В погоне за виртуальным Феттелем
С тех пор как Electronic Arts прекратила выпуск собственных симуляторов «Формулы-1», у фанатов виртуальной королевы автоспорта не осталось выбора. Хочешь играть – покупай творение Codemasters. Да, версия, посвященная текущему сезону, выйдет лишь через полгода. Но чемпионат мира набирает обороты, а значит, все сильнее рвешься на трассы сам. Что ж, F1-2013 – единственный вариант, который мы пока имеем, чтобы вести свою борьбу параллельно с реальными пилотами.
СИМФОНИЯ НА КЛАВИАТУРЕ
Н адо отдать должное – в Бирмингеме умеют не только болеть за «Астон Виллу». Делать качественные симуляторы здесь тоже наловчились. Colin McRae Rally, TOCA Race Driver, даже относительно свежая Grid – все они уже стали классикой. В Codemasters тонко чувствуют, что нужно рыцарям виртуального руля. Их игры могут быть достаточно просты, чтобы приглянуться новичкам, и в то же время имеют набор качеств, которые привлекают опытных гонщиков. Серия F1 – не исключение. Сели вы первый раз за руль компьютерной Ferrari F14 T или оттачиваете свои навыки с 2009 года, когда вышла первая версия франшизы, – скучно не будет. По крайней мере не на трассе.
Движок EGO, даром что сединой покрылся, все еще держится молодцом. Управление машиной в F1-2013 сродни игре на фортепьяно, причем исполнить свою симфонию реально даже на четырех клавишах клавиатуры (что уж говорить о счастливчиках, имеющих компьютерный руль!). Хотите знать, чем «Маруся» отличается от «Ред Булл» – прошвырнитесь пару кругов по любой трассе за рулем каждого из болидов и вы поймете. Здесь невозможно проехать два одинаковых круга подряд – на каждом сыграют роль свои нюансы.
Физика учитывает все – слой стертой резины на идеальной траектории, погодные условия, износ покрышек. Последний – отдельная песня. Следить за состоянием шин здесь так же важно, как за трассой и за соперниками. Постоянно атаковать на виражах на грани фола, срывая заднюю ось в занос – значит, «убить» колеса и ближе к финишу получить неуправляемый болид. Относиться к резине чересчур бережно – отпустить оппонентов далеко вперед. Найти баланс, особенно на высоких уровнях сложности – ой, как непросто! Как и спланировать грамотную стратегию пит-стопов.
Сильная сторона франшизы – и F1-2013 не исключение – работа с настройками болида. Новички или просто ленивые пилоты вольны выбирать их в упрощенном режиме. Но любители посмаковать каждый доступный вариант найдут, чем занять себя в течение пятничной практики. Все-таки есть свой кайф в том, чтобы подобрать идеальное соотношение угла атаки переднего антикрыла, высоту подвески, баланс стабилизаторов и давление в тормозной системе.
КАРЬЕРА БЕЗ ЖИЗНИ
Увы, но одним прохождением поворотов и обгонами искушенный геймер сыт не будет. А чем глубже копаешь F1-2013, тем грустней становится. Можно до одурения гоняться за личными рекордами на каждой трассе (которые все равно не фиксируются), но рано или поздно это надоест. Хочется жизни, хочется симулятора не только в плане управления машиной, но и в других аспектах игры. А с этим у творения Codemasters довольно скудно.
Парадокс, но лучше всего это заметно на примере главной изюминки F1-2013 – режиме F1 Classics. Фанаты давно просили разработчиков о возможности погоняться на болидах прошлого. Хотели – получите! Только развлечение вышло одноразовым. Сотканным по принципу «мы его слепили из того, что было». Несколько машин, десяток пилотов, четыре трассы (Херес, Имола, Брэндс-Хэтч и Эшторил), парочка режимов на выбор – простая гонка, заезд на время или спецзадания (например, продержаться несколько кругов под дождем на сликах). Отличная возможность прочувствовать разницу между болидами разных поколений – по сравнению с неуправляемым турбированным «Лотусом» середины 80-х современные, напичканные электроникой авто кажутся паиньками, с которыми управятся и пенсионеры. Но полностью погрузиться в «классическую эру» мешает тусклое однообразие трасс и болидов. А с тем набором, что есть в игре, режим быстро надоедает.
Вообще Codemasters к замечаниям фанатов относится, как тот Васька из басни – слушает да ест… то есть пускает мимо ушей. Что мешало разработчикам вдохнуть жизнь в режим карьеры, чтобы он не превращался в серую череду этапов? Ладно, тасовать состав пилотов в межсезонье, положим, не позволяют те же лицензии. Но разве сложно чуть корректировать расклад сил? Если игрок не вмешается в борьбу за титул на протяжении всех семи лет, отведенных на карьеру, чемпионом с высокой долей вероятности будет становиться один Алонсо. Скучно…
Или заезд – мы никогда не знаем, что творится на трассе вне пределов нашей видимости. Кто вылетел на обочину, откуда взялись желтые флаги? Набор фраз инженера по радио перекочевал прямиком из предыдущих версий (как и видеоролики) и состоит из десятка скупых предложений. Как пример – по ходу гонки из боксов вас даже не предупредят о том, что в болиде вот-вот кончится топливо. Если такое происходит, это всегда сюрприз. Похоже на реальность? Вряд ли.
F1-2013 не хватает жизни. Прогулки по паддоку и пресс-конференции, вносившие какое-то разнообразие в прежних версиях, канули в лету – разработчикам не хватило то ли сил, а скорее желания довести их до ума. Ролики с церемоний награждения так и не появились. Убогий режим видеоповтора с видами «из-под колена» остался такой же карикатурой на телетрансляцию, как и был. Нюансы, которые требуют минимум фантазии, несложны в исполнении, но способны радикально преобразить мир F1-2013, так и остались лишь в мечтах фанатов серии…
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Экс-пилот «Формулы-1»
Виталий Петров:
– Конечно, какой бы реалистичной ни была игра, в ней не научишься управлять реальным болидом. Для виртуальных тренировок у команд есть тренажеры, которые стоят миллионы долларов. Но мы частенько гоняем и на Playstation, и за компом. Причем не только ради развлечения. Это отличная возможность освежить воспоминания о трассе, вспомнить профиль поворотов, наметить точки торможения. Все-таки в современных играх автодромы смоделированы очень достоверно.