Исполнительный директор команды «Заубер» Мониша Кальтенборн: Женщины в «Формуле-1» – веление времени
ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ
Корреспондент «Советского спорта» изучил женское влияние на самый мужской вид спорта.
Если вам скажут, что «Большие призы» – дело сугубо мужское, не верьте – женщин в формулическом паддоке предостаточно. Причем VIP-дамами, праздно гуляющими от моторхоума к моторхоуму, и моделями, вывозящими на парад пилотов, дело вовсе не ограничивается. Весь гоночный уик-энд множество представительниц прекрасного пола трудится в поте лица, обеспечивая бесперебойное действие гигантского механизма под названием «Формула-1».
Конечно, среди механиков формулических конюшен женщин вы не обнаружите – слишком тяжела физически эта работа. А вот деятельность командных пресс-служб, обеспечение уюта в моторхоумах, забота о том, чтобы и пилоты, и работники команд, и гости были вкусно накормлены, – все это ложится в «Формуле-1» большей частью именно на хрупкие женские плечи.
Единственно, куда в «Больших призах» прекрасных дам пускают неохотно – это на «верхние этажи», к управленческим сферам. Но и здесь имеются подвижки. Так, организовав в прошлом году контракт Виталия Петрова с «Рено», первой женщиной – менеджером формулического пилота стала россиянка Оксана Косаченко. А Мониша Кальтенборн и вовсе трудится в нелегкой должности исполнительного директора команды «Заубер».
Взять интервью у единственной в «Больших призах» женщины – руководителя формулической конюшни оказалось непросто: рабочий график фрау Кальтенборн расписан поминутно на недели вперед. Но, узнав, что разговор пойдет не о технических деталях или нюансах договоров, а о нелегкой женской доле в «Королевских призах», милая 40-летняя уроженка Индии с австрийским паспортом, живущая в Швейцарии, неожиданно отнюдь не по-альпийски широко улыбнулась:
– О,кей, давайте поговорим прямо сейчас. Уж десять минут я для разговора на такую интересную тему как-нибудь выкрою.
«А ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ?»
– Фрау Кальтенборн, если бы во времена вашей студенческой юности кто-нибудь напророчил вам, что в будущем вы будете руководить командой «Формулы-1», что бы вы ему ответили?
– Что ответила бы? Дайте подумать. Пожалуй так: над «пророком», наверное, посмеялась бы. Но про себя скорее всего подумала бы: «А почему бы и нет?».
– Вы уже тогда мечтали о «Формуле-1»?
– Да что вы! Я тогда об автогонках вообще почти ничего не знала.
– Как же в таком случае вас занесло в автомобильный мир, да еще на его самую вершину, в «Формулу-1»? И вообще, как женщины в такой мужской спорт попадают?
– Ну, как попадают – все по-разному, наверное. Для меня это был просто случай. Предприниматель, на которого я работала в качестве юриста, имел к «Формуле-1» некоторое отношение. Именно некоторое – для нашей фирмы это был ни в коем случае не главный проект, так, мы немножко этого касались. Но благодаря этому «касанию» я познакомилась с Петером Заубером, и однажды он меня спросил: «Мониша, не хочешь ли поработать на мою команду?».
– Долго ли вы думали над этим предложением? Все-таки «Формула-1» – это сплошная техника.
– Так меня же не техническим директором, а исполнительным приглашали. То есть не инженером, а управленцем, менеджером. А с этой сферой бизнеса я была неплохо знакома. Так что раздумывала не очень долго: мне это было интересно, да и вообще такими предложениями не разбрасываются.
– Наверное, первое время было трудно?
– Не без этого. Приходилось вникать во многие незнакомые прежде вещи. Не столько в технику, хотя и с ней знакомиться в первом приближении пришлось, сколько в формулические реальности. С одной стороны, надо было плотно изучить регламенты и прочие установления FIA, а их ох как много, с другой – встраивать себя в достаточно сложные командные взаимоотношения. Словом, было множество всевозможных аспектов.
Это, конечно, требовало времени. Но меня подгоняла своеобразная жажда: узнать о моей новой сфере деятельности как можно больше, врасти в этот грандиозный театр под названием «Формула-1» как можно быстрее. И в его кулисы, и в закулисье тоже.
– А пресловутый мужской шовинизм это врастание не притормаживал?
– Мужской шовинизм? А в чем он, по-вашему, в «Формуле-1» проявляется?
– Да хотя бы в том, что среди руководителей формулических команд вы – единственная женщина.
– Но это же не только для «Формулы-1» характерно. Не знаю уж почему, но во многих отраслях человеческой деятельности, особенно в экономике, женщин на руководящих постах намного меньше, чем мужчин. Да что там меньше – нас на высоком уровне просто очень мало.
– И все же, если брать в процентах, наверняка в любой фирме, на любом заводе среди руководителей высокого ранга представительниц прекрасного пола заметно больше, чем в «Больших призах».
– Это правда. Но, думаю, дело тут вовсе не в мужском шовинизме. Просто в «Формуле-1» всего-то 12 команд, и руководители в них меняются крайне редко. Ну и, конечно, некое представление, что мужчине работать в технической сфере легче, чем женщине, еще не до конца отмерло.
«ВИДЕТЬ ДЕТЕЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЧАЩЕ»
– «Формула-1», как большой цирк, почти весь год колесит по миру, не давая возможности по-настоящему бывать дома. Это сказывается на представительстве прекрасного пола в верхних формулических «этажах»? Ведь с таким образом жизни женщине смириться труднее, чем мужчине…
– Наш кочевой образ жизни – это вообще-то и для мужчины, особенно семейного, нелегко. А уж для женщины... Возможно, вы правы, и это многое объясняет. И дело здесь не в «Формуле-1» – где бы и кем женщина ни работала, она о доме, о семье, как правило, думает больше мужчины. Но... это уже вопрос выбора каждого.
– У вас много детей?
– Двое.
– Мальчик и мальчик?
– Нет, у меня и сын есть, и дочь. Мальчику девять лет, девочке – шесть. Конечно, я стараюсь приезжать домой при первой возможности, но увы, увы... Зато перезваниваемся каждый день, и не по разу.
– А когда появляетесь дома, сын и дочь забрасывают вопросами о вашей работе? Типа: «Мама, а ты сама что делаешь на этой твоей «Формуле-1»?
– Случается. Хотя они и так немало знают и о самой «Формуле», и о том, чем я тут занимаюсь. По телевизору ни одной трансляции не пропускают. А нынешней весной я их первый раз свозила на Гран-при.
– В Монако, наверное?
– Конечно. И к дому поближе, и море синее, и гоночный праздник яркий.
– Наверное, после этого праздника они у вас дома только в «Формулу-1» и играют?
– Ну, не все время, но что есть, то есть – гонки у них ныне в почете.
– Трассу во дворе проложили и гоняют по ней?
– Нет, до трассы, слава богу, пока не дошло. Да и машин, на которых можно гонять, у них нет.
– А что так? Имеется ведь немало болидов в детском варианте.
– Нет, нет, маленькие еще, рановато. Пусть пока игрушечными машинками обходятся. Хотя против их игр в «Формулу-1» мы ничего не имеем. Пусть фантазию развивают, это детям только на пользу – как мать вам говорю.
«НА ЧТО НЕ СПОСОБНА ЖЕНЩИНА?»
– К работникам своей команды, к пилотам, скажем, вы тоже немного по-матерински относитесь?
– Нет-нет, для этого я еще слишком молода, – смеется Мониша. – А если серьезно... В команде ведь настоящие профессионалы в своих сферах деятельности работают, а потому и отношения должны быть не столько семейные, сколько профессиональные. Хотя и дружбы, готовности всегда прийти на помощь профессионализм вовсе не исключает – только сочетание всех этих качеств позволяет добиваться настоящего успеха.
– А интересно, если бы вы были мужчиной, делать свою работу вам было бы чуточку легче?
– Никогда не задумывалась об этом. Нет, легче не было бы. Ну что в работе менеджера из того, что может мужчина, не способна успешно делать женщина? Наоборот, думаю, когда результаты твоей деятельности во многом зависят от того, как успешно ты общаешься с самыми разными людьми, как настраиваешь их на нелегкую работу, – женщины имеют даже некоторое преимущество. Даже если это касается такой нелегкой сферы деятельности, как «Формула-1».
– Но тем не менее среди руководителей формулических команд вы остаетесь единственной женщиной.
– Это только пока. Я уверена, что в «Формуле» у меня появятся коллеги-женщины. Как скоро, не знаю, но это непременно будет. Поймите наконец: женщины в «Больших призах» – это не нонсенс, это веление времени. Дайте только нам это самое время.
ЖЕНЩИНЫ ЗА РУЛЕМ
ЖДЕМ ДАНИКУ ПАТРИК?
За всю историю «Формулы-1» участие в «Гран-при» принимали всего пять девушек, и ни одна из них не добилась особого успеха. Сейчас же во всем мировом автоспорте есть лишь одна спортсменка, которой по силам пробиться в «королевские гонки».
Даника Патрик – одна из самых популярных спортсменок в США. И причина всенародной любви не только в обложках глянцевых журналов, на которых гонщица часто появлялась в весьма откровенных нарядах, но и успехи Даники за рулем. Патрик стала первой и единственной женщиной, выигравшей гонку в заокеанской серии «Индикар», в которой в свое время блистали такие звезды «Формулы-1», как чемпион мира-1997 Жак Вильнев или колумбиец Хуан-Пабло Монтойя.
За свою карьеру Даника трижды завоевывала поул-позиции в «Индикаре», стала лучшей дебютанткой чемпионата-2005 и легендарной гонки «Инди-500», самым популярным пилотом серии в 2005–2010 годах, а также заняла пятое место в сезоне-2009. Тогда же о ней всерьез заговорили как о возможной дебютантке «Формулы-1». Именно Патрик могла сесть за руль болида национальной американкой команды «US F1», если бы амбициозный проект довели до конца. Но и сейчас Берни Экклстоун в преддверии возвращения «Гран-при США» в календарь чемпионата мира в 2012 году не раз выражал надежду: было бы здорово, если бы за одну из команд выступал гонщик из Америки. Или гонщица…
А КТО БЫЛ РАНЬШЕ?
Имя |
Страна |
Годы |
«Гран-при» |
Старты |
Лучшее место |
Мария-Тереза де Филиппис |
Италия |
1958-1959 |
5 |
3 |
10 |
Лелла Ломбарди |
Италия |
1974-1976 |
19 |
12 |
6 |
Дивайна Галика |
Великобритания |
1976-1978 |
3 |
0 |
- |
Дезире Уилсон |
ЮАР |
1980 |
1 |
0 |
- |
Джованна Амати |
Италия |
1992 |
3 |
0 |
- |
СМОТРИТЕ НА ТВ
Суббота, 30 июля
12.55 – третья практика, прямая трансляция на каналах «Россия 2» и «Спорт 1»
15.55 – квалификация, прямая трансляция на каналах «Россия 2» и «Спорт 1»
Воскресенье, 31 июля
15.45 – гонка, прямая трансляция на каналах «Россия 2» и «Спорт 1»
Время – московское.
А В ЭТО ВРЕМЯ
АЛЕШИН ВЕРНУЛСЯ В GP2
Михаил Алешин вновь получил приглашение от команды «Карлин» выступить на этапе GP2. В Будапеште россиянин заменил призового пилота команды Альваре Паренте.
Вчера в Венгрии он показал 12-й результат во время свободных заездов, но квалификация для чемпиона «Мировой серии Рено» сложилась не так удачно – он стал лишь 19-м.
Напомним, что ранее Алешин приезжал на гоночные уик-энды в Турцию и Испанию. Увы, в Стамбуле он попал в аварию и получил травму рук, из-за чего не смог выступить в гонке. А выступление в Барселоне не принесло ему очков.
СВОБОДНЫЕ ЗАЕЗДЫ
ПЕТРОВ – 10-й В ПЕРВОЙ СЕССИИ
Пятничная практика на «Хунгароринге» обошлась без особых происшествий. Вопреки прогнозам синоптиков дождь так и не пошел, и большинство команд смогли провести тесты в полном объеме.
В обеих сессиях первые шесть мест поделили пилоты трех топ-команд – «Ред Булл», «Макларена» и «Феррари». Виталий Петров на утренних заездах показал 10-й результат. Кстати, вместе с ним от «Лотус-Рено» работал не Ник Хайдфельд, а резервный пилот команды бразилец Бруно Сенна. Вторая практика сложилась для россиянина сложнее – из-за технических проблем он полчаса провел в боксах и в итоге остался лишь 17-м. Впрочем, и сменивший Сенну Хайдфельд показал только 14-е время…
СТАТИСТИКА
Первая практика. 1. Хэмилтон (Великобритания, «Макларен») – лучшее время 1.23,350 (19 кругов). 2. Феттель (Германия, «Ред Булл») – 1.23,564 (24). 3. Алонсо (Испания, «Феррари») – 1.23,642 (29). 4. Уэббер (Австралия, «Ред Булл») – 1.23,666 (12). 5. Баттон (Великобритания, «Макларен») – 1.23,772 (20). 6. Масса (Бразилия, «Феррари») – 1.24,115 (25)… 10. Петров (Россия, «Лотус-Рено») – 1.25,093 (22)… 15. Сенна (Бразилия, «Лотус-Рено») – 1.25,855 (25).
Вторая практика. 1. Хэмилтон – 1.21,018 (29). 2. Алонсо – 1.21,259 (40). 3. Баттон – 1.21,322 (34). 4. Уэббер – 1.21,508 (35). 5. Феттель – 1.21,549 (31). 6. Масса – 1.22,099 (40)… 14. Хайдфельд (Германия, «Лотус-Рено») – 1.23,861… 17. Петров – 1.24,546 (21).
ЗА КАДРОМ
ЭСПРЕССО? ПОЖАЛУЙСТА!
Хозяйки моторхоума «Феррари» всегда готовы напоить гостей лучшим кофе в паддоке «Формулы-1»
День на этапе «Формулы-1» начинается рано утром, а заканчивается порой уже затемно. Держать себя в тонусе 12 часов здорово помогает кофе. Бодрящего напитка в паддоке можно отведать практически везде – и в пресс-центре, и в гостевом моторхоуме любой из команд. Но никто не сварит эспрессо крепче и вкуснее, чем две милые девчонки из «Феррари».
Что удивительно, и Эстер Лендье, и Софи Бланделл вовсе не итальянки – англичанки. Но кофе готовят совершенно по-итальянски – крепкий, ароматный, с аппетитной пенкой. Когда, конечно, есть время. Девчонки ведь должны еще и накормить десятки, а то и сотни гостей завтраком, а потом и обедом. Да и уборка немало сил отнимает.
– Нагрузочка у нас здесь та еще, – рассказывает Софи. – Прилетаем обычно утром во вторник – и к ночи должны вычистить гостевой моторхоум так, чтобы все блестело. А в среду – в районе полдевятого утра – начинаем уже гостей команды и журналистов кормить. И так каждый день: в среду, четверг и пятницу часов до восьми вечера, в субботу, бывает, и до часу ночи задержаться приходится.
– Зато в воскресенье полегче, – добавляет Эстер. – Моторхоум начинают разбирать еще до окончания гонки, и у нас появляется время заняться собой – чтобы на завершающей вечеринке появиться при полном параде.
– Неужели силы остаются после такой тяжелой работы?
– Остаются. Да, тяжеловато, ну и что! – чуть не хором восклицают девчонки. – Зато быть в «Формуле-1», быть в команде – это так здорово! И сами гонки нам очень нравятся.
– Я вообще фанатка с давним стажем, – признается Эстер. – А потому, когда появилась возможность попасть в команду «Формулы-2», ни минутки не раздумывала. Как и нынешней весной, когда предложили на «повышение» – в «Феррари» перебраться.
– А я в «Формуле-1» уже несколько лет, – говорит Софи.
– С такой фамилией, как у вас, это неудивительно: известный в семидесятые годы пилот Марк Бланделл, наверное, ваш близкий родственник?
– Ну да, родной дядя! – смеется Софи. – На самом деле мы с Марком – просто однофамильцы. К тому же мое дело – не гоняться, а кофе варить. Будете? Вам просто эспрессо или двойной?