Семейная жизнь на грани риска
ЭКСТРИМ
Экстремалы – обычные люди. Если кто-то думает, что кроме риска и острых ощущений их больше ничего не интересует, он глубоко ошибается. В жизни этих людей есть все то же самое, что и у остальных. Они точно так же, как и все, дышат, едят и спят. А еще они знакомятся, влюбляются и даже, как ни странно, женятся. Кто бы мог подумать, не правда ли?
ГОРЫ ВАЖНЕЕ ВСЕГО
Стандартная экстремальная семья представляет собой альянс профессионала-мужа и «верной скво» — жены, которая тихо-мирно ждет его дома. Выглядит это примерно так: альпинист (сноубордист, парапланерист, виндсерфер и т.п.) уезжает в горы (на море) минимум на полгода, если не больше. Кавказ, Хибины, Алтай, Шерегеш (или же Красное, Черное, Азовское море) – в конце концов, мест очень много, за всю жизнь все объехать не успеешь.
Живет он там, пока не кончаются взятые с собой деньги. Потом начинает зарабатывать на жизнь. Может сколачивать табуретки. Или, если есть возможность, работает гидом у туристов – например, нужно же, чтобы кто-то показал им самые интересные кулуары в горах. В любом случае занятия всегда находятся, и каждый раз разные. Через некоторое время он обязательно вернется домой. К жене и дочке (или сыну). «Зеркальная версия» (жена-экстремалка плюс муж не экстремал) тоже встречается, только гораздо реже. Однако их жизнь (в общей массе) выглядит точно так же скучно. Впрочем, встречаются и исключения вроде «веселой семейки» Теймуровых, где сразу трое — папа и двое сыновей профессионально катаются на сноубордах. Что самое интересное, папа является тренером собственных детей. А мама, кстати, совершенно из-за этого не переживает. Впрочем, мы говорим не о таких семьях, а о гораздо большей редкости: семье, где людей связывают не только чувства. У них есть общее стремление к перемене мест и тяга к острым ощущениям. В общем, речь идет о семьях, где и муж, и жена занимаются экстремальным спортом.
ЧУДО ПРИРОДЫ
Казалось бы, такие семьи можно занести в Красную книгу. Мало кто их видел. Да и существует ли такое чудо природы на самом деле или это все сказки? Тем не менее настоящие экстремальные семьи есть. Но живут они совершенно по-другому. Например, члены этой семьи, бывает, не задумываются о том, где будут ночевать: «где ночь застанет». И деньги их совершенно не интересуют. Точнее, интересуют, но это «осознанная необходимость» – лишь бы хватило на то, что нужно. А дети этих экстремалов начинают летать и кататься раньше, чем ходить.
Кстати, несмотря на все неблагоприятные прогнозы некоторых психологов, экстремальные пары все равно продолжают оставаться вместе.
Кто на Эльбрусе не знает спасателя Александра Байдаева и гида Элизабет Паль? Пожалуй, это самая экстремально-романтическая пара на Кавказе. Легенда гласит, что Лиза (она из Баварии) изучала в институте балкарскую культуру и приехала в Кабардино-Балкарию, чтобы выучить язык. А также покататься на сноуборде. Но была настолько очарована красотой этих гор, что просто не смогла уехать. К тому же она познакомилась с Сашей Байдаевым. Как бы то ни было, теперь Элизабет постоянно живет на Кавказе. Александр и Лиза неоднократно становились чемпионами соревнований по фрирайду, которые проводятся на Кавказе (в категории «сноуборд»). Сейчас они вместе руководят школой фрирайда на Эльбрусе, организовывая всевозможные восхождения на вершину и экстремальные спуски с нее.
Другая пара вместе уже восемнадцать лет. У Ольги Лепезиной, многократной чемпионки мира по парашютному спорту, и Александра Лепезина (тоже чемпиона мира и тоже по парашютам) уже трое взрослых детей.
— Мой муж долгое время тоже участвовал в соревнованиях, сейчас он тренер команды ВВС по парашютному спорту. И совмещать занятия спортом с семейной жизнью нам никогда не было сложно. Самой большой проблемой для нас всегда были не поездки и соревнования, мы никогда не соперничали. Больше всего мы переживали за детей, если и ссорились, то только из-за того, что по-разному представляли себе, как нужно их воспитывать. Ну и денежные вопросы: ни для кого не секрет, что наш спорт не слишком сильно финансируется, и потому надо было откуда-то брать деньги на жизнь. А проблем, связанных со спортом, у нас никогда не возникало. Мы всегда ездили вместе на сборы и соревнования. Да и сейчас ничего не изменилось.
ВМЕСТЕ ПРЫГАТЬ ВЕСЕЛЕЕ
Денис Ленчевский и Светлана Бузенкова вместе уже несколько лет, у них есть ребенок, и при этом они оба – самые настоящие экстремалы. Денис является одним из самых опытных и известных бэйсеров в мире, кроме того, он занимается альпинизмом. Света же – сноубордистка. После знакомства с Денисом начала прыгать с парашютом. Между прочим, такое очень часто встречается – один из членов семьи «подсаживает» свою вторую половину на тот вид спорта, которым занимается. Видимо, вдвоем веселее.
«После того как я сделала свой первый бэйс-прыжок, страх ушел куда-то. Там все настолько серьезней, как будто грань какую-то переступаешь. И все – бояться уже не имеет смысла. Во всяком случае, это сильно помогло моему катанию». Видимо, действительно это подействовало. Потому что Света даже побеждала в соревнованиях по фрирайду, проводившихся на Чегете.
Валерий Логунов катается на горных лыжах и сноуборде, летает на парапланах, занимается альпинизмом и горным туризмом. Его жена Светлана занимается одновременно и сноубордом, и горными лыжами. И не только. Их шестилетний ребенок уже хорошо катается на сноуборде и коньках. Скоро подрастет второй (ему 3,5 года), и его пора будет всему учить.
— Я знаю, есть такие семьи, в которых очень силен дух соперничества между мужем и женой. Правда, касается это не завоеванных медалей. Среди моих знакомых, имеющих отношение к спорту, есть такая пара: они живут вместе, но бизнес у каждого свой. Муж и жена владеют конкурирующими компаниями, производящими спортивную одежду. Однако это не мешает им сохранять семью. Ну а мы никогда до такого не доходили. Познакомились мы, как, наверно, и многие такие семьи, в горах – на Домбае. Валера работал там инструктором, а я просто приехала туда кататься, да так и осталась. И сколько времени мы вместе, у нас никогда не было никаких соревнований между собой. Сейчас Валера периодически участвует в бордер-кроссе, например, а у меня все эти соревнования отошли на задний план, когда появился ребенок. Но мне совершенно не обидно. Я ведь продолжаю кататься. Только для себя. А экстремальный спорт – это то, что нас связывает. Такое общее дело, что ли. Ведь на одних чувствах столько лет не продержишься.
Кто-нибудь обязательно спросит: а где же необыкновенные истории, байки всякие? Но дело в том, что это для нас такая семья — что-то экстраординарное. А для них в экстремальной жизни нет ничего особенного. Для них проблема – вспомнить что-то необычное. Все ведь как всегда. Более того, они даже не считают себя экстремалами. А это о многом говорит.
СЛОВАРЬ
Бэйс-джампинг – прыжки с парашютом с неподвижных объектов (с небоскребов, антенн, мостов или скал).
Бордер-кросс – соревнования в сноуборде. На трассе, состоящей из различных трамплинов и крутых поворотов с контр-уклонами, стартуют сразу четыре участника. Побеждает тот, кто придет первым.
Контест – соревнование.
Параплан – купол, подобный парашютному, на котором летают, стартуя с земли.
Фрирайд – буквально: свободное катание. Наиболее опасное направление в сноубординге.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Психолог Михаил Бирюков уверен, что два спортсмена в одной семье неминуемо начинают соперничать между собой. А уж у экстремалов это соперничество может принять прямо-таки гипертрофированные размеры:
— Это значит, что крепкой семьи в такой ситуации получиться не может. Вот, например, мне известна пара, у которой именно из-за такого соперничества семейная жизнь не сложилась. После четырех лет совместной жизни они расстались. Но даже после развода продолжали состязаться между собой: кто добьется лучших результатов? Учитывая то, что занимались они одним видом спорта и встречались на одних и тех же соревнованиях, было забавно за всем этим наблюдать. «Экстремальная семья» — скорее исключение, чем норма. Какое-то время жить вместе такие люди могут, но вряд ли останутся вместе надолго.
Психотерапевт Виктория Жаденова считает, что люди, увлеченные одним и тем же делом, лучше понимают друг друга:
— Обычно экстремальным спортом занимаются очень экспрессивные люди, которым требуется выход для собственной агрессивной энергии. А поскольку такой спорт относится к тому виду активности, который забирает очень много энергии, такие люди могут совершенно спокойно сосуществовать рядом.
Никаких проблем в такой семье быть не должно. Наоборот, будет полное взаимопонимание, которого может не быть, если спортом занимается только один из супругов. Когда муж большую часть времени проводит в горах, а жена ждет его в городе, как вы думаете, будет ли она спокойно к этому относиться? Если даже они просто будут ездить вместе, жене, скорее всего, будет просто скучно — ей нечем заняться. В то время как если бы они вместе катались на сноубордах, или лазили по горам, или летали на парапланах, все было бы совсем по-другому.