В Москве – густо, в Пензе – пусто. Соревнования по художественной гимнастике в столице прошли при аншлаге, а в Пензе зрители к гимнастике спортивной отнеслись с прохладцей
СОБЫТИЕ ДНЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ЭТАП КУБКА МИРА «ГРАН-ПРИ МОСКВЫ». ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
«ЖЕНЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»
ТАК БОЛЕЛЬЩИКИ ПРИВЕТСТВОВАЛИ ПОБЕДУ КАНАЕВОЙ
Этап Кубка мира по художественной гимнастике в избалованной спортивными событиями Москве собрал полные трибуны дворца «Дружба», а любимица публики олимпийская чемпионка Евгения Канаева на радость многочисленным зрителям первенствовала во всех четырех видах программы.
Московский этап Кубка мира по художественной гимнастике вызвал большой интерес. В УСЗ «Дружба» свободных мест на трибунах практически не было. Публику в уютном зале потчевали в буфетах сугубо «театральным ассортиментом» (кофе растворимый и вареный, бутерброды с красной рыбой, копченой колбасой и сыром). В зале звучала классическая музыка, она доносилась и до фойе, а там начинающие гимнастки перед множеством зеркал делали что-то свое, пусть не столь совершенное и созвучное тому, что происходило в главном зале, но вполне сопоставимое по вдохновенности образов.
Евгения Канаева в «Дружбе» царила безоговорочно и в очередной раз доказала, что равных в мире ей на сегодняшний день нет. Ее ноги уставали подниматься на пьедестал, в ее честь то и дело звучал Гимн России, а зрители привычно скандировали: «Женя лучше всех!».
«СМОТРЮ НА ЖЕНЮ И ПОРАЖАЮСЬ»
Примерно неделю назад Амина Зарипова, являющаяся личным тренером юной гимнастки Яны Лукониной, на встрече с журналистами в Новогорске сказала: «Я смотрю на Женю и поражаюсь, насколько это волевой и цельный характер!». И тут же недвусмысленно вздохнула: «А вот у моей Яны сложный переходный возраст. Она не может его преодолеть: то хочет тренироваться, то не хочет».
Дарья Кондакова, конечно, пыталась соперничать с Канаевой. Этого очень хочется ей самой, ее тренеру Анне Шумиловой и, конечно, в известной мере главному тренеру сборной Ирине Винер, уставшей повторять, что «только в конкуренции рождается истина». Конкуренция нужна и Евгении Канаевой, так намного легче держать себя в тонусе до Олимпиады в Лондоне, а Винер в Новогорске неслучайно обронила, что «Женя может стать двукратной олимпийской чемпионкой».
К новому сезону для Дарьи были концептуально переработаны программы, были внесены существенные изменения в стиль и характер образов. «Нас в прошлом году упрекали в том, что у Даши слишком наступательный, напористый стиль, – рассказывает Анна Шумилова. – Теперь вы увидите принципиально новую Дашу». Ирина Винер и Люси Димитрова обновили для нее все четыре вида. Обруч, например, она теперь делает под «Оксфордскую мелодию», мяч – под интерпретацию песни Сэм Браун «Стоп».
По личным впечатлениям вашего корреспондента, Кондакова от наступательности в образах не избавилась. Судя по всему, чисто психологически она еще не готова серьезно конкурировать с Канаевой.
ДАССЕН И ВЕЧНОСТЬ
Интересно, а кто готов? Женя в этом сезоне тоже обновила программы. Она даже вынуждена была пропустить первый этап серии Гран-при в Канаде в конце января. «Я не поехала в Канаду, так как мне еще составляли упражнение с обручем», – призналась в разговоре со мной Канаева.
Кстати, обруч в этом сезоне Женя делает под трогательную вечную музыку Джо Дассена «Et si tu n`existais pas»*, булавы – под «Болеро» Равеля, лента – «Фантазия-экспромт» Шопена, а мяч – под музыку из фильма «Портрет Дориана Грея».
Публика подолгу не выпускает Женю с ковра, вынуждая выходить на поклоны. Ее тело в фиолетовом купальнике, переливающемся серебристыми блестками, гнулось и «ломалось» изгибами, как и розово-синяя лента, расставалось и переплеталось с ней... И в каждом виде – в обруче ли, в мяче, булавах или в той же ленте она становилась первой. Неизменно и непреложно первой. А Кондакова – в лучшем случае, да и то далеко не всякий раз – второй.
«КТО ЗНАЕТ, ЧТО БУДЕТ В ЛОНДОНЕ»
«Кубок чемпионок-Газпром», ставший в субботу одновременно и квалификацией к воскресному «Гран-при» (и на котором победительницей стала, естественно, Женя), четко и ясно дал понять, что побеждать Канаеву не готова ни чемпионка мира Дарья Дмитриева, ни Алия Гараева. Стоит, правда, упомянуть о том, что сильная белоруска Милетина Станюта из-за травмы в Москву не приехала.
Кстати, азербайджанка Гараева тренируется в России. «Вот тренируем ее, тренируем, а на Олимпиаде... Кто знает, что там будет», – говорит Ирина Винер. В октябре, на «Прямой линии» в «Советском спорте» Винер вспоминала, как так же увлеченно тренировала Алию Юсупову. Но когда поняла, что слишком много отдает Юсуповой и та незаметно превращается в опасную соперницу для наших гимнасток, главный тренер сборной мгновенно свернула лавочку, как гимнастический коврик: «Аличка, любимая моя, мне очень нравится ваша столица город Астана, но жить там я не хочу!». У Винер все под контролем.
В воскресенье в «Дружбе» Гараева по гамбургскому или, если хотите, по лондонскому счету справиться с Канаевой тоже не смогла. Только в честь Канаевой во всех четырех видах исполнялся Гимн Российской Федерации. И до Лондона особо опасных соперниц у Жени незаметно. Упомянутая же чуть выше Дарья Дмитриева прилетела в Москву из Иркутска за неделю до «Гран-при» в разгар жестких контрольных тренировок с только затянувшейся травмой. На «Кубке чемпионок» она заняла лишь пятое место. Возможно, еще сказывается травма...
* Если б не было тебя (франц).
СТАТИСТИКА
Упражнения с лентой. 1. Евгения Канаева (Россия) – 29,200. 2. Александра Меркулова (Россия) – 27,700. 3. Ульяна Трофимова (Узбекистан) – 27,400. Упражнения с булавами. 1. Канаева – 28,675. 2. Дарья Кондакова (Рос сия) – 28,200. 3. Анна Рябцева (Белоруссия) – 26,750. Упражнения с мячом. 1. Канаева – 28,100. 2. Меркулова – 28,050. 3. Нета Ривкин (Израиль) – 26,650. Упражнения с обручем. 1. Канаева – 29,050. 2. Анна Алябьева (Казахстан) – 27,550. 3. Алия Гараева (Азербайджан) – 27,200.
ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОВОЙ
ВЕРНУВШИСЬ ПОСЛЕ ТРАВМЫ, ВИКТОРИЯ КОМОВА НЕ СУМЕЛА ПОБОРОТЬСЯ ЗА ЗОЛОТО
Алия Мустафина в роли группы поддержки, невероятные сальто в и исполнении Виктории Комовой, а также Татьяна Набиева, Антон Голоцуцков, Максим Девятовкий. Какие еще имена нужны, чтобы в выходные заполнить до отказа небольшой пензенский дворец спорта «Буртасы»? Но чемпионат России по спортивной гимнастике оставил жителей областного центра равнодушными.
450 АНГЛИЙСКИХ ФУНТОВ ЗА ВХОД
Здесь нет своих и чужих. Здесь болеют за всех. И самые преданные болельщики – это соперники. Гимнаст делает соскок со снаряда. «Стой!» — кричит зал. «Стой!» — призывает тренер. «Стой!» — доносится из сектора, где разминаются другие спортсмены. И ноги сами прилипают к полу.
В пензенском дворце спорта с экзотическим названием «Буртасы» (говорят, такая народность проживала в этих краях) аншлага не наблюдается. Трибуна на 1700 мест заполнена в лучшем случае процентов на 50, да и то на ней в основном те, кто уже отсоревновался, тренеры и организаторы. В качестве исключения – родители занимающихся здесь же гимнастикой детей. И уж совсем-совсем уникумы – те, кого не напугал 20-градусный мороз и не привлекли в выходные диван и телевизор с сериалами. Но таких мало.
— Мы в Пензу приехали на несколько дней, в гости, — рассказывает Кирилл Викторович, глава солидного семейства. – Узнали, что тут проходит чемпионат России, и сразу сюда. А как иначе, я ведь сам когда-то гимнастикой занимался. А тут на афишах призер Олимпиады в Пекине Антон Голоцуцков и чемпионка мира Алия Мустафина. Давай, думаю, заглянем.
Алию Мустафину Кирилл Викторович в зале вряд ли узнал. Российская чемпионка сновала по дворцу не в красном купальнике со снимка на афише, а в футболке и тренировочных штанах. Алия помогала своим подругам по команде как могла – посыпала тальком брусья, болела, что есть сил, но сама на помост так и не вышла. Неужели травма?
— У Алии впереди выступления в США на Кубке мира, — объясняет главный тренер сборной России Андрей Родионенко. – Решили не перегружать ее выступлениями. Что же до трибун, то сейчас ситуация с болельщиками потихоньку выправляется. Конечно, было бы хорошо, если бы у нас люди сопереживали проблемам гимнастики, знали бы спорт, разбирались бы в нем. В Америке, где человеку, кажется, есть из чего выбрать, вокруг гимнастики ажиотаж сумасшедший. А в Лондоне на Олимпиаде на финальные соревнования билеты будут стоить по 450 фунтов. У нас и 5 фунтов за билет никто не заплатит.
«КОГДА ВИКА РАССТРАИВАЕТСЯ, ОНАРИСУЕТ»
Многие из тех, кто заплатит по 450 фунтов в Лондоне, придут в зал специально для того, чтобы посмотреть на маленькую девочку Викторию Комову. Российская юниорка, прошлым летом покорившая болельщиков на юношеской Олимпиаде, долго восстанавливалась после травмы, но в Пензе явила истинное чудо в упражнениях на брусьях. С ее квалификационным результатом (16,700 баллов) можно и за золото взрослой Олимпиады побороться.
— Вы собираетесь видео снимать? Только в Интернет не выкладывайте, — строго предупреждает меня представитель российской федерации гимнастики. — За Комовой следят англичане. Ведь Вика – основная соперница их примы Твиддл.
Следят – значит, боятся! Слава богу, что запрет все-таки снимают, и цифровая камера фиксирует кадр за кадром: вот Виктория запрыгивает на одну перекладину, вот делает оборот, еще один, вот перепрыгивает с одного бруса на другой, а вот… Камера едва не вываливается из рук – Виктория Комова срывается и падает на жесткий гимнастический мат. «Ох», — выдыхает зал. Вика обмазывает ладони очередной порцией талька, снова запрыгивает на перекладину и продолжает выступления. Цена падения – штрафные баллы, золотая медаль чемпионата России и море слез, пролитых в гостиничном номере.
— Вика всегда очень сильно переживает, — наутро после падения рассказывает мама гимнастки Вера. – Обычно она рисует, когда сильно расстраивается. И тут пришла, поплакала, взяла раскраску и карандаши.
«Я РОДИЛАСЬ В ЗАЛЕ»
Вере едва ли легче, чем ее дочери. Она – судья международной категории и за падением Вики наблюдала из-за судейского столика. Судить собственную дочь, знать, что от твоего решения зависит, попадет ли она на пьедестал почета – такого никому не пожелаешь.
— Конечно, это очень тяжело, но нас назначает главный судья соревнований, — объясняет Вера. – Такое в гимнастике не такая уж редкость. Например, у Анны Павловой мама тоже судила соревнования.
— Да я вообще чуть ли не в зале родилась, — улыбается двукратный призер Олимпиады-2004 Аня Павлова. – Мама ходила на соревнования до восьмого месяца беременности. Потому, наверное, и закончить никак не могу.
На соревнованиях Анна выступает с тейпом на колене. Этот эластичный бинт она крепит клеем, иначе нельзя – слетит. У Ани была страшная травма коленного сустава, после которой в спорт не возвращаются. Врачи наращивали спортсменке хрящ. Колено болит до сих пор. Павлова – единственная участница финалов в отдельных видах, родившаяся еще в Советском Союзе. Через три недели после Олимпиады в Лондоне ей стукнет 25.
— Что делать, приходится соревноваться с девочками помоложе и поздоровее, — вздыхает Аня. – Зато я ничего не боюсь. Ни ошибок, ни тренера, ни дополнительных нагрузок. А девчонки, — кивает она в сторону брусьев, – этого боятся.
Там на брусьях неудачницы турнира 15—16- летние крохи под присмотром тренеров выполняют работу над ошибками. Прямо во время церемонии награждения. После четырех дней соревнований. Попашешь так до 25 – поневоле ничегошеньки бояться не будешь.