Забава очень ветреных людей
ПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ
В этом году исполняется 80 лет со дня проведения первых российских соревнований по планерному спорту.
Что такое планер? Это маленький безмоторный самолетик, на котором можно летать на огромные расстояния, без капли бензина и без единой «лошадиной силы», используя лишь энергию восходящих потоков воздуха.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
3 ноября 1923 года советские планеристы собрались в Коктебеле на первые Всесоюзные планерные испытания. Чтобы даже не посоревноваться, а именно испытать в полете построенные конструкции. Идея организации этих состязаний принадлежала одному из первых русских летчиков К.Арцеулову. На ВПИ 1923 года были представлены десять конструкций планеров. Собственно, именно это событие и считается началом российского планеризма.
Испытания проводились на горе Узун-Сырт, которая расположена на границе степи и гор. Южные и северные ветры дуют здесь перпендикулярно склонам и, встретив на своем пути преграду, обтекают ее, образуя прекрасные восходящие потоки.
Все планеры тогда делились на четыре спортивные группы: рекордные одноместные, рекордные двухместные, учебные одноместные, тренировочные одноместные с подгруппой планеров для выполнения фигур высшего пилотажа.
Уже тогда советские спортсмены имели рекордные планеры и успешно трудились над созданием учебного одноместного планера. В итоге на первых испытаниях можно было увидеть, например, учебный одноместный планер «Мастяжарт» Ильюшина или «А-5» Арцеулова, имевший наименьшую скорость потери высоты — 1,3 метра в секунду. В те годы стремились уменьшить скорость снижения, чтобы увеличить продолжительность полета. Но со временем в планерном мире убедились, что основным показателем для планеризма является дальность в километрах.
ВСЕ ВЫШЕ, И ВЫШЕ, И ВЫШЕ…
После этого соревнования стали регулярно проводить в Коктебеле, на горе Клементьева. Планеристы стали летать над равнинной местностью в термических восходящих воздушных потоках, что позволило увеличить дальность полета. Для этого были даже сконструированы новые рекордные планеры с более высокими аэродинамическими качествами. В итоге, например, известной советской планеристке Ольге Клепиковой удалось значительно позже (в 1939 году) достигнуть на планере дальности полета 749,2 километра. Стартовав в десять утра в Москве, она приземлилась в полседьмого вечера в Сталинградской области. Почти 12 лет этот результат оставался самым высоким достижением и для мужчин, а среди женщин этот рекорд оставался непревзойденным в течение 38 лет. Кстати, советские мастера безмоторного полета выступали более чем успешно: например, к 1941 году из восемнадцати мировых рекордов, зарегистрированных ФАИ, им принадлежало тринадцать.
Да и сейчас наши планеристы показывают достойные результаты. Например, на недавнем чемпионате мира по высшему пилотажу на планерах, который проводился в Венгрии, наши спортсмены на стареньком планере «Свифт» завоевали в общей сложности восемь медалей и кубков.
Впрочем, все это было позже. А 80 лет назад в Коктебель просто приехали настоящие энтузиасты планерного спорта, собрали свои летательные аппараты и… полетели!
КСТАТИ
Художник и ученый Леонардо да Винчи неоднократно поднимался в горы, чтобы понаблюдать за полетом птиц. Он пытался понять его механику, чтобы позже применить свои знания в схеме разрабатываемого им летательного аппарата.
Первый в мире планер был построен в 1891 году немецким исследователем Отто Лилиенталем. Пилот размещался на нем в центре крыла и взлететь мог, разбежавшись навстречу ветру или вниз со склона. Ну а в воздухе ему надо было упираться локтями в конструкцию планера. Выбирать направление в полете ему позволяло перемещение корпуса в ту или иную сторону. Позже он построил планер по схеме биплана, в котором крылья размещались одно над другим. На таких конструкциях Лилиенталь держался в воздухе до 30 секунд, пролетая за это время 300 метров.