Свободное падение и в воздухе можно заниматься групповухой
ЭКСТРИМ
В субботу, в День воздушно-десантных войск, завершился Кубок мира по парашютному спорту памяти Антона Малевского. В течение пяти дней более 120 лучших парашютистов из США, Италии, Дании, Финляндии, России и стран бывшего СССР соревновались в двух дисциплинах: на точность приземления и в групповой акробатике.
ГЛАВПРЫГ
С каким чувством люди в первый раз делают шаг в пустоту? Кто-то в ужасе зажмуривается, кто-то — с любопытством, но в любом случае равнодушным не остается никто. Потом – несколько секунд в свободном падении к поделенной на квадратики земле, безумная мысль: раскроется или нет, спуск под ярким куполом и мечты о следующем прыжке… Это и есть парашютный спорт.
29 июля, в день открытия соревнований, на подмосковный аэродром Ступино — базу учебно-тренировочного отряда Центрального аэроклуба имени В.П. Чкалова РОСТО — съехались парашютисты, журналисты и просто люди, которым интересен этот спорт.
Турнир такого уровня проводится в России впервые. Международная авиационная федерация (FAI, Лозанна, Швейцария), высоко оценив уровень организации и проведения прошлогодних соревнований, в этом году утвердила право России на проведение турниров ранга Кубка мира (помимо России этим правом обладают еще восемь стран).
В парашютном спорте очень много видов и направлений. А это значит, что любителям свободного падения есть где развернуться: чего только стоят такие названия, как скайсерфинг, фрифлай, купольная акробатика… А ведь это еще не полный список того, чем можно заняться, выпав из вертолета или самолета. Впрочем, на этих соревнованиях было решено остановиться только на двух дисциплинах. Но как знать, возможно, через год в рамках этих соревнований мы увидим бэйс-джампинг.
ПОЛНАЯ ЕРУНДА?
Российская команда «Wild Wind Kuzbass» уступила совсем немного своим ближайшим соперникам – российской же команде «Sky Panthers». Обе они боролись за третье место в соревнованиях по групповой акробатике. Повезло только одним. Состоит «Вольный ветер Кузбасс» из трех парней и одной очень смелой девушки.
— Что сложнее: заниматься групповой акробатикой или совершать прыжки на точность приземления?
— Очень многие думают, что мы все занимаемся полной ерундой. В чем-то они, наверное, правы. Самое простое в данном случае, наверное, — выпрыгнуть из самолета. Ну а свободное падение — это процесс неконтролируемый. Главное у нас – держаться поближе друг к другу и за 25 секунд сделать побольше фигур, а парашютисты, соревнующиеся на точность, должны быть настоящими снайперами – попасть в кружок диаметром три сантиметра очень непросто.
— Бывало ли такое: вы уже в воздухе забывали, что нужно делать, в какой последовательности и куда двигаться?
— Этот спорт – больше игра разума. И потому у нас, конечно, были случаи, когда мы выпрыгивали и забывали, что надо делать. Конечно, если много тренируешься на земле и думаешь о прыжке, такое случается реже. Но даже сейчас это иногда происходит. Впрочем, чем опытнее участники команды и чем дольше они вместе прыгают, тем короче эти мгновения, когда забываешь, что надо сделать дальше.
СТРАХ И ОПАСНОСТЬ
Парашютизм традиционно считается одним из самых опасных видов спорта. Рядом с ним по степени опасности в официальных сводках числится, пожалуй, только альпинизм. Однако любой парашютист, не задумываясь, скажет, что обычные пешеходы и водители на дорогах рискуют гораздо больше, чем человек, доверивший свою жизнь куску тряпки и мотку веревок.
Загорелые парни из участвовавшей в соревнованиях американской команды «Deland Majic» уже второй год занимают первое место по групповой акробатике на соревнованиях памяти Малевского. Они вместе уже два года и успели сделать около 1200 прыжков. Ну а за время занятий парашютным спортом они прыгали в общей сложности около 10 тысяч раз.
— Какими были ваши первые прыжки? Было страшно?
— Сначала, конечно, мы боялись. Правда, создан этот страх был в основном нашим окружением. Родственники, подруги, друзья – все дружно считали, что это очень опасно. Но со временем страх перед прыжками перерос в обычное волнение на соревнованиях: получится или не получится все сделать, ведь всегда хочется выступить как можно лучше, победим или нет.
— Многие парашютисты – люди суеверные. Есть ли у вас какие-то приметы?
— Конечно, есть. Перед прыжком нужно взяться за руки и досчитать до пяти. Вроде бы ничего особенного, но как-то помогает.
— У вас чисто мужская команда. Это принципиально?
— Мы начали соревноваться в 1989 году, с тех пор состав неоднократно менялся. Были в нашей команде и участницы-женщины. И мы ничего не имеем против них. Есть, конечно, физические различия между мужчинами и женщинами, которые проявляются и в спорте. Но сейчас очень много чисто женских команд, которые выступают на одном уровне с мужчинами, а иногда даже лучше них.
— Что вы думаете о B.A.S.E. jumping?
— Каждый из нас хоть раз совершал бэйс-прыжки. Но мы никогда активно не увлекались этим направлением парашютного спорта. На самом деле бэйс-джампинг, как и парашютный спорт, может быть безопасным. Это ведь игра по правилам. Если ты их соблюдаешь, то опасности нет. Если же ты нарушаешь правила, тогда, как и в любом спорте, да и в любом деле вообще, ты очень рискуешь.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Групповая акробатика (по результатам 10 раундов)
1-е место: Deland Majic (США) – 210 фигур
2-е место: Sinapsi PD (Италия) – 201 фигура
3-е место: Sky Panthers (Россия, МЧС) – 200 фигур
Точность приземления
Индивидуальный зачет
Мужчины
1-е место: Дмитрий Максимов
2-е место: Андрей Финагенов
3-е место: Валентин Прокопиев
Женщины
1-е место: Светлана Клекина
2-е место: Наталия Соловьева
3-е место: Ольга Лепезина
Командный зачет
1-е место: команда России Russia-1
2-е место: команда России Russia-2
3-е место: команда Белоруссии
КСТАТИ
Первые международные соревнования памяти А. Малевского были проведены в прошлом году. Антон Малевский — российский предприниматель, который неоднократно оказывал спонсорскую помощь спортсменам и спортивным организациям. Свои первые парашютные прыжки он совершил во время службы в ВДВ. Позже серьезно занимался групповой акробатикой и в ноябре 2001 года погиб при совершении прыжка.
Групповая акробатика. Выпрыгнув из самолета на высоте 3000 метров, за 25 секунд свободного падения команда (в данном случае соревновались четверки) должна успеть выполнить предложенный ей комплекс перестроений в различные фигуры, образованные телами парашютистов. На высоте 800 м уже можно открыть парашюты.
Точность приземления. Самое важное в этой дисциплине – при приземлении попасть как можно ближе к центру «мишени», диаметр которой составляет три сантиметра.
Чтобы не промахнуться, спортсмены даже затачивают пятку на кроссовке под тот же диаметр.
B.A.S.E.-jumping (бэйс-джампинг) — прыжки со специальным парашютом с фиксированных объектов: Building — здание, Antenna — антенна, Span — мост, Earth — скала.