Грязно, медленно, скучно. Добавить «Хунгарорингу» азарта может только дождь
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ
Самая медленная и узкая из стационарных формулических трасс мира, построенная в 1986 году, не обещает на «Гран-при Венгрии» захватывающей гонки. Если только в дело не вмешается обещанный синоптиками на воскресенье дождь.
БЕНДЕР ОЦЕНИЛ БЫ
Едва освоившись на «Хунгароринге», поневоле вспоминаешь классику. Правда, классику не давних веков, не Вильяма нашего Шекспира. И даже не Льва Николаевича Толстого. Хотя его бессмертные строки о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные – несчастливы по-своему, если заменить слово «семья» на «автодром», могли бы дать тут, в двадцати километрах от Будапешта, немало пищи для размышления.
Нет, если уж кого-то вспоминать, так это Ильфа и Петрова. Правда, в отличие от Нью-Васюков, идея «Хунгароринга» не осталась фантазийной однодневкой. Вот он, стоит. И даже машинки гоночные по нему мимо с ревом проносятся. Но как же в его судьбе оказалось много общего с выдуманной «мировой столицей шахмат».
Да и могло ли быть иначе? Ведь за образец трека «Хунгароринга» венгерские архитекторы – ну не идти же на поклон к буржуазным Тилке, мы и сами с усами – взяли почему-то уникальную трассу в Монако.
Что могло получиться из попытки изобразить трассу близ берега Средиземного моря в столице игорного бизнеса на бывшем картофельном поле, посреди невысоких венгерских холмов, в тысяче километров от ближайшего моря и в сотне от «моря» венгерского – знаменитого озера Балатон? Да вряд ли что-то хорошее.
Конечно, того, что вокруг «Хунгароринга» вознесется сказочный средиземноморский городок, никто и не ожидал. А вот планы относительно казино и прочих дающих серьезную прибыль наворотов пока остаются планами. Потому что мировая гламурная тусовка, которая и приносит организаторам «Гран-при Монако» основные – и огромные – деньги, ни Будапештом, ни его пыльными окрестностями не соблазнилась. И из всего задуманного рядом с гоночной трассой появился пока лишь аквапарк, кстати, не слишком посещаемый. И которого, кстати, в Монако как раз нет.
ПЕРЕБОР С ПОВОРОТАМИ
Надо признать, кое в чем сходства со столицей игорного княжества венгры все-таки добились. Но благодарности за это от формулического народа, как и от любителей автогонок, не заслужили. Почему? Ответим недавними словами Адриана Сутила. «На «Хунгароринге» вы почти постоянно находитесь в повороте, – сказал пилот «Форс Индии». – Трасса очень маленькая, узкая и извилистая. Здесь почти нет мест для обгонов».
Вот так, коротко, но метко. Хотя множество поворотов (их здесь 14 на 4,384 км, в среднем по повороту на каждые триста метров дистанции) и узкое полотно трека, в чем и заключается сходство здешней трассы с трассой в Монако, появились на «Хунгароринге» не случайно.
Первая «социалистическая» трасса «Формулы-1» априори должна была стать самой безопасной. Без всяких там аварий и крови на потребу загнивающей буржуазии. Это, надо признаться, получилось: за четвертьвековую историю «Хунгароринга» здесь не только жертв – ни одного серьезного происшествия не случалось. Был, правда, несчастный случай с Массой – но пружина задней подвески с чужого болида, едва не убившая Фелипе, могла отлететь и на любой другой трассе мира.
Супербезопасность, конечно, штука отличная. Но беда в том, что погоня за ней сделала «Хунгароринг» самой медленной после Монако трассой мира. А если учесть отсутствие здесь шикарного средиземноморского антуража, то и самой скучной.
Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда: ни гонок захватывающих, ни ожидаемых супердоходов.
А откуда взяться прибыли, если зрители едва ли не самый скучный этап «Формулы-1» высокой посещаемостью отнюдь не жалуют? Да и пилоты, которые хочешь не хочешь, а гоняться на «Хунгароринге» обязаны, едут в Будапешт без особого восторга в глазах. И хотя в разговорах о трассе они обычно предельно корректны, но удержаться от жалоб на здешнюю жару, неровный асфальт и покрывающую трассу грязь им удается редко.
ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ: «ХУНГАРОРИНГ» – ТРАССА НЕМНОГО КАРТИНГОВАЯ
Не в восторге от «Хунгароринга» и Виталий Петров. Хотя именно здесь российский пилот занял свое самое высокое в прошлом сезоне пятое место.
– Год назад просто все как-то сошлось, – вспоминает Виталий. – Команда двигалась в правильном направлении, настройки были очень хорошие, да и трассу эту я очень хорошо знаю – я здесь еще в «Формуле-3000» несколько раз побеждал.
– Что, похоже, не добавило вам к «Хунгарорингу» любви.
– Да я уже не раз говорил, что не делю трассы на любимые и нелюбимые. Но здешняя... Она какая-то... Немного картинговая, что ли.
– Это в том плане, что сплошные повороты?
– Ну да. А еще тут обычно очень жарко. А потому очень тяжело физически: постоянно рулишь, борешься, а прямых, где можно хоть чуть расслабиться, практически нет.
– К вашей сегодняшней машине эта трасса подходит лучше, чем год назад, или хуже? Прижимная сила-то, которая здесь очень важна, с возвращением выдувных диффузоров у вас в полном порядке.
– На этот вопрос смогу ответить только после первой, а лучше – после второй тренировки. Надеюсь, все будет хорошо. Но как получится на самом деле, сегодня никому не известно. А если еще в воскресенье, как и сегодня, польет обещанный синоптиками дождь...
– Да еще если на этом дожде окажется круто замешана здешняя знаменитая грязь... Тогда гонка веселая получится?
– Я никогда не ездил здесь под дождем. Да и никто, похоже, не ездил. Так что чего здесь ждать на мокрой трассе – большой вопрос. Но то, что скучно не будет, – почти наверняка.