Пиар национального масштаба. Как и зачем Баку проводит «Гран-при Европы»

Редактор Sovsport.ru Дмитрий Христич съездил в Баку и оценил, стоит ли проведение гонки «Формулы-1» в новом месте затраченных на это денег.
news

Редактор Sovsport.ru Дмитрий Христич съездил в Баку и оценил, стоит ли проведение гонки «Формулы-1» в новом месте затраченных на это денег.

«Хороший пиар стоит больших денег». Эта фраза, в разных интерпретациях услышанная мною за сутки в Баку раз пять, достойна стать девизом «Гран-при Европы», который теперь проводится в столице Азербайджана. На уникальной трассе в черте города. И не просто в черте города, а рядом с главными историческими и культурными достопримечательностями.

Большая стройка

Центр Баку. Огромный Дом правительства с одной стороны, широкий проспект Нефтяников, за которым в 200 метрах берег Каспийского моря, – с другой. Это площадь Азадлыг (площадь Свободы) – главная в столице Азербайджана. Здесь, к примеру, проходили крупнейшие в истории страны военные парады.

Теперь примерно шесть месяцев в году эта площадь будет представлять собой стройплощадку. И это тоже плата за проведение «Гран-при Европы». На проспекте Нефтяников располагается прямая старт/финиш (вызывающая особенную гордость организаторов: участок трассы длинной почти 2,5 километра содержит лишь плавные повороты, что позволяет болидам развивать скорость свыше 350 километров в час!), а на площади Свободы – пит-лейн, боксы, паддок, вип-ложи. Все это, как и трибуны вдоль трассы, – временные сооружения, которые начали собирать за три месяца до гонки, а закончат разбирать в конце августа. Закрыт оказался и комплекс фонтанов «Семь красавиц» – одна из новых визитных карточек Баку. На настиле, уложенном поверх главного фонтана, – фан-зона.

– Народ всегда недоволен, но главное ведь – конечный результат, – такими словами завершал экскурсию по недостроенному паддоку Амиль Сейфуллаев, ответственный за безопасность бакинской трассы.

– Если туристы привезут в город деньги, все будут только рады, – не склонен переоценивать недовольство жителей Баку журналист, учредитель журнала Autograph и один из главных популяризаторов автоспорта в Азербайджане Рамин Мусаев.

На время Гран-при у бакинцев, живущих в домах вдоль трассы, появился новый способ заработка. Они сдают в аренду балконы, с которых удобно наблюдать за гонкой. На поток, как в Монако, этот бизнес пока не поставлен, но все впереди. Естественно, хорошо заработают на «Формуле-1» и гостиницы: стоимость номеров выросла в среднем в три-четыре раза, при этом и заполняемость отелей несравнима с обычной для этого времени. Ради такого можно и потерпеть некоторые неудобства.

То же самое касается и проблем с движением в городе. Да, часть улиц в центре в начале года были раскопаны, что вызывало серьезные проблемы с трафиком. Но, с другой стороны, ремонт был проведен капитально, с заменой коммуникаций, а дорога в итоге получилась очень качественной – по другим болиды «Формулы-1» просто не ездят.

«Все светлые идеи приходят в голову президенту»

Не слишком популярная в мире страна, добывающая нефть и имеющая главу государства с официальной поддержкой около 84 % населения, который получил власть, можно сказать, по наследству, старается улучшить свой имидж с помощью организации больших спортивных событий? Ничего не напоминает? Речь про Азербайджан. Президент Ильхам Алиев является сыном и преемником Гейдара Алиева, а его правление отмечено экономическим ростом страны, которое, правда, сложно отделить от роста цен на нефть и газ.

Алиевы в Баку везде. Именем старшего названо все, что только можно было назвать (международный аэропорт, парк, огромный культурный центр, проспект, стадион, нефтеперерабатывающий завод, мечеть…), а портреты второго украшают государственные учреждения. В том числе большой стенд, посвященный действующему президенту, встречает всех посетителей министерства молодежи и спорта Азербайджана. Впрочем, не стоит забывать, что Ильхам Алиев возглавляет и национальный олимпийский комитет.

Проект «Формулы-1» в Баку – государственный. Оргкомитет Гран-при возглавляет министр молодежи и спорта, а идею привести королеву автоспорта официальная легенда приписывает президенту республики. Вроде как чуть ли не случайно увидел гонку в Монте-Карло, а вскоре оказался в одной компании с бывшим руководителем команды «Рено» Флавио Бриаторре – и вскоре был подписан пятилетний контракт на проведение Гран-при с возможностью продления еще на пять лет. «На самом деле, все светлые идеи приходят ему в голову», – оценил роль президента страны министр спорта и молодежи Азербайджана Азад Рагимов.

– Скорее всего, инициатива действительно шла от президента страны, но едва ли можно представлять это как результат какой-то отдельной встречи, – не склонен верить мифам Рамин Мусаев. – Ильхам Алиев любит автомобили, очень хорошо в них разбирается и сам отлично водит. Да и переговорный процесс по организации Гран-при может идти годами. Плюс в Баку уже проходили городские гонки в кузовных сериях. Так что «Формула-1» в Азербайджане – не случайность.

В общем, азербайджанская работа на имидж очень похожа на российскую, с учетом масштабов. У нас зимние Олимпийские игры – там Европейские, у нас «свое» Гран-при в Сочи – у них «европейское», у нас чемпионат мира по футболу – у них шахматная олимпиада и Исламские игры. Возможно, именно эти параллели никак не дают мне поверить, что бакинская гонка может окупиться.

– Конечно, в этот раз мы не сможем даже близко вернуть потраченные деньги, – Азад Рагимов оптимистичен. – Но в следующем году нам не нужно будет ремонтировать столько дорог, не надо будет закупать никакого оборудования, да и вообще – достаточно будет только достать все со складов и собрать. Я надеюсь, что мы выйдем на прибыль.

Министр на пальцах прикидывает количество проданных билетов и ожидаемое количество туристов, которые приедут в Баку ради «Формулы-1», и приходит к выводу, что проведение Гран-при даст толчок экономике страны. Но конкретных сумм не называет. Зато признается, что спонсоры «закрывают» лишь малую часть бюджета бакинского Гран-при. Кризис сказался и на местных бизнесменах.

Гонщики-контрабандисты

– Мы не можем говорить, что для нас стопроцентно важна спортивная составляющая, что она превалирует над промоушеном города. У нас ведь нет своей команды, более того, у нас вообще нет культуры болеть за «Формулу-1», люди только начинают приобщаться. Но спорт – это и не последнее. Если проводить соревнование, в любом случае одна из его целей – развитие вида спорта в стране, – уверяет министр Рагимов.

Звучит красиво, но понять, как шикарное шоу поможет развитию в Азербайджане, сложно. Тут даже любимая российским коллегой Рагимова схема «тысячи мальчишек посмотрели телевизор и побежали записывать в секции» не сработает – впечатленным детям просто некуда будет пойти: крытого автодрома в стране нет и не планируется, и даже картинг представлен только развлекательными трассами, на которых профессионального гонщика не вырастить.

Проблемой стал даже подбор пилота для первой поездке по трассе в Баку. Послом бакинского кольца является Фернандо Алонсо, но, конечно, озадачивать двукратного чемпиона мира по сути тест-драйвом никто не стал. Да и с рекламной точки зрения организаторы хотели, чтобы трек открыл азербайджанец. В итоге, чуть ли не единственным кандидатом на эту роль стал Гульгусейн Абдуллаев – 19-летний пилот, только в этом сезоне дебютировал в европейском чемпионате «Формулы-3». Потенциал у него есть, поддержку на государственном уровне он получает, но до уровня даже тест-пилота «Формулы-1» ему будет дорасти очень трудно. Или очень дорого.

Но это не значит, что автоспорт в Азербайджане непопулярен. Рамин Мусаев может судить об этом хотя бы по успехам своего журнала и смежных проектов: тюнинг-ателье, автомобильной телепередаче и прочим.

– Наша молодежь очень любит автомобили, – говорит он. – И я вижу в этом потенциал: через машины молодых людей можно привлекать в спорт. Да и ребят с задатками найти несложно. Я помню, как в советские еще времена действовали местные контрабандисты, которые не только перегоняли грузы, но и гоняли в городе. Они по ночным горным дорогам без фар уезжали от милиции. Супергонщики!

Есть ли сейчас такие таланты в криминальном мире, осталось неизвестным.

Визитка за 40 миллионов

В полутора километрах от площади Свободы находится Ичери-шехер – внутренний город. Это жилой квартал в крепости, первые упоминания о котором относятся к пятому веку нашей эры. Здесь на площади в 221 тысячу квадратных метров находятся более трех десятков памятников архитектуры – в основном XIV-XVII веков. Вы почти наверняка видели пейзажи этого квартала, потому что здесь снимали сцены фильмов «Человек-амфибия», «Айболит-66», «Бриллиантовая рука» (то самое знаменитой «Черт побери!») и других.

И вот теперь прямо вдоль этих древних стен будут пролетать высокотехнологичные болиды «Формулы-1». Честно говоря, ради одного этого вида здесь стоило провести гонку. Пусть и очень дорогую.

Со старым городом связана и еще одна уникальная особенность бакинской трассы – участок шириной 7,6 метра. Вообще-то регламент «Формулы-1» требует, чтобы трек был не уже 8 метров, но гоночный директор F1 и делегат Международной автомобильной федерации по безопасности Чарли Уайтинг, контролировавший все этапы подготовки трассы, дал добро на такое нарушение.

– Да, участок в районе 8-11 поворотов намного уже, чем на любой трассе «Формулы-1». Но дизайнеры и инженеры сделали все грамотно, – заверил после очередной инспекции Уайтинг. – Если там случится авария и трасса будет заблокирована, это не станет проблемой, потому что приняты все меры для быстрой эвакуации пострадавшего автомобиля.

Все меры – это специальный кран, способный быстро убрать разбившийся болид. И опора этого крана расположена уже за крепостной стеной, внутри старого города. Но это, конечно, не значит, что памятники старины пострадают от современного развлечения. Здесь даже историческую брусчатку на одном из участков аккуратно накрыли специальным полотном, поверх которого уже уложили асфальт. После гонки это покрытие разберут, вернув дороге первоначальный облик.

Вообще, это точно один из самых красивых этапов сезона. Море, древняя крепость, монументальные здания советского периода, современные стеклянные небоскребы. Баку есть, что показать, и этот пиар действительно бесценен. Два с половиной часа красивейшего рекламного ролика с гарантированной аудиторией около 500 тысяч человек (это только сама гонка, не считая квалификации, свободных заездов и прочего) – есть, за что заплатить старине Берни Экклстоуну лицензионный сбор в 40 миллионов долларов.

Новости. Формула-1