Новая формула Петрова. Российский пилот Виталий Петров теперь будет выступать за «Катэрхем»
ОТ «МАРУСИ» ДО «ФЕРРАРИ»
9 декабря прошлого года «Лотус» отказался от услуг Петрова. Контракт с командой предусматривал выступление Виталия за «черно-золотистых» еще минимум год, но в Энстоуне ему предпочли Ромэна Грожана. Договор формально не расторгли. «Просто программа сотрудничества, предложенная командой, нас не устроила», – пояснила менеджер Петрова Оксана Косаченко.
Действующий контракт в «Формуле-1», как показывает практика, значит не так уж много. Вчера в этом еще раз убедился Ярно Трулли. Итальянец, выступавший в «Формуле-1» с 1996 года (Виталий тогда еще в шестой класс ходил), теперь, похоже, завершит карьеру. Именно его в «Катэрхеме» заменит наш пилот.
Слухи о том, что Виталий окажется в этой команде, ходили давно. Но куда только не сватали Петрова! От «Марусси» до «Феррари». Сватали с того самого 9 декабря, когда россиянин остался без работы.
На тот момент в составах команд еще были вакансии. Но двери закрывались одна за другой – «Форс Индия» подписала на следующий год Пола Ди Ресту и Нико Хюлькенберга, «Уильямс» пригласил Бруно Сенну с его солидной спонсорской поддержкой. HRT продлила договор с 35‑летним Нараином Картикеяном – яркий пример того, чего можно добиться, когда есть мешок с деньгами.
Косаченко разводила руками, призывая надеяться на лучшее.
– Работа не прекращается ни днем, ни ночью, – признавалась Оксана. – Мы по-прежнему ведем переговоры – насколько еще можно о чем-то разговаривать. Признаюсь, многое зависит от наших спонсоров, которые не торопятся подтверждать контракты.
Даже когда в паддоке официально не осталось свободных вакансий призовых гонщиков, варианты у Петрова были. Стать запасным пилотом, например. Или заменить кого-то из ныне действующих. Наконец, заделаться шинным «тестером» в «Пирелли» – итальянцы приглашали Виталия на тесты в Абу-Даби.
Но все более реальным казался последний вариант – остаться за бортом чемпионата мира.
«С «ЛОТУСОМ» ОСТАЛИСЬ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ»
– Для меня это потрясающий день, – радовался вчера Петров. – Хотел бы поблагодарить владельцев и руководство «Катэрхема» за возможность стать членом этой команды. И, конечно, всех болельщиков и партнеров за их поддержку и терпение. Из того, что мне удалось увидеть на базе команды, я могу заключить, что наша новая машина позволит сделать большой шаг вперед в сравнении с 2011 годом.
Сухие строчки пресс-релиза не раскрывают всей гаммы чувств, которые испытал Виталий и его команда. Зато многое стало понятно по голосу Оксаны Косаченко в телефонной трубке, когда до нее дозвонился ваш корреспондент. Он звучал устало.
– Спасибо всем, кто верил и не верил в нас, – признается Оксана. – Мы проделали огромную работу, в которой все зависело не только от меня, Виталия или команды. Столько деталей надо было обсудить, столько нюансов разобрать… Пока могу сказать, что контракт подписан на 2012 год с возможностью продолжения. И что он полностью удовлетворяет все наши требования.
– Какие именно?
– Для Виталия главное – продолжить выступление в «Формуле-1» и получать те знания, которые он недополучил в «Лотусе». Уверена, что в «Катэрхеме» для этого будут все возможности.
– Все же будем реалистами. «Катэрхем» – не «Лотус», бороться за подиумы Виталий теперь не сможет. Для него это – шаг назад?
– Вперед, конечно же, – рубит Косаченко. – Не забывайте – еще вчера никто не знал, останется ли Петров в «Формуле-1». Теперь у него есть возможность продолжать карьеру, в планах на сезон стоит борьба за первые очки для «Катэрхема». Сейчас же главное – продолжить работу над собой.
– Об этом говорил совладелец «Лотуса» Жерар Лопес? На днях он резко отозвался о Петрове. Цитирую: «У меня было такое чувство, будто Виталий думает, что сможет выступать в «Формуле-1» еще пять лет. Главное – приносить в команду деньги спонсоров. Но здесь нужно постоянно работать над собой. Увольнение станет для него уроком».
– Первые раз слышу такие слова Лопеса, – удивляется Оксана. – Уверена, что все это придумка журналистов. Я много раз лично присутствовала на интервью Жерара – в подобном духе он ни разу не высказывался. Более того, мы до сих пор часто общаемся и сохраняем прекрасные отношения.
– «Рено» как-то помогала в переговорах с «Катэрхемом»? Ведь французы поставляют моторы не только «Лотусу», но и команде Фернандеса.
– Нет.
«ВИТАЛИЮ НЕКОГДА БЫЛО ПЕРЕЖИВАТЬ»
– Оксана, сейчас-то вы можете рассказать, как развивался весь процесс переговоров?
– Давайте брать за точку отсчета 17 февраля. В этот день Виталий пришел в новую семью, и это – главное. Что было до – неважно.
– И все же «Катэрхем» был вариантом «номер один»?
– Я вела переговоры с шестью командами – в этом могу признаться. И поверьте – такой атмосферы, как здесь, я не встречала нигде. Это действительно семья, и работать с людьми здесь – одно удовольствие. Тем более что Петров и «Катэрхем» дебютировали в «Формуле-1» одновременно, в Бахрейне в 2010‑м. Это как-то дополнительно сближает.
– Как на все отреагировал Трулли? Для Ярно это, видимо, конец карьеры.
– Вопрос с Трулли решала команда – я в это не лезла и нюансов не знаю. Но, думаю, Ярно понял и принял такое решение. Да, он очень опытный и яркий гонщик, но Трулли уже 37 – он на 10 лет старше Петрова. Уже этот факт работал не в его пользу.
– Что скажете о новом партнере Виталия?
– Знаю, что его зовут Хейкки Ковалайнен, – первый раз за беседу Оксана рассмеялась, с трудом выговорив имя спортсмена. – Мы никогда близко не общались. Да и Виталий всегда придерживается позиции, что в спорте – только соперники, друзей тут не бывает. Даже среди партнеров. Но опыт и знания Хейкки помогут не только в работе над машиной. Они помогут и Виталию перестроиться, изменить свое мироощущение. Это очень важно.
– Как сам Петров следил за ситуацией с продолжением своей карьеры? Переживал, расстраивался?
– Он работал. Тренировался, занимался физподготовкой. Держал себя в таком состоянии, чтобы в любой момент сорваться с места, сесть за руль и показать хороший результат. Переживать ему было просто некогда. Сейчас Виталий на базе команды, а уже в субботу вместе с ней он летит в Барселону.
КАРТОЧКА КОМАНДЫ «КАТЭРХЕМ»
Дебютировала в 2010 году на «Гран-при Бахрейна». База – Норфолк (Великобритания).
Частная команда бизнесмена Тони Фернандеса выступает под флагом Малайзии. В сезонах 2010 и 2011 годов носила имя «Лотус» по лицензии, купленной у компании Lotus Group. После приобретения Lotus Group команды «Рено» в 2010‑м и переименования последней в «Лотус-Рено», а затем в «Лотус», лицензия была отозвана. С этого сезона малайская «конюшня» выступает под именем «Катэрхем».
В «Формуле-1» провела 38 «Гран-при». Высшее место пилота в гонке – 12 (Хейкки Ковалайнен на «Гран-при Японии-2010»).