«Джентльмены, заводите моторы!»
Ровно через месяц, 12 октября, в Сочи пройдет первый в истории «Гран-при России». «Совспорт/Weekly» проверил готовность автодрома в Олимпийском парке принять «королевские гонки», а также разузнал, чем будут удивлять болельщиков организаторы.
ЗВУК
Раз уж новые двигатели болидов «Формулы-1» вместо сочного рева бьют по ушам зрителей подобием завывания кофемолки с миксером, организаторы «Гран-при России» с особым тщанием подошли к звуковому оформлению этапа. Суммарная мощность системы звукового оповещения на автодроме составляет 100 000 ватт – достаточно, чтобы ни один болельщик не пропустил мимо ушей важную информацию о заезде или, скажем, начале автограф-сессии Даниила Квята.
Всего на территории трека расположено более 600 динамиков, на соединение которых понадобилось 500 км кабелей.
ВИДЕО
Чтобы от судей не ускользнул ни один нюанс гонки, а Пастор Мальдонадо не избежал очередного штрафа (венесуэлец копит их вместо зачетных очков), в Сочи установили лучшую – со слов организаторов – систему видеонаблюдения среди всех автодромов «Формулы-1». Итак: 48 камер, способных дать обзор на 360 градусов в горизонтальной плоскости и на 180 градусов – в вертикальной, 150 километров кабеля из оптоволокна, способность техники к 32‑кратному увеличению картинки и хранилище данных на 40 терабайт (достаточно, чтобы создать 7‑дневный архив соревнований). Наконец, на финише установлена суперскоростная камера, снимающая 10 000 кадров в секунду – если Хэмилтон и Росберг обойдутся без боданий друг с другом и финишируют синхронно, победителя в их дуэли все равно определят.
РАДИО
Уже задолго до старта «Гран-при» организаторы получили порядка 700 запросов на использование радиочастот во время уик-энда. Желающих много. Командам каналы нужны для передачи видео и телеметрии с болида, телекомпаниям – для получения сигналов с камер на трассе и управления камерами-роботами, расположенными на вертолетах и дронах. Охранникам, сотрудникам медицинских и пожарных служб, волонтерам без радио, понятно, тоже никуда. В итоге количество единиц радиооборудования, которое будет задействовано по ходу заездов, превысит 7,5 тысячи.
ЗРИТЕЛИ
Соцопрос, проведенный организаторами «Гран-при России», показал, что 85 процентов зрителей, которые посетят исторический для нас этап, – люди в возрасте от 25 до 45 лет. При этом 24 процента болельщиков готовы прийти на автодром с детьми, а 63 процента планируют находиться там в течение всего уик-энда, начиная с 8 октября (когда будет открыта прогулка по пит-лейну для всех желающих). Так что заезды гонок поддержки (чемпионатов GP3 и GP2) в Сочи без внимания тоже не останутся.
МУЗЫКА
Одними гонками шоу в Сочи не ограничится – можно будет не только поболеть, но и потанцевать. Например, на концерте Ленни Кравица, который пройдет на автодроме 11 октября. Кроме рокера (и заодно модельера главной героини «Голодных игр» – Кравиц еще и актер), зрителей порадуют DJ Леонид Руденко (тот самый, что зажигал на церемонии открытия Олимпиады-2014), а также группы «Звери» и IOWA. В общем, «Улыбайтесь!».
БИЛЕТЫ
Продажа билетов на «Гран-при России» стартовала уже 30 мая, и организаторы сразу столкнулись с повышенным спросом. В итоге количество выпущенных квитков было увеличено с 45 000 до 55 000, а на автодроме возвели дополнительную временную трибуну (которая и получила имя Даниила Квята). На данный момент распродано уже порядка 75 процентов билетов по цене от 5000 до 30 500 рублей на весь уик-энд. Кроме того, при желании (и возможности) можно обзавестись специальным пропуском в Паддок-клуб. Тут несложно встретиться и лично пообщаться с гонщиками, представителями команд, VIP-гостями, заодно отведать кулинарные шедевры приглашенных звездных поваров. Удовольствие, правда, недешевое – один билет обойдется в сумму от 199 656 рублей.
АСФАЛЬТ
Хваленые немецкие автобаны горько рыдают в сторонке – в России появились дороги получше! Правда, немного – всего 5854 метра. Ровно столько составляет протяженность трассы в Олимпийском парке Сочи (к слову, в текущем календаре «Формулы-1» есть лишь один трек длиннее – бельгийская «Спа» с ее 7004 м). Трехслойное полотно асфальтобетона толщиной 20 см (и общим объемом 5000 куб. м.) укладывали 50 дорожников и 15 единиц техники. При этом первые два слоя стандартные – из песка, щебня, гравия и битума. А финальное, верхнее покрытие, по которому болиды смогут разгоняться до 320 км/ч и больше, содержит ряд полимерных добавок, способствующих лучшему сцеплению колес с дорогой (ну и заодно делающих трек прочнее). Кроме того, в асфальт, который укладывали при температуре 158 градусов, закатали датчики, фиксирующие температуру покрытия, и оборудование для измерения скорости.
Кербы
Москвичи называют их бордюрами, петербуржцы – поребриками, а в Сочи будут кербы – именно так правильно называть небольшие бетонные блоки, окаймляющие отдельные участки трассы. С их помощью, во-первых, пилоты меньше рискуют вылететь с трека в сложном повороте. А во-вторых, и это главное, теряют всякое желание их срезать. Подпрыгнуть и пролететь несколько метров на таком «бордюре» – событие не из приятных.
В Сочи установили два типа кербов – «Валлелунга» и «Мельбурн», цвет которым придает специальная краска с зернистой структурой, внешне похожая на резиновую пленку. Суммарная площадь покрытия – 4,5 тысячи квадратных метров, а совокупная протяженность всех «поребриков» – 15 км.
«УАЙТИНГ ДАЛ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ»
Промоутер «Гран-при России» Сергей Воробьев рассказал «Совспорту/Weekly», как прошло строительство автодрома.
– Уже в августе к нам с официальным визитом пожаловал гоночный директор чемпионата мира Чарли Уайтинг. Его вердикт – трасса полностью готова к «Гран-при», – не без удовольствия признается Воробьев. – Сейчас главное – навести последние штрихи, отшлифовать детали в подготовке к «Формуле-1». И этап национального чемпионата по кольцевым гонкам (РСКГ) сильно в этом поможет. Он пройдет в Сочи 12–14 сентября.
– Рассчитываете проверить трассу в «боевых» условиях?
– Конечно. Не только сам трек, но и всю инфраструктуру, электронику, работу сервисных служб. Если возникнут какие-то нюансы, требующие корректировки, у нас хватит времени все исправить до самого «Гран-при».
– Архитектор автодрома Герман Тильке следил за проектом?
– Разумеется! Правда, основное внимание он проявлял на этапе строительства. Сейчас, когда трасса уже готова, на ней трудится команда других специалистов. Весь процесс подготовки проходит при постоянном контроле со стороны ФИА и руководства «Формулы-1» – это касается и планирования уик-энда, и организации работы для прессы, и развлекательной программы… Поверьте, команда трудится очень профессиональная.
В штате самой компании, отвечающей за проведение «Гран-при России» – почти 200 человек. Это не считая экспертов, привлеченных со стороны. И, конечно, волонтеров, которых набралось более тысячи.
– Вы уже говорили, что в рамках шоу-программы во время «Гран-при России» выступят Ленни Кравиц, DJ Руденко, группа «Звери»… Вряд ли все ограничится только концертами?
– Мы старались сделать так, чтобы каждый болельщик, купивший билет на «Гран-при», не просто попал на гонки, а стал участником большого праздника. В Олимпийском парке будет развернута так называемая F1 Village («Деревня «Формулы-1») – ярмарка сувениров и экипировки. Будут установлены симуляторы, на которых любой желающий сможет проехать по виртуальной трассе в Сочи или, скажем, попробовать свои силы в качестве механиков в боксе команды. Кроме того, для гостей этапа откроет двери Сочи-Парк – крупнейший тематический парк аттракционов в России, расположенный неподалеку от автодрома. Там же, кстати, находятся самые большие «американские горки» в стране.
– Последний вопрос – этап «Формулы-1» длится три дня. Как будет использоваться трасса в остальное время?
– Начнем с того, что это будет единственный автодром в России, работающий круглый год, – спасибо местному климату. И, конечно, простаивать без дела трассе не придется. Здесь будут проводиться этапы национальных гоночных серий, коммерческие мероприятия, и трек-дни – когда любой водитель сможет прокатиться по треку на своем или прокатном автомобиле.
СМЕТА БОЛЕЛЬЩИКА
Мы рассчитали примерный бюджет поездки на «Гран-при России», исходя из сроков 8–13 октября. Напомним, сам гоночный уик-энд продлится три дня – 10–12 октября, но уже за день до этого владельцы билетов на этап смогут побывать на автодроме и даже прогуляться по пит-лейну.
Билеты на сам «Гран-при»: от 5000
Авиаперелет Москва – Сочи – Москва: от 14 400
Поезд Москва – Сочи – Москва: от 6600 за плацкарт и от 9900 за купе
Проживание в отеле (3 звезды): от 5000
Итого: 30 000–33 300 за 1 человека.
При этом, если вы планируете побывать на домашнем для нас этапе «Формулы-1», советуем поторопиться. Свободных билетов осталось не так много – это касается и поездов, и самолетов, и, разумеется, самого «Гран-при». Гостиничная сеть Сочи, отстроенная к Олимпиаде, готова разместить всех желающих, но дешевые номера в недорогих отелях также быстро раскупают.
«Русских выгнали через час после начала трансляции». Как охраняют дом Шумахера