Права Квята
На стартующем сегодня уик-энде в Великобритании Даниил Квят постарается прервать серию из трех сходов подряд и набрать свои первые очки после «Гран-при Китая». За неделю до гонки в Сильверстоуне дебютант чемпионата мира заскочил в Москву. Чтобы устроить шоу на болиде «Ред Булл» во время российского этапа «Мировой серии Рено». И пообщаться с корреспондентом «Советского спорта».
ПОШЕЛ В РОСТ
Первое впечатление от встречи с Квятом – а парень-то подрос! Последний раз мы встречались два года назад, на трассе Moscow Raceway – тогда 18‑летний Даниил выиграл обе гонки российского этапа Еврокубка Серии Рено 2.0. Титул в борьбе со Стоффелем Вандоорном это ему не обеспечило (бельгиец реже приезжал на финиш первым, но и техника его подводила не так часто). Зато к началу 2014‑го Квят подтянулся на добрых 20 см. А главное – дорос до «Формулы-1». Сам Вандоорн пока о чемпионате мира лишь мечтает.
Но ни контракт с «Торо Россо», ни успех в первой гонке сезона, когда на «Гран-при Австралии» Даниил стал самым юным пилотом в истории чемпионатов мира, сумевшим набрать очки (в возрасте 19 лет 324 дней), не изменили главного. Квят – по-прежнему простой и дружелюбный парень, приятный в общении. Без намеков на «звездность».
– А почему в «Арарате»? – спрашиваю первым делом о месте нашей встречи.
– Да живу-то я дома, – отмахивается Квят. – Не думайте, что снимаю тут номер. Просто так удобнее организаторам.
– Добирались до места сами?
– Да, «Ред Булл» выделил Infinity FX. Припаркован у входа.
– И как вам московское движение?
– Никаких проблем пока не возникало, – пожимает плечами Квят. – Трафик такой же напряженный, как и в Лондоне. Водители попадаются горячие, но такие есть везде. До серьезных инцидентов не доходило, так что навыки пилота первой «Формулы» пока не пригодились.
– Правами давно «разжились»?
– Года полтора как. Хотел пройти экзамены сразу, лишь только исполнилось 18 (в апреле 2012‑го. – Прим. ред.). Но в то время сезон был в разгаре. Пришлось на полгода все отложить. Сдавал все сам – в Европе по-другому не получится. А российских прав до сих пор нет – не хватает времени.
– И какая личная машина у пилота «Формулы-1»?
– В Москве – никакой. А в Англии – Volkswagen Abt. Автомобильчик вроде Polo. Мне хватает. То, что нужно для Милтон-Кейнса, где расположена база «Ред Булл» и где я до сих пор снимаю квартиру.
«ХОККЕЙ БЛИЖЕ ФУТБОЛА»
– Даниил, в каком настроении спать легли ночью? – перевожу тему на футбол. За несколько часов до нашей встречи сборная России сыграла вничью с Алжиром на чемпионате мира (1:1) и покинула турнир.
– Вообще-то в отличном, – грустно улыбается Квят. – Я ведь отправился в кровать после первого тайма, когда наши вели 1:0. Утром проснулся и первым делом полез в твиттер. А там…
Даниил махнул рукой.
– Что помешало нашим выйти из группы?
– Я не ахти какой эксперт в футболе. Редко смотрю матчи, хотя за сборной слежу. Думаю, на наших ребятах сказалось лишнее давление. Все ждали от них высоких результатов, побед. С этим непросто справиться. Если мы хотим удачно выступить на домашнем чемпионате мира, сборной придется «сбросить цепи». Заиграть более расслабленно, свободно – как тот же Алжир в Бразилии. Хотя это будет непросто, учитывая, что турнир пройдет в России…
– Вы ведь и сами неплохо играете в футбол? Супергол забили в благотворительном матче пилотов перед «Гран-при Монако».
– Ну, бить-то я умею. А вот в плане тактики ничего не понимаю. Куда бежать, какую занять позицию? – пожимает плечами Даниил. – Хотя играю не так редко. И в детстве часто выходил на поле. Пока жил в Италии, меня частенько звали погонять мяч друзья. Но приходится беречься. Я ведь не могу позволить себе сломать ногу, – смеется Квят.
– То есть вам как коренному уфимцу ближе хоккей?
– Разумеется! И за «Салават Юлаев» переживаю всей душой. И за сборную нашу, конечно.
«БОТТАС ИГРАЕТ КРУЧЕ МЕНЯ»
– Финал чемпионата мира в Минске смотрели со своим личным тренером?
– Именно. Пюру (Сампела. – Прим. ред.) – сам бывший хоккеист. И мы много времени проводим за просмотром хоккейных матчей. Надо было видеть его лицо, когда наши «накропали» финнам пять голов! – смеется Даниил.
– Не пытался оправдаться, что Россия зато в четвертьфинале Олимпиады проиграла…
– Это был его главный аргумент в попытке сохранить лицо при провале финской команды. Но я просто радовался, что наши стали чемпионами. Все остальное – отговорки в пользу бедных.
– Сами на лед давно выходили?
– Перед «Гран-при Канады». Никогда раньше не был в Монреале и, когда туда летел, очень хотел попасть на местную ледовую арену. И тут мне предложили устроить импровизированный матч с Валттери Боттасом (пилотом «Уильямса». – Прим. ред.). Это было что-то!
– В чем заключался поединок?
– Мы просто били буллиты вратарю местной команды. Я забил два гола, Валттери – один. Получается, я выиграл! Хотя Боттас играет круче. Он постоянно тренируется, каждую зиму участвует в любительских матчах. А я до этого последний раз на коньках стоял лет 10 назад! В Канаде только вышел на лед – и сразу грохнулся…
– Вратарь местной команды – это Рэй Эмери из «Монреаля»?
– Да ну что вы! Голкиперу из НХЛ я бы ни одного буллита не забил.
– И как вам хоккейные нагрузки?
– Ох, тяжело! Потеть приходится изрядно. Если сравнивать с «Формулой-1», на ум сразу приходит «Гран-при Малайзии» с ее духотой и влажностью. Вот где нам точно достается не слабее, чем хоккеистам.
«ЕМ – И НЕ ТОЛСТЕЮ»
– Раз уж заговорили о физической форме. Ваш партнер по «Торо Россо» Жан-Эрик Вернь часто плачется в прессе, что тяжелее вас на пару килограммов и из-за этого едет медленнее на пару десятых секунды с круга. Пытался похудеть – и загремел в больницу с истощением…
– Да ну, чушь какая-то… Может, в первых двух гонках сезона разница в весе и имела значение, но не сейчас.
– И все же вам самому приходится следить за весом?
– Конечно, команда будет не в восторге, если я вдруг резко растолстею. И массу тела надо контролировать. Но я прекрасно чувствую себя физически – у меня нет необходимости «качаться», чтобы лучше справляться с нашими нагрузками. А с моей конституцией я могу есть все, что хочу и сколько хочу, – в весе не прибавляю.
– Высокий рост тоже не помеха?
– Абсолютно! Не знаю, с чего взялось, будто пилот «Формулы-1» должен быть низким. У меня с этим проблем не возникало.
– Насколько остро чувствуется конкуренция в составе? Ведь возможен вариант, что уже в следующем сезоне одному из двух пилотов «Торо Россо» придется покинуть «Формулу-1».
– Я мыслю иначе. Моя задача – показывать максимально возможный результат в каждой гонке. И в принципе я с ней пока справляюсь. У нас случались неудачи, но связаны они были не с моими ошибками или ошибками команды. Просто техника тоже иногда подводит.
– К вам как к новичку, который на равных борется с опытным Вернем, вопросов быть не может. А вот сказывается ли давление на Жана-Эрика?
– Он проводит третий сезон в «Формуле-1» и старше меня на пять лет… Но кто сказал, что я не готов бороться с ним на равных? Для себя я заранее не готовлю оправданий – мол, не хватило опыта или чего-то еще. Моя задача – не просто опередить партнера. Я стараюсь выжать максимум из машины и показать лучший результат без оглядки на Жана-Эрика. Что чувствует при этом Вернь? Спросите у него.
– Не исключено, что скоро в «Формулу-1» придет и Карлос Сайнс-младший, с которым вы вместе шли плечо к плечу в программе подготовки пилотов Red Bull Junior.
– Карлос лидирует в «Мировой серии Рено». Он – талантливый пилот, с большим потенциалом. Попадет ли он скоро в «Формулу-1»? Эти вопросы не ко мне. Мы ни разу не общались с прошлого года.
– А с Сергеем Сироткиным тоже не пересекались?
– Ну, мы вместе выезжали на трассу на тестах после «Гран-при Бахрейна». Он – на «Заубере», я – на «Торо Россо». Но пообщаться не удалось. График был очень напряженный у обоих. Знаю, что Сергей сейчас борется с Сайнсом в «Мировой серии Рено»…
– И может стать пилотом «Заубера» в следующем сезоне. Каковы его шансы?
– У многих гонщиков есть большой потенциал. Вопрос в том, как они его реализуют.
«В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДЕЛАЮ ЧТО ХОЧУ»
– Сироткин рассказывал, как в Бахрейне команда перед тестами дала ему ботинки на пару размеров меньше…
– Серьезно? – удивляется Квят. – Со мной таких глупостей не происходило.
– То есть в «Формуле-1» любая мелочь учтена?
– Так и должно быть в чемпионате мира.
– Виталий Петров рассказывал, что только после перехода в «Формулу-1» прочувствовал, какое это счастье – когда команда всем занимается за тебя: авиабилетами, бронью номеров в отелях, стиркой комбинезонов….
– Но как иначе? Если бы я еще сам себе билеты покупал, у меня бы точно голова лопнула, – смеется Квят. – Твоя задача в чемпионате мира – показать высокий результат. Задача команды – сделать все, чтобы тебя ничего не отвлекало. Объем работы в «Формуле-1» неизмеримо выше, чем в любой молодежной серии. Брифинги с инженерами, анализ телеметрии, настроек… Да много всего! Понятно, что заниматься бытовыми проблемами не хватит ни сил, ни внимания.
– А в личной жизни ограничения имеются?
– Вот это самое интересное. Весь смысл в том, что ни один человек в команде не пытается контролировать, что я делаю в свободное время, – подмигивает Квят. – Как я провел вечер – касается только меня. Никто не станет проверять, тусуюсь ли я ночью в клубе. Это принципиальный вопрос доверия.
И дело не в том, нарушаю я спортивный режим или нет. Тут все зависит от внутренней дисциплины, а лично у меня с ней проблем не наблюдается. Но именно доверие команды – очень важный фактор, который позволяет гонщику чувствовать себя увереннее.
– Что случилось на последнем «Гран-при» в Австрии, когда вы попали в аварию из-за проблем с задним правым колесом?
– Скорее всего дело в дефекте подвески. Наши инженеры много работали над этим. Думаю, к этапу в Сильверстоуне проблема будет решена.
– Обидно сходить с дистанции, когда есть шанс показать лучший результат в карьере?
– Еще спрашиваете! Но у меня был похожий эпизод в Монако, когда я тоже не добрался до финиша из-за технических проблем. Хотя потом, анализируя ситуацию, мы поняли, что я реально мог стать пятым! Правда, с учетом сходов соперников. Без них – восьмым. В любом случае неплохо. Так же, как в Австрии, – еще в квалификации мне не повезло, потому что я реально был быстрее Даниэля Риккиардо на «Ред Булл», но не смог активировать систему DRS на последнем круге из-за разворота Хэмилтона в третьем секторе. В итоге уступил Дэну две позиции.
– Доктор Хельмут Марко (глава программы Red Bull Junior. – Прим. ред.) доволен вашими результатами?
– Мы с ним на связи. Последний раз общались с Хельмутом после гонки в Австрии. И доктор Марко вполне доволен. Но я хочу, чтобы он был доволен еще больше.
ЛИЧНОE ДЕЛО
Даниил КВЯТ
Родился 26 апреля 1994 года в Уфе.
Чемпион альпийской «Серии Рено 2.0» (2012) и серии GP3 (2013), вице-чемпион европейской «Серии Рено 2.0» (2012). С 2014 года – пилот команды «Торо Россо» в «Формуле-1». Самый молодой гонщик в истории чемпионатов мира, сумевший набрать очки в гонке, – на «Гран-при Австралии»-2014 в возрасте 19 лет 324 дней (9-е место).