Экстрим. Матвей Шпаро: Все дни луны нет

Вот уже три недели путешественники Матвей Шпаро и Борис Смолин движутся на лыжах к Северному полюсу во мгле полярной ночи. Новый год и новогодние каникулы ребята рискнули провести на льдинах, которые по велению ветров то приближают путешественников к зав
news

ЭКСТРИМ
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»

Вот уже три недели путешественники Матвей Шпаро и Борис Смолин движутся на лыжах к Северному полюсу во мгле полярной ночи. Новый год и новогодние каникулы ребята рискнули провести на льдинах, которые по велению ветров то приближают путешественников к заветной цели, то отдаляют.

Мы продолжаем следить за уникальной экспедицией Матвея Шпаро и Бориса Смолина. Напомним, что стартовала экспедиция 22 декабря с мыса Арктический. Подробности перехода полярники передают по спутниковому телефону в Москву легендарному путешественнику Дмитрию Игоревичу Шпаро. Он главный координатор экспедиции. Он же выступает и главным экспертом экспедиционного дневника, который ведет его сын Матвей. Сегодня мы публикуем новые главы из дневника Шпаро-младшего.

ХОЛОД, ЛЫЖИ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ

29 декабря 2007 года

Сегодняшнее утро мы проспали. Ночью было очень холодно, поэтому вовремя проснуться не смогли. На лыжи встанем приблизительно через час, т.е. около 15.00. Следовательно, много сегодня пройти не удастся. Вообще, с каждым днем от холода становится все более и более неуютно.

Ночью нас очень сильно снесло дрейфом на запад. Запись в дневнике за вчерашнее число довольно скудная:

«Сегодня 7-й день экспедиции. Пройдено около 80 км, что в целом очень хорошо. Съели всего 5 суточных рационов из восьми, но израсходовали больше бензина – 6,7 литра при норме 4,8 л. Вошли в состояние экономии топлива. Вчера примус использовался только для приготовления воды и еды. Наша норма расхода в день составляет 0,8 л, поэтому следующую 2-литровую бутылку мы постараемся растянуть на три дня».

Из-за того, что приходится экономить бензин, записи в дневнике получаются скудными.

Периодически утром или вечером мы находим в наших продуктах маленькие записки-сюрпризы. То ли это приветы от «тети Гали» – Галины Парамоновой, повара нашего молодежного лагеря «Большое Приключение», то ли от студенток МГТУ Алены и Юли, которые помогали фасовать наши рационы. Очень приятно получать здесь жизнеутверждающие весточки. Передаем всем большой привет, всех с наступающими праздниками!

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА

31 декабря

В палатке стоит живая елочка, с локоток. На ней горят свечи. Сегодня мы решили отдохнуть и сменить белье. Очень холодно. Утром долго не разжигался примус. Бензина у нас 20 бутылок, каждая на 3 дня. То есть горючего на 60 дней. А продуктов на 65 дней. Наше предложение – выбросить 10 кг продуктов, все-таки облегчатся нарты. Зачем продукты без бензина? Без бензина нам не прожить.

Ветер северо-восточный, наш враг. И не потому, что бьет в лицо, а потому, что льды приходят в движение к югу. За день мы сместились на юг на 3,6 км. Такой досадный новогодний подарок.

ЗАПЛЫВЫ В ОКЕАНЕ

1 января 2008 года

Наши действия в честь 2008 года: выбросили лодку и 10 дневных рационов. На старте двое моих саней весили 160 кг. Сегодня, думаю, – 140. Но когда тянешь, трудно почувствовать разницу в 20 килограммов – ведь 140 кг тоже очень много. Борис говорит: вроде бы стало легче. Вот именно: вроде бы.

Сегодня лед – 50–60 см. Все время встречаются, словно небольшие курганы, вздутия льда. Много торосов, и пройти с двумя санями через них невозможно. Провожу одни нарты, потом другие.

У БЕРЕГА «САЛО»

2 января

Продвинулись на север на 9 км. Работали по-черному. Много водных препятствий (наверное, потому, что выбросили лодку). Некоторые трещины перепрыгивали, через некоторые строили мостки, а один канал преодолели вплавь.

Через 6 часов движения остановились перед большим каналом. У берега «сало» – сантиметровый лед. Противоположного края не видно. Сожаления по поводу выброшенной лодки нет, ибо на ней все равно нельзя было бы плыть. Если ты не видишь, куда плыть, то начинать плавание неправильно. Кстати, в ночной переход в 1986 году от станции СП-27 к станции СП-28 участники экспедиции отца лодку не брали!

Стреляли из ракетницы, чтобы осветить льды с неба, но видно максимум на 100 метров.

Наш лагерь стоит на льду толщиной 50-60 сантиметров, и вокруг абсолютно свежие вздыбленные торосы из такого же льда. Что тут происходило, почему его ломало?

ПОЛЯРНЫЙ ЭСКАЛАТОР

3 января

Ветер очень-очень сильный. За ночь нас переместило на северо-восток почти на 12 км, что нам на руку. Одно плохо. Д.И. (Дмитрий Игоревич Шпаро. – Прим. ред.) передал слова Константина Головлева из Гидрометцентра России, что циклон пройдет прямо через нас и ветер сменится на противоположный. Температура возрастет до минус 15°, а потом снова понизится. К слову, так все и было.

Мы шли самоотверженно. Много разводий, но, как правило, находили ледяные мостики. Один раз надевали свои оранжевые скафандры для плавания. Вышагиваем по тонкому льду – держит, потом – крах: проваливаешься. Рукой расчищаю осколки льда, поплыл. Перебираю ногами и руками, тяну сани, которые становятся в воде легкими, как пушинка. Хорошо, что не сняли костюмы: чуть прошли и снова провалились. Нарты тоже – то скользят, то плывут.

4 января

Все эти дни Луны нет. Она появится только 13 января. На мысе Арктическом она все-таки нам послужила. Теперь темень полная. Температура – минус 25°, ветер – 15-18 м/сек. Шли всего три часа – слишком сильный ветер. Лед – 20-30 см. И торосы, целые поля торосов. Вечером 1 января мы стояли на широте 82° 03’. Бились-бились, пришли на 82° 13’, то есть отвоевали 10 минут, продвинулись на 18 км! Снова бились и... вернулись на старое место.

Тут район не менее динамичный, чем в проливах: Беринговом или Лонга. Когда мы шли с князем Альбертом II к Северному полюсу, то дрейф сносил нас на километр или два, но тут: 10– сюда, 10 – туда. Видимо, нам надо уходить на восток, в многолетние льды.

СУТКИ – 26 ЧАСОВ

5 января

Координаты 82° 09’ с.ш., 93° 43’ в.д. Рубились 9 часов. Лед 20-30 см. Ночью было торошение. Проснулись в 6.00. Все! Ломает! Бросаем вещи в нарты и убегаем. Нет – утихло. Легли, и снова в 8.00 затарахтело. Треснула стойка от палатки, полетел фонарь у Бориса.

6 января

Вчерашний день посвятили ремонту и размышлениям. Отремонтировали и фонарь, и стойку от палатки, а с чайником, у которого прогорело дно, наверное, придется попрощаться. Легли только в час ночи. В три нас разбудили очередные раскаты крошащегося льда. Сильно нервничали, сон не шел, и заснули лишь утром. В результате весь день проспали.

Очень холодно, Борис говорит, что 2-3 часа не может уснуть от холода. На установку лагеря уходит 4 часа: выбрать место, поставить палатку, окопать ее снегом, чтобы было теплее, окружить дом сигнальной защитой против белых медведей. Влезть в трехслойный спальник – тоже очень непростая задача. Наконец лежишь и мучительно долго согреваешься. На сон уходит 9-10 часов. 4 часа на утренние сборы. Где взять 9-10 часов на работу?

Прошу Д.И. срочно позвонить полярному доктору Михаилу Малахову. Мы хотим перейти на собственные сутки длиной 26 часов.

7 января

Вчера двинулись в 21.30 и работали до 7 утра. Кто-то скажет, что мы шли ночью. Да, точно – все предыдущие километры пройдены ночью. И поэтому вчерашние и сегодняшние 12 км ничем от прежних не отличаются.

Правда, к 7 утра совсем осоловели. Дрейфа нет. Лед плохой, много разводий, к счастью, все замерзли. Недавно, сутки назад, тут было много открытой воды. Появились льды пофундаментальнее – 60-70 см. У Бориса замерзла нога. У него долго согреваются руки и ноги. Поздравляю всех с Рождеством. Координаты лагеря: 82° 16’ с.ш., 93° 17’ в.д.

9 января

Появились старые льдины, размерами от 100 до 700 м. Они окружены торосами. Главная задача – найти проход в этих баррикадах.

По GPS с 21.00 до 9.00 мы переместились на 27 км. Это отлично.

Мы живем от ночлега до ночлега. Сняв палатку, отдохнуть уже нельзя. Мы отказались не только от дневного обеда (в палатке), но даже от 10-минутных привалов.

Лед тонкий, торосы низкие, укрыться за ними от ветра совершенно невозможно. А ветер всюду. Мы становимся к нему спиной, пьем горячий чай из термоса и снова идем. Ветра такого холодного и, главное, такого постоянного, кажется, нигде никогда не было.

Льдину трясет. Снова и снова толчки. Спать невозможно, решаем собираться и идти. Отвратительно, что в палатке все вещи кажутся влажными. Главная трудность в том, что мы не можем толком отдохнуть и восстановиться.

ЭКЗОТИЧЕСКОЕ НЕВЕЗЕНИЕ

10 декабря

Новый предел: в метель наши фонари пробивают темноту только на 3 метра. Д.И. спросил: «Красиво?» Какая, к черту, красота! Не видно ничего. Думаешь только о том, как не потерять направление движения. Схватишь ветер левой скулой и стараешься идти так, чтобы ветер бил в одно и то же место.

(Тот же день, вечером)... Теперь мы спим, когда в Москве работают. Сейчас 24.00, и мы готовимся выходить. Жить по 26или 28 часов, в самом деле, удобнее.

Сегодня выспались, ветра нет, метель утихла.

13 декабря

Лед по-прежнему толщиной 20-30 см. Целые поля торосов. Тут скорость не разовьешь. Сегодня продвинулись нормально, но сейчас, вот только что, поняли, что нам грозит неожиданная беда. Взяли из нарт новый рацион – сегодняшний ужин, завтрашний завтрак и перекусы – и вот все это в бензине. Оказывается, тот злополучный белый медведь, разорвав бутылку с бензином, часть его пролил на наши продукты.

Это какое-то экзотическое невезение. Бензиновые продукты есть нельзя. Бензин из них не выветривается. Сколько же пропало рационов?

Надеемся завтра пересечь 83параллель.

ПИСЬМО НОРВЕЖСКОГО ПОЛЯРНОГО АСА БОРГЕ ОУСЛАНДА…

Матвей Шпаро и Борис Смолин начали самую трудную экспедицию, которую только можно себе представить: переход на лыжах к Северному полюсу в абсолютной темноте. Только некоторые люди могут понять, как опасна и рискованна эта акция. Основная трудность – сойти на лед с мыса Арктического. Однако остается еще 1000 км до Северного полюса. Нужно идти на лыжах по тонкому, дрейфующему льду, плыть через пространства открытой воды и постоянно следить за полярными медведями, которые прячутся в засаде со всех сторон.

Я и Майк Хорн осуществили подобную экспедицию в 2006, стартовав с мыса Арктического 22 января. Во время нашего похода было темно в течение первого месяца, а затем постепенно стал появляться свет. Я прошел более 6000 км на лыжах по льдам Северного Ледовитого океана и могу честно сказать, что этот переход был самым трудным из всех моих путешествий. Матвей же и Борис будут идти в полной темноте с момента старта и до самого финиша. Я с глубоким уважением отношусь к их экспедиции и каждый день слежу за их продвижением. Я очень надеюсь, что эти два путешественника добьются успеха и что они получат то признание, которого заслуживают за эту поразительную экспедицию.

Я искренне восхищаюсь Матвеем и Борисом.

Борге Оусланд, полярный путешественник. Осло, 27.12.2007 г.

…И АМЕРИКАНСКОГО ПОЛЯРНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА УИЛЛА СТИГЕРА

Дорогие Матвей и Борис!

Самым большим испытанием для меня в Арктике был переход по расколотым льдам возле мыса Арктического – а теперь вы оба находитесь там, но в полной темноте.

Я мысленно с вами, чтобы поддержать вас. Многие люди оказывают вам такую же мысленную поддержку и молятся о вас, и сила этих молитв и мыслей поможет вам достичь той цели, которую вы, может быть, считаете не совсем реальной.

Победа и состоит в единственном шаге, но сделанном в нужный момент времени. Пусть отдаленность цели не смущает вас. Идите, когда вы можете идти, отдыхайте, когда вы не можете идти. Свет Нового года скоро придет на Северный полюс, сфокусируйтесь на этом – он придет, а вы – добьетесь своего.

Многие люди в США следят за вашей экспедицией. С вами благословение всех и всеобщее восхищение.

Давайте, держитесь там!

С самыми лучшими пожеланиями Уилл Стигер

КОММЕНТАРИЙ ДМИТРИЯ ШПАРО

«РЕБЯТА БОЯТСЯ ОТМОРОЗИТЬ ПАЛЬЦЫ»

— Дмитрий Игоревич, ребята рискнули остаться без лодки.

— Лодка необходима на первом участке пути к льдинам от мыса Арктический. Далее необходимость в ней небольшая.

— Матвей пишет о том, что вещи в палатке кажутся ему влажными, ребята мерзнут, недосыпают… Все плохо?

— Все идет по плану. На таком морозе ребята постоянно расходуют свои ресурсы – физические и психологические. От ветра нет спасения, нет возможности даже перекусить во время движения… Белье у ребят изготовлено из специальных, но все-таки синтетических тканей. Если «за бортом» палатки минус 30 градусов, то внутри ночью, когда примус выключен, примерно минус 22. При таком перепаде температур белье действительно становится влажным, но не мокрым. Из-за холода и перерасход бензина, но не критический.

Главная же проблема у ребят – постоянный недосып. Поэтому и перешли на новый режим: сутки – 26 часов. Оба на взводе – лед тонкий – 50–60 сантиметров, того и гляди треснет под палаткой, напрягает и опасность встречи с белым медведем. Матвей и Борис очень боятся отморозить пальцы. Не потому, что страшатся боли, боятся потери трудоспособности на маршруте.

Но ребята молодцы. Я не буду осуждать Матвея и Бориса за то, что они избавились от излишка продуктов и только позднее выяснили, что часть сохраненного пайка испорчена бензином, который пролил белый медведь. Они не Шерлоки Холмсы, чтобы предусмотреть и такую экзотическую ситуацию.

По прогнозу Гидрометцентра, 17 января в Арктике начнется пурга, порывы ветра – 27 метров в секунду. День-другой пургу придется пережидать в палатке, оставленные ранее продукты могли бы пригодиться ребятам именно во время таких длительных стоянок. Но чего теперь об этом жалеть?!

Меня настораживает из сообщений Матвея только одно: почему Борис Смолин не может по два-три часа согреться в палатке?

На сегодняшний день ребята продвинулись к полюсу на 190 километров, до цели – порядка 730 километров.

Спонсоры экспедиции компании «Panasonic» и «Сканэкс»

P.S.

Уважаемые читатели, ждем ваших писем российским полярникам на электронный адрес: karmanov@sovietsport.ru или отправляйте письма по адресу: Москва, 101000, а/я «Северный полюс». Все послания мы обязательно передадим Матвею Шпаро и Борису Смолину на пути ребят к Северному полюсу.

Новости. Экстремальные