Коррида начинается. Наши художницы показывают класс на родине тореро и нашего «курьера»

«Я родился в провинции Лангедок в 1668 году. Род мой, хотя изрядно и обедневший…» – писал в автобиографии при приеме на работу герой знаменитого советского фильма «Курьер». Оказавшись в ночь со вторника на среду в аэропорту тихого курортного французского
news

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА  

«Я родился в провинции Лангедок в 1668 году. Род мой, хотя изрядно и обедневший…» – писал в автобиографии при приеме на работу герой знаменитого советского фильма «Курьер». Оказавшись в ночь со вторника на среду в аэропорту тихого курортного французского городка Монпелье, отважившегося принять чемпионат мира по художественной гимнастике, и встав перед картой местности, я обнаружила, что нахожусь в той самой, воспетой «Курьером», провинции Лангедок.


Монпелье – «терра чемпионов» с гордостью возвещает один из стендов. А рядом с гандболистом, зависшим над паркетом в агрессивном прыжке, изображен тореро, ускользающий от бычьих рогов. Вот они кто, подлинные герои здешних мест…

БЫКИ И ДЕЛЬФИН

Любовь к корриде, которой издавна славится юг Франции, обусловлена близостью к испанской границе. Единственное отличие южно-французской корриды от испанской – то, что она бескровная. Быков на французских аренах не убивают, и сама коррида превращена в частичку туриндустрии.
В окрестностях Монпелье гнездится множество отелей, у каждого второго – мини-арена для боя быков, где проводятся ежевечерние представления. А постояльцев вывозят на пикники верхом на лошадях прямо на пастбища к боевым быкам. Вид у гигантских черных быков устрашающий, но только вид.
Но если с корридой все очевидно, то подробности любви французов к художественной гимнастике еще предстоит выяснить – несмотря на наличие неплохой гимнастки Дельфин Леду, популярной во Франции, и невзирая на то, что французы много веков внушают миру, будто являются едва ли не самым изящным и восприимчивым к красоте народом…
А вот центральная спортивная газета «Экип» убеждает меня в условности этого мифа еще в самолете. Ее свежий номер, львиная доля полос которого посвящена футболу, помещает заметку и о начавшемся в Монпелье чемпионате мира по художественной гимнастике.
Под фото, изображающими в самых разных видах Дельфин Леду, помещены небольшие заметки, напоминающие выдержки из энциклопедии. В них читателям «Экип» разъясняется, в чем смысл упражнений с мячом, обручем, булавами и лентой.
На самой «Монпелье-Арене» доносящуюся из распахнутых средиземноморскими ветрами дверей музыку заглушает мотоциклетный рев. Перед центральным входом расположена площадка для тренировок мотоциклистов. Не снимая шлемов и наскоро перекусив на лавочках в скверике из сумок-холодильников, они входят в зал. Мотоциклисты на трибунах, аплодирующие Евгении Канаевой, делающей обруч под Джо Дассена, – еще не вся экзотика. Во внутреннем дворике арены тонут в ярко-зеленой траве шезлонги, в них гимнастки отдыхают после тренировок и в перерывах между выходами на ковер. Компанию им составляют тренеры и судьи. А секьюрити по-средиземноморски раскованны. Им неохота ходить по холлам пешком и потому они ездят на велосипедах, ловко маневрируя в толпе. А толпа существует: отменив часть уроков, власти Монпелье отправили несколько десятков школьников под присмотром учительниц на встречу с прекрасным.
Сборной России (я пишу эти строки, еще не зная результатов вечернего передела «медальной собственности», – лишь поздним вечером по московскому времени станут известны первые чемпионки мира этого года в финалах упражнений с мячом и обручем) пока тоже можно чувствовать себя если не расслабленно, то по крайней мере относительно спокойно. Командой мы уверенно держимся на первом месте. Только вот Дарье Дмитриевой в первый день чемпионата мира не повезло. Упустив мяч за пределы ковра, она откатилась на 32‑ю позицию и в финал не попала.

ГДЕ УЧАТСЯ КАНАЕВА И КАБАЕВА

У сборной России в Монпелье самая массовая и громкая группа поддержки. Поболеть за сборную России с флагами и трещотками приехала даже респектабельный профессор кафедры гимнастики самого главного спортвуза страны, университета им. Лесгафта Раиса Терехина.
– Кто здесь ваша студентка, Раиса Николаевна?
– У нас учатся и Женя Канаева, и Дарья Дмитриева, и Дарья Кондакова. Правда, все на разных курсах. Женя – третьекурсница, Даша Дмитриева – на заочном, у нее второй курс. Кондакова постарше остальных девочек, она сейчас на четвертом.
– Разговоры о поблажках для звезд во время сессий еще с советских времен стали общим местом. Признайтесь, хотя бы вступительные девочки сдавали?
– Женя вступительных экзаменов не сдавала. Олимпийских чемпионов у нас зачисляют «на зеленый свет». Даша Дмитриева и Кондакова, как все, сдавали ЕГЭ, русский язык, биологию…
– Кем они станут после защиты диплома?
– Поскольку мы находимся в едином европейском образовательном пространстве, то мы и выпускаем бакалавров физической культуры. А после магистратуры – магистров. Работать они с таким дипломом могут в любой спортивной сфере. Хотя если говорить, допустим, о Жене Канаевой, то мне хотелось бы, чтобы она занялась высокой наукой. Я уверена: у нее должно хорошо получиться. Сейчас ее очень заинтересовал вопрос, который наверняка отразится в ее курсовой работе… Попробую сформулировать общедоступным языком. У каждой гимнастки есть любимые и нелюбимые предметы, склонность к той или иной музыке. А Женя считает, что предпочтения не должны на что-то влиять. И ей хочется даже теоретически поработать над тем, как добиться универсальности, как показывать разноплановые композиции во всех видах многоборья. Это очень интересная тема, нужная…
– Как она все это успеет? До теории ли ей, с практикой бы разобраться…
– Женя отличница во всем, за что бы она ни взялась. Как и Ирина Александровна, кстати (главный тренер сборной России Ирина Винер. – Прим. ред.). Ирина Александровна школу закончила с золотой медалью, институт с красным дипломом, диссертацию защитила блестяще. Она у нас, к слову, работает на четверть ставки.
– На четверть ставки?! Почему вы так мало цените Ирину Александровну?
– На большее ее просто не хватает. Но Ирина Александровна довольно часто бывает в Петербурге и всегда охотно выступает перед нашими студентами с лекциями. Помимо этого, она является научным руководителем Алины Кабаевой. Алина сейчас у нас тоже защищает диссертацию.
– По какой теме?
– «Формирование артистичности у гимнасток». Это сто процентов ее тема! Ирина Александровна ей ее подсказала. И это было абсолютно логично. Алина Кабаева была одной из самых, если не самой артистичной гимнасткой в истории. А для меня еще – одной из самых увлеченных студенток. Ей нравилось учиться. Она старалась сдавать экзамены со своим потоком, на общих основаниях, даже на гражданскую оборону ходила. К нашему Илье Григорьевичу, которому уже 85 лет…
– И надевала по его команде противогаз?
– В противогазе я Алину не видела. Ее занятия с преподавателем были беседами о том, как вести себя в той или иной критической ситуации. И Кабаевой это было интересно. Она приезжала и на все знаковые мероприятия. 110 лет университету? Алина – с поздравлениями и с букетом. 75 лет кафедре? Вручение дипломов? Алина считает для себя невозможным это пропустить, и потому она – на церемонии, вместе со своими однокурсниками. Сажаем деревья? Алина берется за лопату…
– …Будем надеяться, ваши студентки экзамен в Монпелье сдадут на пять.

Новости. Художественная гимнастика