Баранка за 40 000 евро. Как выглядит руль болида «Формулы-1»

Sovsport.ru разобрался – что такого сложного в этом, казалось бы, простейшем средстве управления машиной?
news

«У меня три месяца ушло только на то, чтобы к рулю привыкнуть», - признался как-то Даниил Квят, перейдя в «Ред Булл». Sovsport.ru разобрался – что такого сложного в этом, казалось бы, простейшем средстве управления машиной?

ИСТОРИЯ

Рули первых болидов «Формулы-1» мало отличались от баранки шофера какого-нибудь «ГАЗа». Тот же кругляш из дерева на металлическом каркасе, причем – внушительных размеров, чтобы снизить нагрузку на руки пилота при повороте колес. Долгое время эта часть машины никак не менялась, однако в 60-х, с ростом значения аэродинамики, инженеры начали бороться за свободное пространство в машине, места в кокпите стало меньше -- и диаметр «баранки» укоротили. Позже и вовсе срезали верхнюю половину руля, чтобы улучшить обзорность.

С развитием вспомогательных систем на руле появились кнопки, поначалу – всего три: для радиообмена, подачи воды пилоту и включения нейтральной передачи. Революция началась в конце 80-х, когда «Феррари» презентовала полуавтоматическую КПП. Она позволила отказаться от педали сцепления и ручки переключения передач – их заменили подрулевые лепестки. С тех пор прогресс уже было не остановить – с каждым сезоном бывшая «баранка» начала обрастать все большим количеством кнопок и тумблеров. Сейчас только с руля пилоты могут выполнять почти 800 различных операций – не считая, собственно, управления машиной.

ЭКРАН

Когда-то спидометры, тахометры, датчики топлива и прочие шкалы в болидах «Формулы» располагались на передней стенке кокпита – словно обычная приборная панель в авто. С развитием технологий инженеры начали переносить вывод всей важной информации на электронные индикаторы, расположенные на руле. Поначалу это были просто мигающие лампочки, которые сменились мелкими монохромными дисплеями, а ныне превратились в полноценные цветные LCD-дисплеи, диаметром 4--5 дюймов. Теперь сюда выводится до 100 параметров, начиная от текущей скорости и заканчивая информацией от организаторов Гран-при (например, о появлении желтых флагов или машины безопасности). Текущий набор данных пилот, конечно, может настроить под себя.

БЕЗОПАСНОСТЬ

По правилам руль должен сниматься не более чем за 5 секунд – чтобы пилот мог максимально быстро выскочить из болида в экстренной ситуации. Кроме того, после покидания кокпита его необходимо вернуть на место (если, конечно, машина вот-вот не взорвется) – так маршалам легче эвакуировать автомобиль. Впрочем, бывали случаи, когда спортсмены нарушали эти правила. Так, Рубенс Барикелло, разбив свой «Уильямс» на «Гран-при Монако»-2010, в сердцах швырнул руль прямо на трассу. Хорошо не в голову проезжавшему мимо на высокой скорости Каруну Чандхоку. В итоге индиец протащил ненужную деталь под днищем своего болида добрых несколько сот метров. В «Уильямсе» оставалось только всплакнуть над выброшенными (в буквальном смысле) 50 тысячами долларов.

ЦЕНА

Современный руль изготавливают из карбона, композитных материалов, пластика и металла, среднее время производства достигает 100 часов, вес детали подбирается к одному килограмму, а стоит все это удовольствие порядка 40 000 евро! При этом каждому пилоту на сезон обычно требуется 5-7 рулей. 

ЦИФРА

4000 раз – столько в среднем каждый пилот переключает передачи во время гонки. И все это – не отрывая руки от руля.

ПОКУПАЙТЕ СПЕЦВЫПУСК О «ГРАН-ПРИ РОССИИ» В КИОСКАХ СТРАНЫ!

Новости. Формула-1