Шумастер! Стартовав в своей юбилейной гонке с последнего места, семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер приехал к финишу пятым
СОБЫТИЕ ДНЯ
ФОРМУЛА-1
Главным героем «Гран-при Бельгии» стал не его победитель Себастьян Феттель, а Михаэль Шумахер, отметивший свой двадцатилетний юбилей в «Формуле-1» отыгрышем 19 позиций. Российский пилот «Лотус-Рено» Виталий Петров, несмотря на взорвавшиеся в последний момент тормоза, финишировал девятым.
«Гран-при Бельгии», спроси любого, мало-мальски знакомого с «Формулой-1», всегда непредсказуем. Попробуй спрогнозируй хоть что-то, если все козыри любого из пилотов бьет джокер-дождь.
А в том, что в Арденнах сухо не будет, никто накануне гонки не сомневался: Спа и дождь – куда более крутые «близнецы-братья», чем у великого пролетарского поэта Владимира Маяковского «партия и Ленин».
Убеждаемся в этом сразу: с небес, разверзнувшихся со стартом первой пятничной свободной практики, до вечера субботы льет почти без перерыва.
Гоняться по мокрой трассе – удовольствие невеликое. Но Виталий Петров в пятницу ездит немного совсем по иной причине: у его болида то и дело клинит руль. К квалификации с проблемой вроде бы справляются: во второй сегмент Виталий выходит спокойно, а там и вовсе финиширует пятым. А вот в решающем, третьем сегменте – снова сбой: на быстром круге в одном из поворотов машину Виталия разворачивает, подняться выше десятого места ему не удается.
НА ПЕРВОМ ЖЕ КРУГЕ ОТЛЕТАЕТ ЗАДНЕЕ КОЛЕСО
Не очень приятно, конечно. Но проблемы Петрова явно меркнут перед тем «подарочком», который в квалификации преподносит к двадцатилетнему юбилею в «Формуле-1» Михаэля Шумахера его собственная команда.
Вообще-то праздники у Шуми пошли чередой еще со среды. Утром пятидесятилетие картодрома в Керпене, на котором будущий семикратный чемпион мира делал первые в своей гоночной карьере шаги, вечером тридцатилетие футбольной команды «Национале пилоти», в которой Михаэль давненько уже капитанит.
Побывать пришлось и там, и там. В футбол Михаэль, правда, не сыграл, ограничился приветственной речью. А вот на карте прокатился, выиграл у брата Ральфа и Себастьяна Феттеля, благородно откатившихся на финише в сторону, шуточный заезд.
Понятно было, что в Спа Шуми таких уступок ни от Себа, ни от других пилотов ждать не приходится. Но Михаэль настроен по-боевому, готов побиться в квалификации.
Выезжает – и почти сразу возвращается в боксы. Пешком: на первом же круге у его болида отлетает заднее колесо – и квалификация для юбиляра заканчивается, не начавшись.
Стартовать Михаэлю с последней стартовой позиции. Или из боксов – это уже по желанию. Хотя желание у Шуми в эти минуты явно только одно: оторвать голову (ну, в крайнем случае руки) тому, кто держащую колесо гайку как следует не закрутил.
Один только в этой совсем не юбилейной ситуации плюс: остается море времени, чтобы к назначенным на вечер празднествам в себя прийти.
Удается это Шуми с блеском: в забитом народом моторхоуме «Мерседеса» семикратный чемпион сияет широкой улыбкой.
Да и сам праздник, что тоже было обещано, получается «неформальным». Небольшой трогательно-юморной фильм из жизни Шуми, короткие спичи боссов нынешней команды Шуми «Мерседес» и «Феррари», в составе которой Михаэль провел свои лучшие в «Формуле-1» годы, – все это затягивается ненадолго. Как и вручение подарков – здоровенной гравюры с изображением болида «Мерседеса» и пластикового фрагмента чемпионской «Феррари».
А потом перед Шумахером водружают немалый бочонок с пивом, вручают деревянный молоток и командуют: «Вперед, Михаэль!». Вбить кран Шуми удается с первого удара. Разливать пиво по бокалам и раздавать их коллегам-пилотам – Фернандо Алонсо, Рубенсу Барикелло, Нико Росбергу, Адриану Сутилю – тоже удается на славу.
– Кажется, я нашел себе новую работу, – под общий смех заявляет Шуми, и праздник, к которому тут же подключаются и сотрудники формулических конюшен, и журналисты, быстро набирает обороты.
Что ж, теперь ясно – безработица Шумахеру не грозит. Но и успешное выступление на юбилейной гонке, похоже, тоже. Хотя... Выиграл же совершенно неожиданно в дождевом Будапеште свою юбилейную, двухсотую в «Формуле-1» гонку Дженсон Баттон...
ШУМИ! ШУМИ!! ШУМИ!!!
Но и с дождем в воскресенье небеса обламывают. Для Спа это – «очевидное-невероятное»: с утра и до вечера над автодромом не проливается ни капли.
Но и по сухому гонка начинается покруче иных дождевых. Ну кто мог ожидать, что первым с финиша рванет не Феттель или Хэмилтон, а Росберг? Лидеры бросаются за немцем в погоню, заодно бодаясь друг с другом. Но самое интересное происходит в хвосте пелотона, где «веселуху» устраивает новый напарник Виталия Петрова Бруно Сенна.
Горячий бразилец с лету бьет в бок болид Альгерсуари, на трассе образуется настоящая каша, из которой полностью «живым» выходит, пожалуй, только Шумахер. Да не просто живым, а с пользой для себя – вот Михаэль уже 15‑й, вот 12‑й, вот десятый...
Неужели чудо возможно? Борьба лидеров сразу отходит на второй план – даже непонятный маневр Хэмилтона, которым британец неожиданно выбил из борьбы... самого себя, интересует публику куда меньше, чем то, что творит на трассе Шуми.
Вот он едет уже девятым. Причем, что настораживает, идет прямо за Петровым. Вот проходит россиянина. Вот Михаэль уже шестой, прямо за Росбергом. Между ними меньше секунды. Неужели партнер в юбилейной гонке не пропустит?
Ну конечно, пропускает. Но дальше – стоп. До лидера Феттеля – сорок секунд, до Марка Уэббера – 35, до Баттона (в таком порядке два пилота «Ред Булла» и оставшийся в одиночестве маклареновец и поднимутся на подиум) – полминуты.
Но ведь и пятое место, да еще после старта с последней позиции, – настоящий подвиг. Не зря же десятки тысяч фанатов награждают Шуми такой овацией, которая и победителям гонки не снилась.
Виталию Петрову хлопают, по большей части, не слишком многочисленные российские туристы. Хотя после июньско-июльских отставаний восьмое место выглядит вполне достойным результатом.
Восьмое? Нет, девятое: в последнем повороте его машину разворачивает, и его на мгновения опережает «Феррари» Фелипе Массы. Спустя минуты узнаем, что виноваты взорвавшиеся тормоза. И чувство досады сменяется облегчением: все ведь могло закончиться гораздо хуже. А место... Ну, пусть не восьмое, пусть девятое – тоже неплохо.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ПИЛОТ «ЛОТУС-РЕНО» ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ: ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ ПОВОРОТОМ ВЗОРВАЛИСЬ ТОРМОЗА
После финиша Виталий Петров мыслями все еще был там – на трассе. Но это не помешало ему с холодной головой проанализировать ход гонки.
– Чуть-чуть не хватило – взорвались тормоза, меня сразу развернуло на 180 градусов, – рассказывает после финиша Виталий. – Так обидно! Еще бы один поворот – и пришел бы восьмым. Масса ведь меня на самом финише объехал.
– Вообще-то задолго до финиша на мониторах было видно облачко карбоновой пыли, как всегда при проблемах с тормозами и бывает. Неужели в команде ничего не замечали?
– Да замечали, конечно. Эти проблемы кругов за десять–двенадцать до финиша начались. Я это сразу почувствовал, сообщил в боксы. Мы начали снижать скорость, следить за тормозами – но чуть-чуть не хватило.
– А до последних кругов вы не осторожничали? Скажем, когда вы долго не решались обогнать Кобаяши, а потом так и не смогли проехать Сутиля?
– А причем тут осторожность? Машина Кобаяши очень быстра на прямых, я не смог бы его обогнать. Вот и пришлось долго караулить момент для атаки. А с Сутилем... Машина у «Форс Индии» на прямых еще быстрее «Заубера», обогнать его можно было только путем тактики. Я его начал было прессинговать, решив отложить обгон до последних кругов. Но – тормоза. И мы приняли решение спокойно ехать до финиша.
– Решение оказалось правильным?
– Конечно. Надо было только его чуть раньше принять. А как угадать? Ты чувствуешь, что что-то вибрирует и педаль начинает пропадать, но с ходу не поймешь, насколько все плохо.
– Зато насчет погоды гадать не пришлось.
– Это вы так думаете. На самом деле только незадолго до гонки сообщили, что большущее дождевое облако, движущееся к трассе, пройдет немного в стороне.
– Порадовались?
– Нет. Мы, наоборот, ждали дождя. Были готовы к нему, тактически поехали бы по-другому. Ладно, что теперь говорить. Девятое место сегодня – тоже не так уж плохо.
– Заготовленные новинкой команды сработали?
– Анализ еще предстоит. Но мы в десятке, мы всю гонку боролись с «Феррари», с «Мерседесом», пусть не совсем на равных, пусть мы отставали – но вовсе не настолько, как перед каникулами, и не настолько, насколько опасались. Значит – сработали.
– Судя по тому, как вы бурно после гонки обсуждали что-то с шефом команды Эриком Булье и главным гоночным инженером Аланом Пермейном, не все так оптимистично?
– Да нет, рабочие моменты. Говорили о том, что в этот гоночный уик-энд было многовато технических проблем – если бы не они, могли бы выступить гораздо лучше. А нам, считаю, уже пора показывать хорошие результаты.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Пилот |
Очки |
1. Феттель |
259 |
2. Уэббер |
167 |
3. Алонсо |
157 |
4. Баттон |
149 |
5. Хэмилтон |
146 |
6. Масса |
74 |
7. Росберг |
56 |
8. Шумахер |
42 |
9. Петров |
34 |
10. Хайдфельд |
34 |
11. Кобаяши |
27 |
12. Сутиль |
24 |
13. Буэми |
12 |
14. Альгерсуари |
10 |
15. Перес |
8 |
16. ди Реста |
8 |
17. Барикелло |
4 |
18. Мальдонадо |
1 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Команда |
Очки |
1. «Ред Булл» |
426 |
2. «Макларен» |
295 |
3. «Феррари» |
231 |
4. «Мерседес» |
98 |
5. «Лотус-Рено» |
68 |
6. «Заубер» |
35 |
7. «Форс Индия» |
32 |
8. «Торо Россо» |
22 |
9. «Уильямс» |
5 |
ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ
Спа-Франкоршам. 44 круга по 7004 м. Дистанция гонки – 308 052 метра
Пилот |
Страна |
Команда |
Отставание (сек) |
1. Себастьян Феттель |
Германия |
«Ред Булл» |
1:26:44,893 |
2. Марк Уэббер |
Австралия |
«Ред Булл» |
3,741 |
3. Дженсон Баттон |
Великобритания |
«Макларен» |
9,669 |
4. Фернандо Алонсо |
Испания |
«Феррари» |
13,022 |
5. Михаэль Шумахер |
Германия |
«Мерседес» |
47,464 |
6. Нико Росберг |
Германия |
«Мерседес» |
48,674 |
7. Адриан Сутиль |
Германия |
«Форс Индия» |
59,713 |
8. Фелипе Масса |
Бразилия |
«Феррари» |
1:06,076 |
9. Виталий Петров |
Россия |
«Лотус-Рено» |
1:11,917 |
10. Пастор Мальдонадо |
Венесуэла |
«Уильямс» |
1:17,615 |
11. Пол ди Реста |
Великобритания |
«Форс Индия» |
1:23,994 |
12. Камуи Кобаяши |
Япония |
«Заубер» |
1:31,976 |
13. Бруно Сенна |
Бразилия |
«Лотус-Рено» |
1:32,985 |
14. Ярно Трулли |
Италия |
«Лотус» |
1 круг |
15. Хейкки Ковалайнен |
Финляндия |
«Лотус» |
1 круг |
16. Рубенс Барикелло |
Бразилия |
«Уильямс» |
1 круг |
17. Жером д’Амброзио |
Бельгия |
«Маруся-Верджин» |
1 круг |
18. Тимо Глок |
Германия |
«Маруся-Верджин» |
1 круг |
19. Витантонио Льюцци |
Италия |
«Хиспания» |
1 круг |
Лучший круг: Марк Уэббер – 1:49,883 (33‑й круг)