Спорим, они подерутся?
Как и почему единственные претенденты на победу в чемпионате мира-2014 Нико Росберг и Льюис Хэмилтон спустя более 10 лет дружбы могут испортить отношения друг с другом.
ПРЕДЫСТОРИЯ
«Гран-при Малайзии» 2013 года вошел в историю как образец нечестного отношения между напарниками… в составе «Ред Булл». Ближе к финишу Марк Уэббер вышел в лидеры и оказался прямо перед Себастьяном Феттелем. Из боксов прозвучал недвусмысленный приказ: «Парни, экономим топливо, бережем моторы» – простой намек на то, что победный дубль в кармане и не стоит устраивать разборки друг с другом.
Но Суперсеб мириться с приказами не стал, нанеся удар исподтишка – атаковал никак не ожидавшего и не готового обороняться Уэббера, вышел на первое место и добыл победу.
Красноречивый жест Марка в адрес напарника увидели миллионы зрителей по всему миру. На церемонии награждения австралиец не скрывал разочарования партнером, бросив обиженно что-то вроде: «Мы так не договаривались!». Феттель каялся, извинялся перед напарником и перед командой… Шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер был в полной растерянности, не понимая, что ему делать: наказывать своего лидера или нет.
В итоге все спустили на тормозах, Марк смирился с поражением, окончательно утратил мотивацию и спустя три месяца объявил о скором окончании карьеры.
Мало кто помнит, что тогда же, в окрестностях Куала-Лумпура, в похожей ситуации оказались и пилоты «Мерседеса». Только Нико Росберг, будучи в положении Феттеля, повел себя иначе. Ехав четвертым, он ближе к финишу сохранил в лучшем состоянии покрышки и был куда быстрее Льюиса Хэмилтона, замыкавшего тройку лидеров. Но получил приказ из боксов «не атаковать». И не стал.
Сам Хэмилтон чувствовал себя на финише крайне неуютно. Понимал, что в отношении Росберга поступили нечестно, а его третье место – незаслуженно. И хотя сам ничего плохого не сделал, ощущал за собой долю вины. В конце концов с друзьями так не поступают. А Нико был Льюису настоящим другом.
Пройдет всего чуть больше года, как ситуация между парнями в корне изменится.
РАУНД ПЕРВЫЙ. БИТВА ПРИ «МИРАБО»
– Да он специально допустил эту ошибку – только, чтобы не дать мне занять поул-позицию! – негодованию Льюиса не было предела.
Наверное, мы не узнаем правды – было ли это так на самом деле. Но факт – в финале квалификации «Гран-при Монако», показав лучшее время, Росберг ошибся на выходе из тоннеля и «раскорячился» в повороте «Мирабо», испортив заключительную попытку остальным пилотам. В том числе – напарнику. Как сложно обгонять на узких улочках Монте-Карло, знают даже болельщики, далекие от «Формулы-1». Результат гонки был почти предрешен – Нико выиграл домашний для себя этап, Хэмилтон остался вторым.
– Не знаю, почему нас постоянно называют близкими друзьями! – никак не мог смириться с произошедшим Льюис. – Может, раньше так и было. Но сейчас мы – просто соперники.
А позже, в интервью британской прессе, заливался «сиротскими» слезами.
– Я всегда буду голоднее до побед, чем Нико. Мне слишком тяжело дался путь наверх. Я начинал с самых низов, спал на диване в скромной квартирке папы и не знал, наскребет ли он денег на мою следующую гонку.
А Нико с детства рос в Монако, окруженный роскошью, дорогими машинами, яхтами и личными самолетами. Ему все давалось легко.
Прав Хэмилтон – будущие партнеры по «Мерседесу» действительно изначально были не в равных условиях. Одно дело – темнокожий английский паренек из бедной семьи, чьи родители давно в разводе, младший брат болен ДЦП, а отец впахивает на трех работах, лишь бы наскрести денег на увлечение ребенка картингом. Другое – сын чемпиона мира 1982 года Кеке Росберга, росший в окружении потомков князей, бизнесменов и актеров, получающий образование в лучших школах и с детства окруженный заботой и деньгами. Но в конечном счете оба ровесника добрались до «Формулы-1». Может, банковский счет родителей двух звезд когда-то и отличался на порядок, но уж талантом гоночный бог обоих сыновей наделил сполна.
Красноречивые признания Хэмилтона всколыхнули прессу. Но Росберг ничего отвечать не стал. Да и сам Льюис понял, что сболтнул лишнего. Спустя несколько дней после «Гран-при Монако» он выложил в твиттер старое фото – где они с Нико, еще подростками, сидят на одноколесных велосипедах, обнимаются друг с другом и смеются в камеру. «Конечно, мы по-прежнему друзья», – подписал снимок Хэмилтон. Так, значит, мир?
РАУНД ВТОРОЙ. НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА
Можно до хрипоты спорить, кто из них быстрее. Убеждать, что Льюис берет свое скоростью, а Нико – стабильностью. Точного ответа на этот вопрос нет. Но по части невезения на данный момент Хэмилтон явно впереди напарника.
В квалификации «Гран-при Германии» он сам допустил ошибку и разбил машину. В Венгрии у него сгорел болид. Второй раз подряд британцу пришлось начинать гонку с пит-лейна. И дважды он прорвался с самых низов на подиум. Причем второй – вопреки воле команды.
На «Хунгароринге» повторилась ситуация «Гран-при Малайзии»-2013 – ближе к финишу Хэмилтон ехал третьим, впереди Росберга, который шел в лучшем темпе. Только из боксов на этот раз прозвучал приказ пропустить партнера. И Льюис… сделал вид, что ничего не слышал. Отбив робкие атаки Нико, он так и не пустил его на подиум.
– Мы были уверены – если бы Росберг прошел Хэмилтона, он мог бы зацепиться за победу! – негодовал шеф «Мерседеса» Тото Вольф.
Одно хорошо – инцидент в Венгрии случился прямо накануне месячного перерыва. В «конюшне» провели брифинг, еще раз жестко потребовав с пилотов – указания с мостика надо выполнять. Хэмилтон и Росберг заявили, что впредь так и будут делать. Летний отпуск должен был пойти на пользу всем, понизить градус напряжения, успокоить нервы гонщиков.
РАУНД ТРЕТИЙ.
«ОН СДЕЛАЛ ЭТО СПЕЦИАЛЬНО!»
Но едва закончился перерыв и пилоты пожаловали в Бельгию, как Вольф получил новый повод схватиться за голову.
Росберг, стартуя с поула, зевнул напарника и пропустил его вперед. Попытка во втором повороте вернуть позицию закончилась контактом.
– Он ударил меня! Он ударил меня! – истошно кричал Хэмилтон по радио, получив обидный тычок в заднее колесо. Спустя секунду оно разлетелось на ошметки, вынудив экс-чемпиона мира ковылять на «трех ногах» к пит-лейну. Росберг отделался сломанным передним крылом, что тоже сказалось на скорости машины и в итоге стоило ему победы. Но Нико финишировал вторым. А Льюис, отброшенный в хвост пелотона, уже не нашел в себе резервов на третий подряд прорыв с самого низа в число призеров. Откровенно саботируя этот этап и двигаясь на три секунды с круга медленнее партнера, он все-таки дождался грустной команды «Давай охладим мотор», заехал в боксы и вылез из кокпита.
Поднялась новая волна взаимных упреков.
– На брифинге Нико признался, что мог избежать столкновения, но не стал! – вновь нагнетал напряжение Хэмилтон.
– Льюис действительно так сказал? Это неправда! Что было на самом деле, говорить не стану. Считаю, что не стоит выносить сор из избы, – парировал выпад партнера Нико.
Правда, вину Росберга признали – и даже оштрафовали его на сумму с пятью нулями (!) за этот инцидент. Но что для парня, получающего 20 миллионов евро, такая жертва за возможность выиграть чемпионат?
Понять можно обоих. Льюис дважды упускал титул в последней гонке. Он умеет держать удар и знает, что такое горечь поражения. Только это не значит, что Хэмилтон готов смириться с ним заранее. Нико же чувствует – ему, возможно, выпал единственный шанс повторить достижение отца 32‑летней давности – и он готов вгрызаться в него зубами.
Да, парни дружат с детства, еще с картинга. Но оба готовы поступиться дружбой ради успеха. Тем интереснее следить за тем, кто же в итоге выиграет титул. Ждем следующий раунд.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Какие битвы между партнерами вошли в историю «Формулы-1»
Ники ЛАУДА и Ален ПРОСТ, 1984 год
Австриец, уже успевший и завершить карьеру, и вернуться в чемпионат мира, всегда отличался непростым характером. Тем удивительнее, как сезон-1984, прошедший в борьбе между Лаудой и молодым Аленом Простом, не отметился серией скандалов и ссор между пилотами. Составить конкуренцию дуэту «Макларена» не смог никто. А судьбу титула в итоге решил «Гран-при Монако» – в той гонке Лауда сошел, а Прост одержал победу, но из-за сильного дождя она была завершена досрочно, и Ален получил лишь 5 очков вместо 10. Между тем на финише сезона Ники опередил его лишь на полбалла – 72 против 71,5.
Ален ПРОСТ и Айртон СЕННА, 1989 год
Лучшие гонщики своего поколения вместе сошлись в «Макларене» конца 80‑х, не знавшем поражений. С каждым уик-эндом отношения Алена и Айртона портились. Кульминацией стала гонка в Японии в 1989‑м, когда гонщики столкнулись. Обоюдный сход устраивал Проста, гарантируя ему успех в чемпионате. Однако Сенна после аварии сумел продолжить заезд и даже победить, выиграв титул. Симпатии самой команды уже были на стороне Волшебника, однако в дело вмешался президент FIA Жан-Мари Балестр, хороший друг Проста. Который «пробил» дисквалификацию Айртона за «срезанный поворот при возвращении на трассу после аварии». Это решение стало самым сомнительным (если не сказать – дурацким) за всю историю «Формулы-1», но в итоге решило судьбу чемпионства в пользу Алена. После чего француз покинул «Макларен».
Льюис ХЭМИЛТОН и Фернандо АЛОНСО, 2007 год
Испанец пришел в «Макларен» в ранге двукратного чемпиона мира и рассчитывал на роль непререкаемого лидера в команде – учитывая, что компанию ему составил дебютант «Формулы-1». Однако Льюис упорно не желал мириться с ролью второй скрипки в оркестре, навязал фавориту настоящий бой и постепенно перетянул на свою сторону расположение боссов из Уокинга. Закончилось все тем, что Фернандо сдал команду с потрохами в нашумевшем шпионском скандале с «Феррари», вместе с Хэмилтоном непостижимым образом проиграл титул Кими Райкконену (лишившемуся почти всех шансов на успех за две гонки до финиша сезона) и благополучно ушел обратно в «Рено».
Читать @avto_sovsport