Директор инженерного департамента «Маруся-верджин» Николай Фоменко: «Формула» ворвется в наши тесные домики!
ФОРМУЛА-1
Накануне «Гран-при Сингапура», который пройдет 25 сентября, «Советский спорт» провел выездную «Прямую линию» с директором инженерного департамента российской команды «Формулы-1» «Маруся-Верджин» Николаем Фоменко.
ТЕРРИТОРИЯ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
К идее пообщаться с нашими читателями, пусть и заочно, Николай Фоменко подходит творчески, я бы даже сказал, с огоньком. Увидев мои тщетные попытки закрепить немаленький баннер «Советского спорта» в тесноватом моторхоуме «Маруси-Верджин», директор инженерного департамента российской команды «Формулы-1» берет инициативу в свои руки:
– Чего вы тут мучаетесь?! На улицу, в паддок пошли – там места много!
– Много-то много, но ведь нельзя, наверное: на территории Берни Экклстоуна с незарегистрированной рекламой строго.
– А мы ваш баннер на стенд нашей команды пристроим, – тут же находит решение Фоменко. – Пусть территория «Маруси-Верджин» на время территорией «Советского спорта» станет!
Баннер на месте.
– Я готов! Ну, когда там у вас птичка вылетит?
Птичка вылетела. Устраиваемся за столиком в прохладе моторхоума. Николай примеряет подарок – фирменную бейсболку нашей газеты.
– Ну что, с подковырками вопросов много? Давайте, не бойтесь – отвечу на все.
«НА «ГРАН-ПРИ РОССИИ» В СОЧИ БУДЕМ БОРОТЬСЯ ЗА ПОДИУМ»
– Есть и с подковырками, Николай, – куда же без них. Но для разминки вопрос всеобъемлющий. nikolakuznec спрашивает: «Николай!!! Примите искреннее восхищение и удивление вашей теперешней деятельностью. Вопрос: как вихрастый парень с басухой из «Секрета» стал предпринимателем в автоспорте, да еще в «Формуле-1»?».
– За восхищение – спасибо. А вот насчет удивления... Похоже на, как бы это сказать... на разрывы в жестком диске. Вот «Секрет», потом удар по голове, потеря сознания, очнулся, а уже «Формула-1» – так, что ли? Покопайтесь немного в Интернете, и вам все станет понятно: как это, откуда, почему и зачем.
altherial: «В чем, на ваш взгляд, причина столь «скромных» результатов «Маруси»? В пилотах, машинах? Или просто «пока еще рано»?».
– Я понимаю зрителей, которые смотрят гонки и не понимают: что же они там никак не могут доехать, что ж это такое? Но... Нынешнюю машину можно улучшать ровно настолько, насколько ее можно улучшить. Максимум того, что было заложено конструкцией, из нее уже выжато. И даже больше. Сейчас мы строим новый автомобиль, для следующего сезона. И с февраля 2012 года я буду готов отвечать на такие вопросы по полной. А пока...
abs: «Как продвигается работа над новым болидом, следует ли ожидать, что команда в следующем сезоне будет бороться за более высокие места?».
– Работа идет вовсю, с 24 сентября мы уже в аэродинамической трубе. Планы такие: надеемся на попадание в десятку.
nkz: «Когда «Маруся» выиграет Кубок конструкторов, а ваш пилот победит в гонке? Или хотя бы попадете в очки?».
– Это же, уважаемый nkz, три разных вопроса. Мы рассчитываем в следующем сезоне попадать в очки – это первое. Подиум… Для этого, думаю, понадобится два-три сезона минимум. Что касается Кубка конструкторов – мы пришли в гонки побеждать, мы идем к этому. Нужно только время.
F1F: «В 2014 году, когда должен пройти первый «Гран-при России» в Сочи, ваша команда сможет претендовать хотя бы на подиум?».
– Да. Мы будем за это бороться. Мы для этого и работаем.
Sanych_dm: «Уважаемый Николай! Может, стоит пригласить Патрика Хэда? Он вроде уходит из «Уильямса». Тогда в середняки можно будет попасть. Очень хочется видеть «Марусю» в очковой зоне для начала. Даже если бы она была на уровне «Заубера», я уже был бы счастлив!».
– Вы будете счастливы! У нас подписано трехлетнее сотрудничество с «Маклареном». И, соответственно, главный консультант машины следующего года – Пэт Симменс. Мне кажется, это ничуть не хуже Патрика Хэда.
«Я ЗА МОНСТРОВ НА ТРАССЕ»
Denis: «Какой период в
«Ф-1» считаете самым интересным за всю историю гонок? Что бы вы изменили в техрегламенте? И какой двигатель (тип, объем) вы считаете оптимальным для болида?».
– Вы знаете, Denis, как раз сейчас начинается очень интересный период. Возвращаются острые гонки. Вспомните Спа – это была феноменальная гонка, она напомнила мне конец 80‑х – начало 90‑х, когда несколько раз за гонку менялись лидеры. Обгоны, прорывы Баттона – это что-то! Шумахер феноменальный: с 24‑го места подняться на пятое – обалдеть можно! Вот это все – настоящие гонки, ради них, ради такого зрелища мы все и занимаемся этим делом. Думаю, сегодняшняя «Формула-1» ничуть не хуже своих самых легендарных времен.
В техрегламенте я, пожалуй, ничего бы не стал менять. Зачем? Ведь, заметьте, как бы FIA ни замедляла наши автомобили, мы едем все быстрее и быстрее. И это, конечно же, радует и болельщиков, и нас самих. Что касается двигателя... Я честно вам скажу, тайно – пока никто не слышит: я – за монстров на трассе.
Vidoff: «Какие нововведения могли бы сделать «Ф-1» еще более зрелищной?».
– Знаете, уважаемый Vidoff, я уверен: если вы приедете на гонки, про недостаток зрелищности больше говорить не будете. Вы не будете знать, куда эту зрелищность запихать, – так ее много сегодня.
101: «Николай, если посадить Феттеля за руль «Маруси», а Д’Амброзио или Тимо Глока – за руль «Ред Булл», какие будут результаты?».
– Я думаю, Д’Амброзио будет на подиуме. А Феттель будет находиться в районе 16–17‑го места, как мы сейчас.
kinder85: «Николай, как оцениваете выступления Виталия Петрова в этом сезоне?».
– У Петрова – фантастический прогресс. Сегодня Виталий делает, поверьте мне, невозможное. Мало кто из нынешних гонщиков способен был бы добиваться с такой машиной, которая сегодня у него, большего. Все, больше хвалить его не буду. Нельзя – чтобы не сбить планку.
СКОЛЬКО В «ФОРМУЛЕ-1» ХОРОШИХ КОНСТРУКТОРОВ?
papyrus: «Николай, если я не ошибаюсь, по правилам английского языка название машины должно звучать как «Мараша»... «Как вы судно назовете...»?».
– «Мараша»? Это у вас, уважаемый, какие-то, простите, тюремные ассоциации и рифмы в голове возникают. Когда два года назад англичане спрашивали, как нам было бы приятно, чтобы название звучало между русским и английским, я им сказал: «Маруша». И сейчас почти весь паддок так и говорит.
– Вопрос на ту же тему, только в лоб. SНAITAN спрашивает: «Кто придумал такое глупое название? Почему, скажем, не «Коля-Верджин»? Или не «Фома-Верджин»?».
– Прикольный вопрос, где-то даже, я бы сказал, гениальный: коротко и сердито. Отвечу так же коротко и в лоб. Первое – я! Второе – потому что!
Abs: «Когда из названия команды исчезнет слово «Верджин», а останется только «Маруся» и команда сменит флаг на российский?».
– Начнем с того, что флаг у команды и сегодня российский. Мы гоняемся – впервые в истории «Формулы-1» – под российской лицензией, выданной Российской автомобильной федерацией. Второе... Подождите немного – в ноябре вы услышите все новости.
nkz: «Если ваш конструкторский цех будет оставаться в Великобритании, то можно ли считать команду российской?».
– А почему не считать команду российской, если она российская и есть? А что касается конструкторов... Могу сказать, что все лучшие автоконструкторы России работают в «Марусе-моторс». Но это никак не связано с «Формулой-1». Конструкторов в «Формуле-1» всего-то от силы человек 15. Да еще и вопрос – сколько из них по-настоящему хороших?
kinder85: «Не планируете привлекать русских пилотов в команду?».
– Я мечтаю о российских гонщиках. Это моя главная цель, и мы сейчас будем очень плотно этим заниматься. В следующем году отберем молодых, 15‑летних пилотов и начнем с ними работать. Если получится, это будет программа для всей страны.
PTR: «Есть ли в «русской команде» сотрудники-россияне? Если есть, то сколько их?».
– На сегодня в команде работают восемь россиян, в следующем сезоне их будет больше. Будем подтягивать наших гоночных механиков, будем обучать наших молодых ребят в школе инженеров «Макларен», а затем привлекать их в команду.
Инж.76: «Как вы набираете сотрудников? Есть ли шанс у человека с улицы, если он хороший специалист и давний фанат «Формулы-1», стать членом вашего коллектива?».
– Можно ли попасть к нам с улицы? Попробуйте для начала обратиться в «Марусю-моторс» – у нас, кстати, на сайте про вакансии все написано. Но сразу скажу: шансов не много. Потому что все русские специалисты, все гоночные механики с опытом работы в Европе, которые могли бы работать в «Формуле-1», уже работают у нас в «Марусе-моторс». Конечно, если появится некий гений – примем с распростертыми объятиями.
«МЫ НЕДОЛГО БУДЕМ ЖИТЬ НА ОТШИБЕ»
PTR: «Николай, почему «Формула-1» не очень популярна у нас в стране? У вас есть рецепт, как раскрутить «Формулу-1» в России?».
– Знаете, уважаемый PTR, у меня уже нет сил всем одновременно заниматься. А рецепты, наверное, нашлись бы. Тут все просто: надо, чтобы наши гонщики гонялись и выигрывали, и тогда все станет популярным. И я вас уверяю: мы недолго будем жить на отшибе. Осталось совсем чуть-чуть. Забор поднимется наконец, и «Формула-1», как и все остальное, ворвется в наши тесные домики.
рapyrus: «Николай, я что-то не помню, чтобы вы совместно с Алексеем Поповым организовывали какие-то совместные акции, репортажи, программы. У вас с Поповым «высокие» отношения?».
– Откуда такое ехидство, дорогой papyrus? У нас с Алексеем нормальные отношения. Я считаю, он может нам нравиться или не нравиться, как любой публичный человек, но он высокий профессионал – другого профессионала такого уровня у нас нет. Благодаря ему мы и имеем в нашей стране те десять-двенадцать миллионов потребителей «Формулы-1». И это здорово, это его большая работа. А я готов как могу ему в этом деле помогать. И иногда даже помогаю, но время...
У меня все-таки другая работа. Мое дело – строить хорошие автомобили и выигрывать гонки.
конармеец 2: «С какой стороны вы к спорту?».
– Конармеец 2, вы, наверное, из армии Буденного? Ну, там особые отношения с животными. Так вот: я – с другой стороны!
nkz: «Николай, как вы относитесь к сборной России по футболу?».
– Я в этом, к большому сожалению, вообще не разбираюсь, ничего не понимаю и никогда не болел за футбол. Вообще из мира футбола я лично знаком только с Игорем Акинфеевым – очень хороший парень. Слышал, он недавно получил травму и перенес операцию, – желаю ему как можно быстрее выздороветь.
vagner74: «Николай, в прошлом вы были тесно связаны с шоу-бизнесом. Скажите: а кто из современных представителей отечественной эстрады вам по душе?».
– Из современных? Не знаю. Я как любил Леонида Агутина, так и люблю его. Считаю его прекрасным автором, лучшим в нашей стране. Он мне максимально близок.
koljan_che: «Давно ли собирались вместе с группой «Секрет», встречались с Максимом Леонидовым, да и вообще брали в руки гитару?».
– По-моему, в 2007-м году, на юбилее группы. И, наверное, в следующем году встретимся тоже, потому что Максу исполнится пятьдесят. Правда, я не смогу с ребятами репетировать, у меня нет на это времени – смогу только приехать и поддержать.
Bas89: «Когда вы были певцом, актером, шоуменом, вам наверняка на улицах Москвы проходу не давали. А как сейчас, узнают?».
– Бог его знает, я не очень обращаю внимание. Наверное, да. Я, знаете ли, не очень люблю наш шоу-бизнес только по одной причине: за последние тридцать лет лица не изменились. Не прибавилось никого. Это очень нехороший знак.
F1F: «В свое время вы сыграли немало ролей в кино, в театре, на ТВ. А сейчас какая роль вашей жизни кажется вам наиболее интересной – актера, солиста бит-квартета «Секрет», шоумена, автогонщика, руководителя гоночной команды?».
– Признаюсь вам: спустя столько лет я по-прежнему обожаю только одну роль, которая остается всегда сокрытой от глаз зрителя. Это роль читателя на диване. Жаль только, играть эту роль доводится куда реже, чем мечтать о ней.
nkz: «Хочу поблагодарить за то, что вы делаете, это реально круто».
– Спасибо большое, мне очень приятно.
– Николай, у нас существует традиция – выбрать лучший вопрос.
– Секундное дело! Кто там у нас про «Фому-Верджин» спрашивал? SНAITAN? Вот этому приколисту Шайтану пусть и достанется награда. Кстати, вы с призом уже определились? Нет? Тогда предлагаю свой вариант: фирменную кепочку «Маруси-Верджин» с автографами наших пилотов Тимо Глока и Жерома Д’Амброзио. Носите на здоровье, Шайтан, не перегревайте голову – это вредно!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Николай ФОМЕНКО
Родился 30 апреля 1962 года в Санкт-Петербурге.
Известный музыкант, шоу-мен, актер, радио- и телеведущий. Заслуженный артист России (с 1999 года). Мастер спорта международного класса в автогонках. Бывший участник чемпионата мира FIA в классе GT и марафона «24 часа Ле-Мана» (выступал вместе с Алексеем Васильевым, лучший результат – 17‑е место в абсолюте в 2005 году).
Президент российской компании «Marussia Motors», владеющей контрольным пакетом акций команды «Формулы-1» «Marussia Virgin Racing». Директор инженерного департамента этой команды.