Три горы в одном флаконе
ЭКСТРИМ
Только что из Непала вернулась команда российских альпинистов, совершавших восхождение на Северную стену Жанну, особенностью которой является сложнейший вертикальный участок протяженностью около 700 метров на семикилометровой высоте. Российская команда добралась до рекордной высоты 7200 метров. Однако из-за окончательно испортившейся погоды и травм участников завершение восхождения было решено отложить до весны.
Экспедиция «Северная стена Жанну» — это очередной этап проекта «Русский путь — Стены мира», суть которого заключается в прохождении самых известных, опасных и сложных горных стен крутизной больше семидесяти градусов и протяженностью более километра. Они попадают в категорию «Большие стены», и во всем мире их насчитывается всего около двух десятков. И потому прохождение каждой из них у альпинистов считается событием.
Команда для этого восхождения формировалась достаточно долго. В итоге в нее вошли мастера спорта по альпинизму из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Бишкека: Александр Одинцов, Александр Ручкин, Николай Тотмянин, Михаил Деви, Алексей Болотов, Михаил Першин и Михаил Михайлов.
— Говорят, что горы — это враждебный человеку мир, и, глядя на стену Жанну, лично мне было сложно не поверить в это утверждение, — рассказывает руководитель экспедиции Александр Одинцов. — Первое время туман был повсюду, лил дождь, и она появлялась перед нами сквозь этот туман, как какой-то мираж. А потом погода немного улучшилась. И как только выходило солнце, над вершиной обязательно появлялась радуга.
— Что собой представляет сама гора?
— Она очень необычная, пожалуй, другой такой больше нет в мире. Как бы три горы, поставленные одна на другую. То, что видно на фотографиях, — еще не все. Внизу еще двадцать веревок (альпинисты все измеряют веревками, в одной 50 метров. — Прим. авт.). Она настолько огромная, что даже не помещается в кадр. Сначала идет километр практически вертикальной скалы, потом – еще километр с лишним — снежно-ледовый участок, и уже на высоте выше семи тысяч метров находится 800 метров отвесной стены. Там мало кислорода и потому любое движение вызывает одышку. Не говоря уже про холод.
— Как все-таки получилось, что вы приняли решение уехать?
— Когда мы увидели яков, стремглав бегущих из нашего базового лагеря, мы поняли, что нам тоже пора. На самом деле наша экспедиция достаточно успешно продвигалась по запланированному маршруту, пока 12 сентября не произошел несчастный случай. Ведь в восхождениях такого уровня вообще может случиться что угодно. И такие случаи – совсем не редкость.
Я даже не знаю, благодарить ли Бога за то, что все так легко обошлось, или сетовать, что все-таки это вообще случилось. На Михаила Михайлова упала глыба тонн пять весом. Она упала рядом с ним, рассыпалась, и его завалило множеством ее обломков. Миша был в очень плохом состоянии, мы жутко за него перепугались. Надо ведь было срочно отправлять его в больницу.
Вертолет, кстати, оказался русским, пилот — тоже. Наверно, только поэтому нам удалось вывезти его оттуда — ведь приземлиться вертолету надо было на крошечную площадку, где вокруг сплошные камни. Буквально сантиметр вправо-влево, и он легко мог зацепиться лопастью за какой-нибудь скальный выступ — и ни вертолет, ни экипаж никто больше бы не увидел. Однако все прошло благополучно, Мишу отправили сначала в Катманду, а потом в Бишкек. Сейчас, кстати, он уже поправляется. А через десять дней камень упал уже на меня, травмировал мне руку, и для меня там все тоже закончилось.
— Команда становилась все меньше и меньше?
— Именно. Из семи участников осталось только пятеро, способных продолжать восхождение. Все это привело к тому, что мы дошли до начала «стенного» участка горы лишь через месяц после начала экспедиции. Это совсем не соответствовало нашим планам. Потому что в октябре там становится очень холодно, идут лавины. В итоге, пройдя еще двести метров, мы приняли решение перенести экспедицию на весну будущего года, закрепив веревки и оставив снаряжение в снежной пещере, где оно сможет нормально «перезимовать». Так что мы туда обязательно вернемся.
— Вы не считаете эту поездку неудачной?
— Ни в коем случае. Несмотря на то что мы не дошли до вершины, мы поставили рекорд — добрались до отметки 7200 метров, а ведь до этой высоты по такому маршруту никто еще не доходил. Все останавливались в пятистах метрах ниже нас. Можно сказать, что этой стенки еще вообще не касалась рука человека. А ведь разными командами было совершено около шестнадцати попыток подняться по этой стене. Так что мы первые, кто ее смог реально потрогать и пролезть по ней.
КСТАТИ
Как только не называют вершину Жанну (7710 м). Местное название горы – Кумбхакарна. Еще – Таинственный пик. Ну и еще – Жанну. Это название появилось после восхождения на ее вершину французской экспедиции Лионеля Террая 1962 года: они впервые в мире взошли на нее по простому маршруту, с юго-запада. Однако еще ни одной экспедиции не удалось подняться на эту гору по Северной стене (высшая категория сложности – 6б), несмотря на то что уже в прошлом столетии предпринималось очень много попыток.
За восемь лет участники проекта «Русский путь – Стены мира» совершили шесть восхождений. Среди них такие стены, как пик Большого Паруса в Полярной Канаде, стена Троллей в Норвегии, Транго Тауэр в Пакистане. Причем вертикальная часть каждой покоренной скалы составляла никак не меньше 1100 метров.