Марчелло да Сильва: Если бы Петров имел хорошую команду и машину, он мог бы стать чемпионом
Взгляд на реалии современной «Формулы-1» человека, который провел в «Королевских гонках» почти полвека и который привел туда легендарного Аиртона Сенну.
Этого пожилой человека в инвалидной коляске в паддоках «Формулы-1» знают, пожалуй что, все. Неудивительно: вот уже много-много лет Марчелло да Сильва не пропускает практически ни одного Гран-при. А вот известно о нем немногое. Говорят, что когда-то, до аварии, сделавшей его инвалидом, он был комиссаром бразильской полиции – что к «формуле-1», в общем-то, никакого отношения не имеет. Зато слухи о том, что Марчелло – родной дядя легендарного бразильского пилота Аиртона Сенны, вполне в формулической теме.
- Это и в самом деле всего лишь слухи, - смеется Марчелло, когда я спрашиваю его об этом напрямую. – На самом деле кровного родства между нами нет. Но я близко дружил с семьей Сенна и очень много помогал Аиртону в начале его гоночной карьеры. Считаю своим большим достижением то, что именно я договорился с «Маклареном», чтобы Аиртона взяли в эту команду.
- Сделать это было нелегко?
- Аиртон к тому времени показал, что он по-настоящему большой пилот. Но Рон Деннис поначалу сказал: «Я не хочу, чтобы за мою команду ездил индеец» - именно так, «индейцами», нас, бразильцев, в ту пору называли. Но мне удалось убедить Рона взять Сенну – о чем думаю, ни он сам, ни Аиртон впоследствии не жалели. Получилось так, что стал ему старшим другом, и он сам часто называл меня дядей. Хорошо помню, как Аиртон просил: «Марчелло, я не хочу, чтобы отец беспокоился, пожалуста, не говори ему о том, где я гоняюсь».
- Со времен Аиртона вы и стали постоянно посещать «Формулу-1»?
- Я не посещаю «Формулу-1» - я на ней работаю. Совсем недолго, – смеется Марчелло. – Почти 46 лет. И должен сказать, что за это время формула очень сильно изменилась. Сегодня она гораздо более закрыта, чем раньше. И куда более зависима от болидов.
- То есть случись невозможное и выйди сегодня на трассу великий гонщик Аиртон Сенна, еще не факт, что он обгонит своего племянника Бруно Сенну, результаты которого на формулических трассах куда скромнее?
- Конечно, не факт. Потому что все будет зависеть от того, за какие команды они поедут, какой болид будет у первого из них, и какой – у второго. Сравнивать Аиртона Сенну и Бруно Сенну невозможно не только по мерке гоночного таланта – сегодня пилоты куда более зависимы от своих машин, чем было прежде. Сегодня исход гонки в гораздо большей степени решает не гонщик, а команда. И если вы видите быстрого пилота, то это в первую очередь говорит о том, что у него хорошо организованная команда и хорошая машина.
- Какая бы ни была машина, представить себе Аиртона Сенну в хвосте пелетона практически невозможно.
- Да, представить такое действительно нелегко. Но таковы реалии сегодняшнего дня. Нужно понимать: если мы сегодня посадим быстрого пилота в слабую машину, мы не получим результата – мы получим медленную машину и медленного пилота.
- А если посадить медленного пилота в быструю машину, он станет быстрым?
- Да нет в «Формуле-1» медленных пилотов – есть те, кому команды и машина дает возможность показывать максимальные скорости, и те, у кого таких возможностей нет. Если мы возьмем «Ред Булл», то можем сказать: это команда, которая имеет самую лучшую машину, наиболее эффективно развитую структуру. И, конечно, отличных гонщиков. Но... Если мы посадим в кокпит «Ред Булла» того же Бруно – поверьте, он тоже будет в числе первых.
- А если посадить в машину «Ред Булла» Виталия Петрова?
- Тем более! Несмотря на то, что я бразилец и имею очень близкие, очень теплые отношения с семьей Бруно Сенна, должен сказать, что больше верю в Виталия Петрова. Петров более сильный, более конкурентоспособный, более цельный, как гонщик. Несмотря на примерно одинаковый возраст, он взрослее, он более ответственный. Словом, он более сильный пилот. Бруно скорее романтик, он более ранимый, такой домашний мальчик, выросший в доброй бразильской семье.
- Но Аиртон Сенна вырос в этой же семье.
- Аиртон тоже был романтиком. Но это совсем другая история. В те времена очень большую роль играл пилот. А сегодня такие индивидуальные качества, которые были у Аиртона, могут и не требоваться для победы. Зато роль команды возросла неимоверно. Вспомните хотя бы пример Флавио Бриаторе, который заставил Нельсиньо Пике устроить на трассе аварию, чтобы у Алонсо было преимущество при выезде сэйфити- кара. Раньше даже представить было невозможно, чтобы с командного мостика раздавались такие команды.
- Возращаясь к Виталию Петрову: видите ли вы в российском пилоте чемпионский потенциал?
- Я думаю, если бы Виталий имел хорошую команду и хорошую машину, он вполне мог бы стать чемпионом.