышит, ткань не пропускает ветер, одежда хорошо сохнет. Но есть минус: на локтях, ниже спины, на варежках, на ладонях нашиты усиления из сдвоенной ткани, между которыми набивается снег. Затем образуется иней. Поэтому делаем прорези, чтобы снег мог высыпаться…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дмитрий Игоревич Шпаро, координатор экспедиции

– Дмитрий Игоревич, путешественникам крайне необходима была заброска продуктов и бензина с воздуха?

– Напомню, что в начале пути сани Бориса Смолина обобрал белый медведь, разлив бензин на продукты. Путешественники стояли перед выбором: либо помирать на льдине, либо заканчивать путешествие. Можно было зайти передохнуть на полярную станцию СП-35, которая находится недалеко от маршрута движения. Но Матвей и Борис отвергли мысль о ночевке на станции. В этом я вижу спортивный подвиг ребят.

– Путешественники значительно облегчили свой багаж…

– Были основания. Необходимо дойти до цели к означенному часу. Надеюсь, в начале марта ребята будут на Северном полюсе.

Новости. Экстремальные