Художники неба

Эти люди всегда остаются в тени. Их место — по ту сторону объектива. Встретить их можно на любом аэродроме, где проводятся парашютные прыжки. На старте их легко отличить от других парашютистов. Благодаря специальному шлему с закрепленной на ней камерой и
news

ЭКСТРИМ

Эти люди всегда остаются в тени. Их место — по ту сторону объектива. Встретить их можно на любом аэродроме, где проводятся парашютные прыжки. На старте их легко отличить от других парашютистов. Благодаря специальному шлему с закрепленной на ней камерой и «крыльям» – перепонкам, вшитым в комбинезон. Знакомьтесь: это воздушные операторы. Их основная задача – видеосъемка парашютистов в свободном падении.

В КАСКЕ И С КРЫЛЬЯМИ

Каждый профессиональный воздушный оператор — художник, сценарист и режиссер в одном лице для множества маленьких фильмов. Он всегда помнит: для хорошей съемки важны не только расстояние и ракурс, и потому никогда не пренебрегает мелочами.

Воздушный оператор может снять первый прыжок новичка, чтобы тот потом мог посмотреть на себя со стороны вместе с друзьями. Ну а в соревнованиях по скайсерфингу и групповой акробатике без воздушного оператора ни судьи, ни зрители так и не увидели бы, что происходит наверху.

Снаряжение воздушного оператора состоит из специальной каски, к которой крепится бокс с видеокамерой, и комбинезона с «крыльями». Эти «крылья» нужны для того, чтобы регулировать скорость своего падения в зависимости от скорости, с которой падает объект съемки. Расправляя их, оператор увеличивает сопротивление воздуха и тем самым замедляет скорость падения, складывая падает быстрее.

В работе разных операторов есть своя специфика. Большие перепады в скорости падения «лыжника» делают видеосъемку скайсерфинга особенно сложной. Реакция оператора на эти изменения должна быть молниеносной. Иначе неизбежна потеря объекта из кадра или неверный ракурс, который карается судьями на соревнованиях. Есть интерактивные (парные) фигуры, которые оператор выполняет вместе с «лыжником». А это значит, что оператор скайсерфинга должен владеть съемкой в любом положении тела: сидя, на спине или вниз головой. Тогда как оператору в групповой акробатике нужно «висеть» над командой и не терять ее из вида. На плечах оператора групповой акробатики также лежит огромная ответственность. Задача команды — за 50 секунд свободного падения построить максимум фигур, однако если оператор не сможет снять эти фигуры так, чтобы были видны все захваты и не возникало сомнений в их правильном построении, то фигуры могут не засчитать. А это значит, что шансы на победу просто растают в воздухе.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Возможностью совершать съемки в воздухе первыми заинтересовались кинематографисты. Однако сначала операторам было чрезвычайно сложно работать: вместо небольшой видеокамеры на операторскую каску монтировалась громоздкая кинокамера. Легендарный парашютист и оператор Сергей Александрович Киселев был одним из первых парашютистов, занявшихся воздушной съемкой.

— В 1958 году я в первый раз снял на 35-миллиметровую камеру парашютистов, находясь под куполом парашюта. Съемка в свободном падении появилась немного позднее: уже через три года я впервые снимал парашютистов в свободном падении для фильма «Нас небо зовет». Тогда использовали кинокамеры с пружинным заводом, которые позволяли заснять только первые 15 секунд падения. Позже техника стала более громоздкой, но и с большими возможностями. Камера с широкоэкранной приставкой весила восемь килограммов, причем под запасной парашют ставились аккумуляторы весом около десяти килограммов. А в воздушных съемках для фильма «Туманность Андромеды» (1966 год) я использовал широкоформатную камеру весом аж 15 килограммов.

ЧЕМ РИСКУЮТ?

Прыжок с видеокамерой для парашютиста — риск. Одной из основных опасностей для оператора является жесткое раскрытие парашюта, которое может очень болезненно отозваться на его шее, несмотря даже на то, что современная каска с видеокамерой весит от двух до четырех килограммов.

Если прыжок происходит с вертолета Ми-8, оператор вылезает наружу и, стоя на топливном баке, ждет сигнала от спортсмена, высунувшегося в дверь вертолета. Стоять на баке холодно и одиноко, встречный ветер дует в лицо. А ведь вертолет летит со скоростью 140 км в час…

И все-таки самое большое несчастье для воздушного оператора — потеря видеокамеры. Эта беда случилась с оператором Василием Родиным (аэроклуб «Аэроград Коломна»), моим партнером по команде, перед самым чемпионатом мира во Франции.

На одном из тренировочных прыжков его парашют очень жестко раскрылся. От удара с его головы сорвало каску с видеокамерой. Тренировки пришлось прекратить. К счастью, Василия выручил его друг, одолживший свою видеокамеру. И, несмотря на то что работать с новой камерой было гораздо сложнее, мы с Васей все-таки стали чемпионами мира по скайсерфингу.

СЛОВАРЬ

Скайсерфинг – парашютные прыжки со специальной доской, пристегнутой к ногам.

Групповая акробатика – одна из командных парашютных дисциплин. Еще до раскрытия парашютов команда из четырех или восьми спортсменов в воздухе перестраивается в фигуры.

Бэйс-джампинг – прыжки с парашютом с фиксированных объектов.

Новости. Экстремальные