Паутина из сотни парашютистов

На дроп-зоне в Ступине российские парашютисты пытались установить новый национальный рекорд в классе «большие формации». Одновременно сто человек выпрыгивали из пяти самолетов на высоте 5100 метров и потом пытались устроить в воздухе акробатическую групп
news

ЭКСТРИМ

На дроп-зоне в Ступине российские парашютисты пытались установить новый национальный рекорд в классе «большие формации». Одновременно сто человек выпрыгивали из пяти самолетов на высоте 5100 метров и потом пытались устроить в воздухе акробатическую группу. Многие сомневались, что им это удастся. Но наши парашютисты все-таки сделали это.

На первый взгляд, сто человек вроде бы немного. Уже давно существует мировой рекорд, поставленный в Аризоне в декабре 2002 года, когда одновременно с тринадцати самолетов прыгали и собирались в фигуру триста групповых акробатов из разных стран. Однако собрать для такой акции сто человек даже в такой большой стране, как наша, в свое время оказалось достаточно проблематично. Кстати, к этому рекорду Россия идет уже много лет.

ШАГ В ПУСТОТУ

Первые попытки приблизиться к этому числу были совершены еще в 1988 году. Тогда собралось 85 человек, и этот рекорд держался одиннадцать лет. В 1999 году, при следующей попытке, удалось собрать 87 человек. По этому поводу все потом долго смеялись — дескать, за одиннадцать лет в стране вырастили всего двух групповых акробатов. В 2001 году достижение было немного улучшено: рекорд, сохранившийся и до сегодняшнего дня, составляет 89 человек.

Почему так долго ничего не получалось? Дело не в том, что нет парашютистов. Просто совершение прыжков в классе «большие формации» на сегодняшний день является одним их самых опасных видов парашютного спорта. Случиться может все что угодно. А значит, действовать участники должны очень четко: ведь мало просто выпрыгнуть из самолета. Потом надо собраться в фигуру, после чего еще правильно разлететься и приземлиться соответственно. Это значит, что у всех участников должно быть достаточно опыта. Поэтому отбор был очень серьезным.

Желающих вписать свое имя в историю рекордов России в этом году было больше, чем достаточно (по предварительным данным — около 190 человек), и потому организаторы имели возможность выбирать, кто конкретно будет прыгать. Существовала даже так называемая «скамейка запасных» — двадцать человек, которые могли бы заменить любого из основных участников в случае, если у них что-то не будет получаться.

ЛЕЖА НА ЗЕМЛЕ

Тренировки — тема для отдельного разговора. Отрабатывался процесс выстраивания фигуры, была даже схема приземления. Хотя больше внимания уделялось, конечно, разбежке. Это самая ответственная часть группового прыжка (количество смертельных случаев именно в этом элементе прыжка очень велико). Мировой практике известен случай, когда во время одной из таких попыток в момент разбежки профессиональная парашютистка ударилась головой о ногу одного из участников прыжка, потеряла сознание и погибла, потому что не смогла раскрыться. Именно поэтому у каждого участника прыжка должен был быть жесткий шлем и страхующее устройство, которое в случае чего раскроет парашют.

Отрабатывалась разбежка по заранее разработанной схеме: парашютисты сначала лежали на земле, держась друг за друга, а потом по команде начинали разбегаться в разные стороны по секторам.

ВОСЬМАЯ, КРАЙНЯЯ…

Планировалось сделать восемь тренировочных прыжков и двенадцать прыжков-попыток для установления самого рекорда. Первый взлет состоялся 17 сентября в 13.00. Однако, как это обычно бывает, первый блин оказался комом — картинка «не склеилась». Не получилось и во второй, и в третий раз. Во втором взлете спортсмены, например, вообще влетели в облако еще в процессе формирования базового ядра. Двухсекундная потеря видимости в таком деле — штука серьезная. Именно из-за нее собраться, как было запланировано, не удалось. Так что прыгать с надеждой, что все получится, продолжали. Самое интересное, похоже, никто из самих участников нисколько не сомневался в успехе. По крайней мере, они приземлялись и шли по полю, весело переговариваясь между собой. Хотя вполне возможно, что они просто были довольны возможностью еще раз оказаться в воздухе.

И вот — свершилось! На восьмой по счету, крайней (суеверные парашютисты никогда не говорят «последней») попытке второго дня все получилось. Представьте, каково было смотреть на это снизу: солнце как раз начинает садиться за горизонт, окрашивая своим золотым сиянием небо и облака, а на этом фоне малюсенькие парашютисты (размером с арбузную косточку) собираются в эдакую «паутину». Слетаются с разных сторон, четко зная, кто за кем должен лететь и за кого потом нужно уцепиться. Что дальше? Замерли на пару секунд и разлетелись в разные стороны.

Уже потом было почти одновременное раскрытие больше чем сотни разноцветных парашютов (ведь рекорд снимало несколько воздушных операторов) и благополучное приземление всех участников. Вот только задумывалось все это ради тех самых секунд, когда все сто участников прыжка как один застыли в выстроенной фигуре.

СЛОВАРЬ

Групповая акробатика – перестроение парашютистов в различ- ные фигуры в свободном падении до раскрытия парашютов.

Дроп-зона – аэродром, на котором производятся прыжки с парашютом.

Разбежка – начало подготовки к раскрытию парашютов (в групповых прыжках).

Новости. Экстремальные