Перепахали Красную поляну. В минувший уик-энд в России впервые прошли международные соревнования по фрирайду – спуску по неподготовленным горным трассам
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ СПОРТ
ФРИРАЙД. МИРОВОЙ ТУР. 2-Й ЭТАП
Целину Красной поляны опробовали 44 участника второго этапа мирового тура, организованного при поддержке компании «Nissan Motor Rus». Свои горы россиянам не помогли – из пяти наших спортсменов в призы на пестром сноуборде заехала только Лиза Паль. Корреспондент «Советского спорта» провела несколько дней в компании райдеров и узнала, почему они не хотят выступать на Олимпиаде и без какого предмета выезжать за пределы трассы опасно для здоровья.
КАК НЕ СЫГРАТЬ В ЯЩИК
– Это – самая главная вещь для фрирайдера, – Кай Закриссон, гуру фрирайда с белыми дредами, пристегивает к поясу небольшую черную коробочку, напоминающую увеличенный в масштабе пейджер.
Правда, стоит это устройство в несколько раз дороже технической новинки прошлого века: цены на хороший лавинный датчик начинаются с десяти тысяч рублей. Но без него выходить за пределы трассы опасно – могут потом и не откопать.
Биппер, как еще называют датчик, конечно, от падающей массы снега не спасет, но с помощью сигнала хотя бы расскажет спасателям, где искать несчастного, оказавшегося в ненужное время в ненужном месте. Вообще вряд ли существует более опасный для жизни вид спорта, чем фрирайд. Ведь самая распространенная причина гибели любителей нетронутых склонов – лавины. Впрочем, когда мчишься со скоростью, за которую российских водителей штрафуют на кругленькую сумму, опасность подстерегает на каждом шагу. Например, погибший 25 января прорайдер Билли Пул столкнулся не с лавиной – со скалой.
– Не страшно по нехоженым тропам спускаться? – интересуюсь у чемпиона России по фрирайду Геннадия Хрячкова. Он заливается смехом, словно футболист, у которого спросили, не боится ли он мяча.
– Страшно, конечно! – успокоившись, признает он. – Но я без этого уже не могу.
– Какая гора испугала больше других?
– Раньше я боялся одну гору – Бекдэрос. Однажды попал на нее, когда судил соревнования. Самому покататься тоже хотелось, поэтому после стартов, когда все спортсмены были пьяные, я пошел на гору один. Пристегнул доску и почувствовал страх. А когда поехал, понял, что это самая прекрасная гора. Склон очень крутой – ты словно падаешь с него. Но доска при этом слушается прекрасно. И снег там волшебный – пыльный, воздушный, как пудра.
«А КАК ЖЕ ЧУВСТВА?!»
Чтобы обезопасить участников мирового тура хотя бы от неприятных сюрпризов природы, сочинский этап было решено перенести на пару дней. Спортсмены по этому поводу особо не расстроились. Соревнованиям райдеры уделяют весьма скромное место в своей жизни.
Турниры стали проводиться лишь несколько лет назад – и тогда на них можно было попасть только по рекомендации именитых спортсменов. А мировой тур, в котором ведется зачет очков, – и вовсе новинка сезона. Помимо сочинской Красной поляны, куда райдеры приехали из Калифорнии, где прошел первый этап, тур пройдет во французских Шамони и Тине и завершится в престижном швейцарском Вербье.
Организатор соревнований Николас Хейлвудс не верит, что фрирайд когда-нибудь станет олимпийским видом спорта.
– А зачем? – разводит он руками. – Фрирайд и так популярен. Сделать этот вид олимпийским для нас не самоцель. Это слишком сложно. Место проведения Игр специально придется выбирать под эту дисциплину – подходящую гору искусственно подготовить невозможно. Фрирайд – это зимний аналог виндсерфинга, который уже давно пытается пробиться в программу летней Олимпиады. Пока безуспешно.
Фрирайдеры спорят не за медали – они катаются за порцию адреналина. Металлические кругляшки победителям даже не вручают. Кстати, вряд ли олимпийская комиссия оценила бы способ распределения мест. Каждый прокат смотрят три судьи, которые обычно выбираются организаторами из числа не участвующих в соревновании райдеров. Они выставляют оценки по десятибалльной шкале. Куда там фигурному катанию с его субъективностью?!
– У вас, наверное, часто возникают проблемы с определением победителей? – интересуюсь у Николаса.
– Никогда! – улыбается он, поправляя естественный ирокез – такой образуется, когда с мокрой от пота головы резко сдергивают шапку. – Лучшего всегда видно сразу. Он проезжает – и все судьи хором вздыхают: «Вау!». Раньше оценки за проезд выставлялись по элементам – техничность, радиус поворота, скорость и так далее. Но пару лет назад мы от этой системы отказались. Это же сплошная математика! А как же чувства?!
Лучше всего продемонстрировавшие чувства сноубордист и лыжник получают по десять тысяч долларов. Женские чувства ценятся дешевле – им достается лишь три. А наша Елизавета Паль, занявшая третье место, получила чек на 500 долларов. Больше никому из россиян призовые не достались.
«ПОЛЕТЕЛИ МУХИ – УХОДИМ В ГОРЫ»
– Российские райдеры не привыкли соревноваться на таком уровне, – объясняет неудачное выступление соотечественников в Красной поляне Геннадий Хрячков. – Не хватает опыта выступлений.
– А спонсоров хватает?
– Сейчас не жалуемся. Раньше приходилось работать, чтобы на поездки за границу накопить. И вот начинаешь летом какой-нибудь бизнес, а через несколько месяцев с неба начинают слетать белые мухи – все бросаешь, уходишь в горы… Но фрирайд – это дело неприбыльное. Иногда и на вокзалах ночевать приходилось…
– Так мало денег дают?
– Бюджет спонсора – 40 долларов на гостиницу в день. Лучше, чем ничего.
– А такие гостиницы существуют?
– В Австрии за 25 евро можно поселиться в частном секторе с завтраком.
– Спортсмены-олимпийцы понятно, ради чего мучаются, – золото на Играх когда-нибудь выиграть мечтают. А у вас какая цель?
– Человек, который выступает, например, в слаломе-гиганте, всю жизнь тренируется объезжать палочки, поставленные в определенном порядке. Когда он тратит на это столько времени, конечно, хочется результата, чтобы самому себе доказать, что не зря все это было. Конечно, каждый фрирайдер хочет оказаться на подиуме. Но человек, который объезжает палочки, рискует только тем, что, упав, потеряет секунды. Нас волнует еще и как живыми донизу доехать.
Когда я смотрю на гору снизу, выбираю свою линию, потом обязательно иду наверх пешком, чтобы оценить масштаб и подправить маршрут. В Приэльбрусье если гора кажется огромной, то она такая и есть. А здесь, в Красной поляне, в Австрии и некоторых других местах склоны кажутся более грозными, чем есть на самом деле. Найти свою линию и сделать такой прокат, чтобы самому понравилось, – это и есть цель.
МИРОВОЙ ТУР
Nissan Russian Advenrute
2-й этап. Сочи (Россия)
МУЖЧИНЫ
Горные лыжи
1 (1*). Виндстедт (Швеция) – 27.3. 2 (3). Табке (США) – 25.9. 3 (1). Мишо (Франция) – 25.9… 13 (19). Байдаев – 14.9… 15 (20). Малахов (оба – Россия) – 13.5.
Сноуборд
1 (1). Орли (Австрия) – 26.8. 2 (4). Де ле Рю (Франция) – 26.5. 3 (12). Каррон (Швейцария) – 25.8… 13 (18). Давыдов (Россия) – 9.9… 15 (20). Галат – 15.5. 16 (11). Хрячков (все – Россия) – 9.2.
ЖЕНЩИНЫ
Горные лыжи
1 (2). Согстад (США) – 22.3. 2 (2). Перссон (Швейцария) – 22.1. 3 (1). Макмиллан (США) – 21.3. 4 (5). Сорокина (Россия) – 13.4.
Сноуборд
1 (1). Пекарек (Австрия) – 22.2. 2 (5). Лейсибаш (Швейцария) – 21.5. 3 (3). Паль – 17.2. 4(4). Диденко (обе – Россия) – 12.7.
* Место в общем зачете после двух этапов.