В Москве – густо, в Пензе – пусто. Соревнования по художественной гимнастике в столице прошли при аншлаге, а в Пензе зрители к гимнастике спортивной отнеслись с прохладцей

Этап Кубка мира по художественной гимнастике в избалованной спортивными событиями Москве собрал полные трибуны дворца «Дружба», а любимица публики олимпийская чемпионка Евгения Канаева на радость многочисленным зрителям первенствовала во всех четырех вид
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ЭТАП КУБКА МИРА «ГРАН-ПРИ МОСКВЫ». ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

«ЖЕНЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»

ТАК БОЛЕЛЬЩИКИ ПРИВЕТСТВОВАЛИ ПОБЕДУ КАНАЕВОЙ

Этап Кубка мира по художественной гимнастике в избалованной спортивными событиями Москве собрал полные трибуны дворца «Дружба», а любимица публики олимпийская чемпионка Евгения Канаева на радость многочисленным зрителям первенствовала во всех четырех видах программы.

Московский этап Кубка мира по художественной гимнастике вызвал большой интерес. В УСЗ «Дружба» свободных мест на трибунах практически не было. Публику в уютном зале потчевали в буфетах сугубо «театральным ассортиментом» (кофе растворимый и вареный, бутерброды с красной рыбой, копченой колбасой и сыром). В зале звучала классическая музыка, она доносилась и до фойе, а там начинающие гимнастки перед множеством зеркал делали что-то свое, пусть не столь совершенное и созвучное тому, что происходило в главном зале, но вполне сопоставимое по вдохновенности образов.

Евгения Канаева в «Дружбе» царила безоговорочно и в очередной раз доказала, что равных в мире ей на сегодняшний день нет. Ее ноги уставали подниматься на пьедестал, в ее честь то и дело звучал Гимн России, а зрители привычно скандировали: «Женя лучше всех!».

ВЧЕРА. МОСКВА. ПРОГРАММЫ ЕВГЕНИИ КАНАЕВОЙ КАК ВСЕГДА БЫЛИ БЕЗУПРЕЧНЫ. ФОТО ДАРЬИ ИСАЕВОЙ
 

«СМОТРЮ НА ЖЕНЮ И ПОРАЖАЮСЬ»

Примерно неделю назад Амина Зарипова, являющаяся личным тренером юной гимнастки Яны Лукониной, на встрече с журналистами в Новогорске сказала: «Я смотрю на Женю и поражаюсь, насколько это волевой и цельный характер!». И тут же недвусмысленно вздохнула: «А вот у моей Яны сложный переходный возраст. Она не может его преодолеть: то хочет тренироваться, то не хочет».

Дарья Кондакова, конечно, пыталась соперничать с Канаевой. Этого очень хочется ей самой, ее тренеру Анне Шумиловой и, конечно, в известной мере главному тренеру сборной Ирине Винер, уставшей повторять, что «только в конкуренции рождается истина». Конкуренция нужна и Евгении Канаевой, так намного легче держать себя в тонусе до Олимпиады в Лондоне, а Винер в Новогорске неслучайно обронила, что «Женя может стать двукратной олимпийской чемпионкой».

К новому сезону для Дарьи были концептуально переработаны программы, были внесены существенные изменения в стиль и характер образов. «Нас в прошлом году упрекали в том, что у Даши слишком наступательный, напористый стиль, – рассказывает Анна Шумилова. – Теперь вы увидите принципиально новую Дашу». Ирина Винер и Люси Димитрова обновили для нее все четыре вида. Обруч, например, она теперь делает под «Оксфордскую мелодию», мяч – под интерпретацию песни Сэм Браун «Стоп».

По личным впечатлениям вашего корреспондента, Кондакова от наступательности в образах не избавилась. Судя по всему, чисто психологически она еще не готова серьезно конкурировать с Канаевой.

ДАССЕН И ВЕЧНОСТЬ

Интересно, а кто готов? Женя в этом сезоне тоже обновила программы. Она даже вынуждена была пропустить первый этап серии Гран-при в Канаде в конце января. «Я не поехала в Канаду, так как мне еще составляли упражнение с обручем», – призналась в разговоре со мной Канаева.

Кстати, обруч в этом сезоне Женя делает под трогательную вечную музыку Джо Дассена «Et si tu n`existais pas»*, булавы – под «Болеро» Равеля, лента – «Фантазия-экспромт» Шопена, а мяч – под музыку из фильма «Портрет Дориана Грея».

Публика подолгу не выпускает Женю с ковра, вынуждая выходить на поклоны. Ее тело в фиолетовом купальнике, переливающемся серебристыми блестками, гнулось и «ломалось» изгибами, как и розово-синяя лента, расставалось и переплеталось с ней... И в каждом виде – в обруче ли, в мяче, булавах или в той же ленте она становилась первой. Неизменно и непреложно первой. А Кондакова – в лучшем случае, да и то далеко не всякий раз – второй.

«КТО ЗНАЕТ, ЧТО БУДЕТ В ЛОНДОНЕ»

«Кубок чемпионок-Газпром», ставший в субботу одновременно и квалификацией к воскресному «Гран-при» (и на котором победительницей стала, естественно, Женя), четко и ясно дал понять, что побеждать Канаеву не готова ни чемпионка мира Дарья Дмитриева, ни Алия Гараева. Стоит, правда, упомянуть о том, что сильная белоруска Милетина Станюта из-за травмы в Москву не приехала.

Кстати, азербайджанка Гараева тренируется в России. «Вот тренируем ее, тренируем, а на Олимпиаде... Кто знает, что там будет», – говорит Ирина Винер. В октябре, на «Прямой линии» в «Советском спорте» Винер вспоминала, как так же увлеченно тренировала Алию Юсупову. Но когда поняла, что слишком много отдает Юсуповой и та незаметно превращается в опасную соперницу для наших гимнасток, главный тренер сборной мгновенно свернула лавочку, как гимнастический коврик: «Аличка, любимая моя, мне очень нравится ваша столица город Астана, но жить там я не хочу!». У Винер все под контролем.

В воскресенье в «Дружбе» Гараева по гамбургскому или, если хотите, по лондонскому счету справиться с Канаевой тоже не смогла. Только в честь Канаевой во всех четырех видах исполнялся Гимн Российской Федерации. И до Лондона особо опасных соперниц у Жени незаметно. Упомянутая же чуть выше Дарья Дмитриева прилетела в Москву из Иркутска за неделю до «Гран-при» в разгар жестких контрольных тренировок с только затянувшейся травмой. На «Кубке чемпионок» она заняла лишь пятое место. Возможно, еще сказывается травма...

* Если б не было тебя (франц).

СТАТИСТИКА

Упражнения с лентой. 1. Евгения Канаева (Россия) – 29,200. 2. Александра Меркулова (Россия) – 27,700. 3. Ульяна Трофимова (Узбекистан) – 27,400. Упражнения с булавами. 1. Канаева – 28,675. 2. Дарья Кондакова (Рос сия) – 28,200. 3. Анна Рябцева (Белоруссия) – 26,750. Упражнения с мячом. 1. Канаева – 28,100. 2. Меркулова – 28,050. 3. Нета Ривкин (Израиль) – 26,650. Упражнения с обручем. 1. Канаева – 29,050. 2. Анна Алябьева (Казахстан) – 27,550. 3. Алия Гараева (Азербайджан) – 27,200.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОВОЙ

ВЕРНУВШИСЬ ПОСЛЕ ТРАВМЫ, ВИКТОРИЯ КОМОВА НЕ СУМЕЛА ПОБОРОТЬСЯ ЗА ЗОЛОТО

Алия Мустафина в роли группы поддержки, невероятные сальто в и исполнении Виктории Комовой, а также Татьяна Набиева, Антон Голоцуцков, Максим Девятовкий. Какие еще имена нужны, чтобы в выходные заполнить до отказа небольшой пензенский дворец спорта «Буртасы»? Но чемпионат России по спортивной гимнастике оставил жителей областного центра равнодушными.

450 АНГЛИЙСКИХ ФУНТОВ ЗА ВХОД

ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ ЗРИТЕЛЕЙ НА ТРИБУНАХ ДВОРЦА СПОРТА «БУРТАСЫ» СОСТАВЛЯЛИ РОДСТВЕННИКИ УЧАСТНИКОВ ТУРНИРА. ФОТО ЕЛЕНЫ МИХАЙЛОВОЙ
 

Здесь нет своих и чужих. Здесь болеют за всех. И самые преданные болельщики – это соперники. Гимнаст делает соскок со снаряда. «Стой!» — кричит зал. «Стой!» — призывает тренер. «Стой!» — доносится из сектора, где разминаются другие спортсмены. И ноги сами прилипают к полу.

В пензенском дворце спорта с экзотическим названием «Буртасы» (говорят, такая народность проживала в этих краях) аншлага не наблюдается. Трибуна на 1700 мест заполнена в лучшем случае процентов на 50, да и то на ней в основном те, кто уже отсоревновался, тренеры и организаторы. В качестве исключения – родители занимающихся здесь же гимнастикой детей. И уж совсем-совсем уникумы – те, кого не напугал 20-градусный мороз и не привлекли в выходные диван и телевизор с сериалами. Но таких мало.

— Мы в Пензу приехали на несколько дней, в гости, — рассказывает Кирилл Викторович, глава солидного семейства. – Узнали, что тут проходит чемпионат России, и сразу сюда. А как иначе, я ведь сам когда-то гимнастикой занимался. А тут на афишах призер Олимпиады в Пекине Антон Голоцуцков и чемпионка мира Алия Мустафина. Давай, думаю, заглянем.

Алию Мустафину Кирилл Викторович в зале вряд ли узнал. Российская чемпионка сновала по дворцу не в красном купальнике со снимка на афише, а в футболке и тренировочных штанах. Алия помогала своим подругам по команде как могла – посыпала тальком брусья, болела, что есть сил, но сама на помост так и не вышла. Неужели травма?

— У Алии впереди выступления в США на Кубке мира, — объясняет главный тренер сборной России Андрей Родионенко. – Решили не перегружать ее выступлениями. Что же до трибун, то сейчас ситуация с болельщиками потихоньку выправляется. Конечно, было бы хорошо, если бы у нас люди сопереживали проблемам гимнастики, знали бы спорт, разбирались бы в нем. В Америке, где человеку, кажется, есть из чего выбрать, вокруг гимнастики ажиотаж сумасшедший. А в Лондоне на Олимпиаде на финальные соревнования билеты будут стоить по 450 фунтов. У нас и 5 фунтов за билет никто не заплатит.

«КОГДА ВИКА РАССТРАИВАЕТСЯ, ОНАРИСУЕТ»

Многие из тех, кто заплатит по 450 фунтов в Лондоне, придут в зал специально для того, чтобы посмотреть на маленькую девочку Викторию Комову. Российская юниорка, прошлым летом покорившая болельщиков на юношеской Олимпиаде, долго восстанавливалась после травмы, но в Пензе явила истинное чудо в упражнениях на брусьях. С ее квалификационным результатом (16,700 баллов) можно и за золото взрослой Олимпиады побороться.

— Вы собираетесь видео снимать? Только в Интернет не выкладывайте, — строго предупреждает меня представитель российской федерации гимнастики. — За Комовой следят англичане. Ведь Вика – основная соперница их примы Твиддл.

Следят – значит, боятся! Слава богу, что запрет все-таки снимают, и цифровая камера фиксирует кадр за кадром: вот Виктория запрыгивает на одну перекладину, вот делает оборот, еще один, вот перепрыгивает с одного бруса на другой, а вот… Камера едва не вываливается из рук – Виктория Комова срывается и падает на жесткий гимнастический мат. «Ох», — выдыхает зал. Вика обмазывает ладони очередной порцией талька, снова запрыгивает на перекладину и продолжает выступления. Цена падения – штрафные баллы, золотая медаль чемпионата России и море слез, пролитых в гостиничном номере.

— Вика всегда очень сильно переживает, — наутро после падения рассказывает мама гимнастки Вера. – Обычно она рисует, когда сильно расстраивается. И тут пришла, поплакала, взяла раскраску и карандаши.

ВЧЕРА. ПЕНЗА. С ТАКОЙ ПРОГРАММОЙ ВИКТОРИЯ КОМОВА УЖЕ СЕЙЧАС МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА МЕДАЛЬ ОЛИМПИАДЫ. ФОТО ЕЛЕНЫ МИХАЙЛОВОЙ
 

«Я РОДИЛАСЬ В ЗАЛЕ»

Вере едва ли легче, чем ее дочери. Она – судья международной категории и за падением Вики наблюдала из-за судейского столика. Судить собственную дочь, знать, что от твоего решения зависит, попадет ли она на пьедестал почета – такого никому не пожелаешь.

— Конечно, это очень тяжело, но нас назначает главный судья соревнований, — объясняет Вера. – Такое в гимнастике не такая уж редкость. Например, у Анны Павловой мама тоже судила соревнования.

— Да я вообще чуть ли не в зале родилась, — улыбается двукратный призер Олимпиады-2004 Аня Павлова. – Мама ходила на соревнования до восьмого месяца беременности. Потому, наверное, и закончить никак не могу.

На соревнованиях Анна выступает с тейпом на колене. Этот эластичный бинт она крепит клеем, иначе нельзя – слетит. У Ани была страшная травма коленного сустава, после которой в спорт не возвращаются. Врачи наращивали спортсменке хрящ. Колено болит до сих пор. Павлова – единственная участница финалов в отдельных видах, родившаяся еще в Советском Союзе. Через три недели после Олимпиады в Лондоне ей стукнет 25.

— Что делать, приходится соревноваться с девочками помоложе и поздоровее, — вздыхает Аня. – Зато я ничего не боюсь. Ни ошибок, ни тренера, ни дополнительных нагрузок. А девчонки, — кивает она в сторону брусьев, – этого боятся.

Там на брусьях неудачницы турнира 15—16- летние крохи под присмотром тренеров выполняют работу над ошибками. Прямо во время церемонии награждения. После четырех дней соревнований. Попашешь так до 25 – поневоле ничегошеньки бояться не будешь.

Новости. Художественная гимнастика