Лучше, чем ничего. Виталий Петров финишировал на «Нюрбургринге» десятым
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ
«Гран-при Германии» завершился победой английского пилота «Макларена» Льюиса Хэмилтона, опередившего на финише Фернандо Алонсо из «Феррари» и гонщиков «Ред Булла» Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля. Российский пилот Виталий Петров закончил гонку десятым, принеся своей команде «Лотус-Рено» одно зачетное очко.
«ЦЕЛЬТЕСЬ В САМОЕ ВЫСОКОЕ ДЕРЕВО»
Есть в «Формуле-1» трассы известные. Есть – знаменитые. «Нюрбургринг» относится к категории легендарных, таких как Спа, Монца, Монте-Карло. Да и история у «Нюрбургринга» легендами – и победными, и трагическими – насыщена до предела.
Хотя, когда по инициативе Конрада Аденауэра, будущего канцлера Германии, а тогда бургомистра Кельна, в невысоких горах Айфеля начали строить гоночный трек, ни о какой «легендарности», понятно, не думали. Цель была проста: чуть облегчить бремя безработицы, замучившее Германию, проигравшую Первую мировую. Ну и туристов привлечь, если получится.
Получилось, и получается до сих пор. Хотя трасса, на которой нынче проходят гонки «Формулы-1», ничего общего с тем легендарным опасным «Нюрбургрингом» не имеет. Тогда пилоты гонялись по длиннющей Nordschleife («Северной петле»), все 22,8 км которой изобиловали трамплинами, отрывающими машины от поверхности асфальта, – один из поворотов из-за этого даже окрестили «Летным полем». А по поводу «Карусели» — поворота со слепым входом – легедарный Хуан Мануэль Фанхио, трехкратный триумфатор «Нюрбургринга» и пятикратный чемпион мира, советовал: «Цельтесь в самое высокое дерево».
Дерево это живо до сих пор. Никуда не делась и сама «Северная петля»: по ее поворотам и трамплинам и сегодня при желании можно проехаться с ветерком – хоть на личном автомобиле, хоть на специальном ринг-такси с опытным водителем.
Виталий Петров возможности прокатиться по «Северной петле», конечно же, не упустил. И потом восторженно рассказывал, как в одном из поворотов его «Рено-Меган» едва не унесло в стенку, а потом долго крутило в «Карусели».
— Прикольная трасса, — восторженно рассказывал Виталий. – Есть такие повороты, что дух захватывает.
— Представляете, как там когда-то пилоты «Формулы-1» гонялись?
— С трудом. Думаю, для «Формулы» там слишком опасно.
Еще бы не опасно: в печальном мартирологе «Северной петли» значатся 68 погибших гонщиков. Пилоты «Формулы-1», на что уж ребята отчаянные, долго требовали повысить безопасность трассы, которую Джеки Стюарт окрестил «Зеленым адом». Но только страшная авария с пожаром Ники Лауды в 1976 году заставила боссов «Ф-1» отказаться от «Нюрбургринга», перенеся «Гран-при Германии» на куда более безопасный «Хоккенхаймринг».
Сегодня Ники Лауда, бродя по паддоку «Нюрбургринга», едва ли вспоминает тот страшный день. И, остановившись поболтать с Михаэлем Шумахером, обсуждает явно что-то другое, веселое. Хотя встреча двух формулических легенд кажется символичной: Ники «Нюрбургринг» закрыл, Шумми открыл его для «Формулы-1» заново.
«ДОЖДЬ МОЖЕТ СПУТАТЬ КАРТЫ»
«Нюрбургринг» многим обязан Шумахеру. Вообще-то «Формула-1» вернулась на перестроенную трассу еще в 1984 году. Но после двух «Гран-при» ушла снова – уж очень скучными гонки получились. И только в 1995 году, на волне охватившей Германию «Шумми-мании», «Большие призы» вернулись в Нюрбург.
Шумми, надо признать, радовал здесь болельщиков без устали: на его счету и больше всего побед на «Нюрбургринге» — пять, и больше всего подиумов – восемь, и больше всего набранных очков – 76, и быстрейший круг автодрома, и лучшее время в квалификации.
Вот только все это – в прошлом. Ныне Шумми не блещет ни в тренировках, ни в квалификации, которую заканчивает десятым. После чего бросает журналистам: «Надо еще разобраться, почему моя машина едет медленнее, чем у Росберга» – и грустно удаляется в моторхоум.
Что ж поделать: Шумахер – это уже прошлое «Формулы-1». А кто будущее? Себастьян Феттель? Но и «наследник Шумми» в квалификации не поражает результатом воображение, уступая поул своему партнеру по «Ред Булл» Марку Уэбберу, а вторую позицию – «маклареновцу» Льюису Хэмилтону.
А вот девятое место Виталия Петрова перед Шумахером и не попавшим в десятку партнером Ником Хайдфельдом после 14-го в квалификации на «Сильверстоуне» не может не поднять настроение.
— Конечно, попадание в десятку радует, — признается в субботу сам Виталий. – Было тяжело. Очень тяжело. «Форс-Индия» не давала покоя, «Уильямсы». Все были настолько близки... А вот те, кто выше, были быстрее почти на секунду.
— Значит, и в гонке – с таким отставанием – особенно рассчитывать не на что?
— А вот это мы еще посмотрим. Гонка – это гонка, в ней может быть все, что угодно. Поборемся. Тем более что вероятность дождя очень велика, а дождь может все карты спутать.
ПЕТРОВ ПРОТИВ ШУМАХЕРА
Дождем «Формулу-1» и правда пугали всю неделю. Только он, всю ночь перед гонкой ливший как из ведра, утром начал стихать. А потом и вовсе кончился, и к старту трасса просохла. Но и «по сухому» Петров одну позицию на старте отыгрывает, уходя от замешкавшегося Дженсона Баттона и заканчивая первый круг восьмым.
Однако удержаться так высоко Виталию не удается. Как ни отбивает россиянин атаки сначала Баттона, а потом и Шумахера, в какой-то момент вынужден уступить – машины у соперников явно быстрее. До пит-стопа Виталий в десятке держится уверенно, даже шестым одно время едет. Но после смены колес упирается в Серхио Переса, надолго задерживаясь на 13-м месте. И бороться ему до конца гонки предстоит теперь не с Баттоном, Шумахером или Росбергом, а с Кобаяши, ди Рестой, да Альгерсуари.
При этом Петрову нельзя рисковать: после того как Буэми выбивает с трассы Хайдфельда, об «острой» езде Виталию приходится забыть. А потому, едва не «пободавшись» с Шумахером (немец обгонял россиянина в повороте, Виталий срезал шикану, но уступил позицию, как в этом случае положено, далеко не сразу, за что после гонки вынужден был объясняться со стюардами), Петров едет строго, хотя и настолько быстро, насколько позволяет машина.
Это приносит свои плоды: финиширует Петров десятым. Чем явно расстроен. «Мы должны за пятое-шестое место бороться, а не за десятку цепляться», — в сердцах бросит он после финиша. Но зачетное очко в командную копилку заработано – а это лучше, чем ничего.
А борьба всерьез кипит в голове гонки. Со старта до финиша бьются за лидерство Хэмилтон, Уэббер и Алонсо. Бьются с переменным успехом, то и дело сменяя друг друга на первой позиции.
Вмешаться в эту борьбу не удается ни проводящему не лучшую гонку Феттелю, ни очень старающемуся Массе. Эти двое отстают так здорово, что спорят только за четвертое место. Мини-спор выигрывает немец – на одновременном пит-стопе на последнем (!) круге механики «Ред Булл» срабатывают быстрее бригады «Феррари».
Неудача ожидает Скудерию и в борьбе за победу: к финишу колеса Алонсо явно деградируют, он теряет скорость и отразить решающую атаку Хэмилтона уже не в силах.
ПИЛОТ «ЛОТУС-РЕНО» ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ: ОПЯТЬ ПРОМАХНУЛИСЬ СО СТРАТЕГИЕЙ
Десятое, вроде бы не самое плохое место, занятое Виталием Петровым на «Нюрбургринге», похоже, совершенно не порадовало российского пилота «Лотус-Рено». После финиша и разговора с гоночными инженерами Виталий появился перед журналистами не в самом лучезарном настроении.
– Старт удался отлично, – признается Виталий. – Потом была долгая борьба с Баттоном: Дженсон раз пять-шесть пытался меня обогнать, я эти его попытки постоянно блокировал. Получалось неплохо, вот только при этом я терял время. Может быть, его стоило пропустить вперед, потом устроиться за ним? Так я быстрее бы уехал от других. Но начало гонки я в любом случае в пассив занести не могу. А вот потом...
– А что потом?
– Да то же, что и прежде. Уже какую гонку подряд я борюсь с «Зауберами», которые в принципе для нас не конкуренты. Мы должны были ехать повыше, хотя бы там, где «Мерседесы».
– Так почему не ехали?
– Ехали бы, если бы опять со стратегией не промахнулись. Ну как можно столько терять после пит-стопов? Выезжаешь позади кучи более медленных машин, приходится их догонять, обгонять. Столько времени на этом теряется!
– Если бы со стратегией было все в порядке, где, судя по темпу, могли бы финишировать?
– Тяжело так сразу сказать. Но сто процентов – впереди Сутила, впереди «Заубера». Наша машина ведь точно быстрее. Надо было лучше угадывать со стратегией, раньше заезжать в боксы. Но у нас пока это страдает.
– Может быть, в Будапеште исправитесь?
– Постараемся.
– Отдохнуть перед «Гран-при Венгрии» удастся?
– Отдохнуть? Когда? Я в Тольятти, на «АвтоВАЗ» лечу – с болельщиками встречусь, тест-драйв новой LADA Granta Sport проведу. А уже в среду в Будапеште футбол – надо поддержать «Команду пилотов».
– Тяжело, наверное, так – практически без паузы?
– Лучше бы, конечно, такие мероприятия устраивать, когда между гонками хотя бы две недели. Тяжеловато летать так далеко и так часто. Выматывает немного. Но, с другой стороны, это мои фанаты, мои спонсоры. Это в конце концов тоже моя работа. Так что ничего страшного.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Пилот |
Очки |
1. Феттель |
216 |
2. Уэббер |
139 |
3. Хэмилтон |
134 |
4. Алонсо |
130 |
5. Баттон |
109 |
6. Масса |
62 |
7. Росберг |
46 |
8. Хайдфельд |
34 |
9–10. Петров |
32 |
9–10. Шумахер |
32 |
11. Кобаяши |
27 |
12. Сутил |
18 |
13. Альгерсуари |
9 |
14–15. Перес |
8 |
14–15. Буэми |
8 |
16. Барикелло |
4 |
17. Ди Реста |
2 |
СХОДЫ
Пилот |
Страна |
Команда |
Круг |
Причина |
Витантонио Льюцци |
Италия |
Испания |
38 |
электрика |
Дженсон Баттон |
Великобритания |
Макларен |
36 |
гидравлика |
Рубенс Барикелло |
Бразилия |
Уильямс |
17 |
утечка масла |
Ник Хайдфельд |
Германия |
Лотус-Рено |
10 |
авария |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Команда |
Очки |
1. Ред Булл |
355 |
2. Макларен |
243 |
3. Феррари |
192 |
4. Мерседес |
78 |
5. Лотус-Рено |
66 |
6. Заубер |
35 |
7. Форс Индия |
20 |
8. Торо Россо |
17 |
9. Уильямс |
4 |
ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ
Нюрбургринг. 60 кругов по 5 148 м. Дистанция гонки – 308 863 м
Пилот |
Страна |
Команда |
Время/отставание |
1. Льюис Хэмилтон |
Великобритания |
Макларен |
1:37.30,334 |
2. Фернандо Алонсо |
Испания |
Феррари |
+3,980 |
3. Марк Уэббер |
Австралия |
Ред Булл |
+9,788 |
4. Себастьян Феттель |
Германия |
Ред Булл |
+47,921 |
5. Фелипе Масса |
Бразилия |
Феррари |
+52,252 |
6. Адриан Сутил |
Германия |
Форс Индия |
+1.26,208 |
7. Нико Росберг |
Германия |
Мерседес |
+1 круг |
8. Михаэль Шумахер |
Германия |
Мерседес |
+1 круг |
9. Камуи Кобаяши |
Япония |
Заубер |
+1 круг |
10. Виталий Петров |
Россия |
Лотус-Рено |
+1 круг |
11. Серхио Перес |
Мексика |
Заубер |
+1 круг |
12. Хайме Альгерсуари |
Испания |
Торо Россо |
+1 круг |
13. Пол ди Реста |
Великобритания |
Форс Индия |
+1 круг |
14. Пастор Мальдонадо |
Венесуэла |
Уильямс |
+1 круг |
15. Себастьян Буэми |
Швейцария |
Торо Россо |
+1 круг |
16. Хейкки Ковалайнен |
Финляндия |
Тим Лотус |
+2 круга |
17. Тимо Глок |
Германия |
Маруся-Верджин |
+3 круга |
18. Жером д’Амброзио |
Бельгия |
Маруся-Верджин |
+3 круга |
19. Даниэль Риккиардо |
Австралия |
Испания |
+3 круга |
20. Карун Чандхок |
Индия |
Тим Лотус |
+4 круга |
Лучший круг: Хэмилтон – 1.34,302 (59-й круг)