«Кудрявцева, по-моему, ночует в зале». Тренер Плющенко по гольфу – о гимнастике без Канаевой

Фрагмент интервьтю с Верой Шиманской из «Совспорт Weekly».
news

Вера Шиманская, олимпийская чемпионка Сиднея по художественной гимнастике становится … тренером Евгения Плющенко по гольфу, она надеется сыграть на Олимпиаде в Рио, наконец, благодаря ее татуировке на плече, которую случайно увидел великий гольфист Тайгер Вудс, гольф снова стал олимпийским!

Сегодня мы публикуем фрагмент интервью с гимнасткой со столь удивительной судьбой, полная версия выйдет в одном из ближайших номеров еженедельника «Совспорт Weekly».

— Вера, за гимнастикой вы еще следите?
— Конечно большая часть моей жизни прошла в гимнастике, а если считать, что двенадцать лет работает моя школа со множеством отделений в Москве, то вся моя жизнь — это гимнастика. Поэтому смотрю, болею, последний чемпионат мира в Измире тоже, естественно, видела. В групповых упражнениях выступили неудачно, в одном из видов даже не вышли в финал.

— Вы видите в этом элемент случайности?
— Поколения меняются. Мне в какой-то мере нравилось, то что говорили тренеры, когда мы заканчивали карьеру: «Те девочки, которые пришли на ваше место по сравнению с вами – небо и земля!». Только вот не факт, что они меняются в худшую сторону.

— А в какую сторону они меняются?
— Гимнастки становятся менее фанатичными в достижении цели, но зато становятся более расчётливыми и сдержанными в оценке своих сил и готовности жертвовать многим.

— Проблемы с мотивацией?
— Для нас чемпионаты Европы, мира – были главной мечтой и целью. Может быть, поэтому нашу команду до сих пор ставят в пример всем «групповичкам». Каждая из нас, несмотря на свои собственные амбиции «личниц», идеально вписывалась в команду. В те периоды, когда мы разъезжалась на небольшие перерывы между сборами, никто не прекращал работы над элементами программы, и я не была в этом плане исключением, наверное, для того, чтобы компенсировать свои недостатки, мне приходилось работать над собой больше других.

Если тренер мне говорила: «Вера, у тебя очень тяжелые прыжки, ты плохо прыгаешь»  — я надевала грузы, резину и делала какое-то безумное количество повторений специальных упражнений. А сегодня ситуация выглядит по-иному, работают другие механизмы мотивации, фанатизм уходит на второй план. Возможно в Измире и не хватило того самого фанатизма. Ну и опять же иногда нужно выигрывать и другим, это же спорт, ничего страшного в этом нет. Будут обкатывать новую команду и работать над ошибками. Но в целом наша гимнастика стала очень красивой, и сложной.

— Сложной? Почему же возникают разговоры о том, что те элементы, которые делала Алина Кабаева уже, возможно, никто не повторит. Что сложность искусственно ограничивается, и такие решения спускаются «сверху»?
— Да действительно не каждая гимнастка сможет повторить те элементы, которые делала Алина. Только не надо забывать, что у Алины были безупречные данные  — гибкость, координация, чувство ритма, вот поэтому и элементы, которые не могли выполнить другие гимнастки, Алине давались легко.

Сейчас гимнастику стараются сделать доступной или даже массовой. Но в каких-то аспектах сложность все-таки возросла. Я имею в виду, прежде всего технику работы с предметом, она находится на высочайшем уровне!

В наше время гимнастика была в самом начале усложнения, а то, что делала Женя Канаева, её виртуозное владение предметом, в сочетании со сложными элементами в композициях, и все это на одном дыхании… У Канаевой один элемент уже был закончен, но тут же плавно перетекал в другой. Я и сейчас обучаю своих маленьких гимнасточек по видеозаписям ее выступлениям.

До Канаевой гимнастки напоминали оловянных солдатиков. Сделала элемент – оп, точка. Бросила предмет, поймала – оп, точка.

Так что я считаю, что с каждым годом в гимнастике что-то совершенствуется. И, как бы правила ни менялись, мы всё равно будем в лидерах!

— А какое-то новаторство в этих условиях возможно? Я имею в виду – в тех условиях, когда FIG добивается массовости и пытается создавать некую лигу «равных возможностей».
— Тем не менее, что-то новое изобретается  — например, стойка на локтях с прогнутой спиной и ногами, свисающими на голову, причем, это оценивается судьями! А лично я люблю гимнастику амплитудную, красивую, напоминающую балет.

— Как вам новая звезда, уже двукратная абсолютная чемпионка мира Яна Кудрявцева?
— Очень нравится!

— Она талант, или трудоголик?
— В ней все сочетается, ну и плюс несомненный талант тренера (Елена Карпушенко – прим. авт). Видя, как исполняются упражнения, я понимаю, какой колоссальный стоит за этим труд. Яна Кудрявцева, по-моему, просто спит в зале, и ее тренер где-то неподалеку. На скамеечке, или на матах. Потому что так отточить мастерство, добиться такой легкости – я не знаю никого, кто мог бы повторить то, что делает на ковре Яна. В том числе и цирковые артисты. Если кто-то вдруг сможет – я сниму шляпу. Понимаете, можно сделать красивый элемент, но будет заметно, какой ценой он дается, а Яна – она просто порхает по ковру.

— В чем принципиальное отличие гимнастики Кудрявцевой от гимнастики Канаевой?
— Женя Канаева это  — «модерн», а Кудрявцева – «классика». 

Заглавное фото: Из личного архива Веры Шиманской
Новости. Художественная гимнастика