«Переобуть» за четыре секунды. Как корреспондент «Советского спорта» вместе с шеф-механиком «Маруся-Верджин» постигал тайны пит-стопа

Шеф-механик российской команды «Формулы-1» «Маруся-Верджин» Ричард Вренн рассказал и показал нашему корреспонденту, как формулическим спецам удается на пит-стопе за четыре секунды полностью «переобуть» болид.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ

Шеф-механик российской команды «Формулы-1» «Маруся-Верджин» Ричард Вренн рассказал и показал нашему корреспонденту, как формулическим спецам удается на пит-стопе за четыре секунды полностью «переобуть» болид.

ТРИДЦАТЬ ДВЕ ПОПЫТКИ

– Сколько вы тратите на пит-стоп: четыре секунды, пять? – первый вопрос Ричарду Вренну.

– Да если бы мои ребята по пять секунд на пит-стопы тратили, меня, наверное, уже уволили бы, – усмехается плотный круглолицый английский джентльмен средних лет. – Это раньше, пока дозаправки не отменили, у нас было шесть-семь, а то и десять секунд. А сегодня команды стремятся к тому, чтобы в три секунды со сменой колес управляться.

– Три? Кажется, так быстро ни у кого не получается.

– Это только пока. «Ред Булл», «Мерседесу» удается максимально приблизиться к трем секундам. Мы пока от лидеров немного отстаем. В среднем почти на секунду.

– Четыре секунды – это тоже всего ничего. Как можно за эти мгновения сразу четыре колеса у болида поменять?

– Ключевое слово здесь – «сразу». Все делается одномоментно, нужна невероятная слаженность. А она, эта слаженность, достигается... Знаете что? У нас через полчаса отработка пит-стопа запланирована – приходите на пит-лейн, посмотрите, а потом и поговорим.

...На пит-лейне, на площадке перед боксами «Маруся-Верджин», масса одетого в цвета российской команды народа. Кто-то общается с коллегами, кто-то говорит по телефону, кто-то, похоже, анекдоты травит.

Однако «тусовка» длится недолго. Неслышимый постороннему уху приказ – и толпа вмиг обретает стройность сыгранной команды. Из бокса выезжает один из командных болидов, его резко накатывают на стоп-линию – и понеслось...

Собственно, то, что «понеслось», расчленить на составляющие удается не сразу. Только с четвертого-пятого захода начинаешь понимать, что эти в момент облепляющие машину люди заняты пусть и общим, но совершенно разным делом: кто-то поднимает машину – с носа и с кормы – домкратами, кто-то крутит крепящие колеса гайки, кто-то эти колеса сдергивает, кто-то тут же втыкает на место новую резину.

А дирижирует процессом наш новый знакомый Ричард Вренн. Даже «палочка» у него имеется, только не маленькая, дирижерская, а здоровенная, метра полтора длиной, увенчанная прямоугольным планшетом сантиметров тридцать на сорок.

Это и есть так называемый «леденец» – едва ли не главный на пит-стопе инструмент. С одной стороны планшетки написано «стоп», с другой – «включи первую передачу». И пусть в кокпите вместо пилота сидит дублер и никакую передачу, понятно, не включает – пока «леденец» не опущен, пит-стоп не считается завершенным. На этот раз тренировка длилась около часа, а «леденец» опускался тридцать два раза.

КОМПЬЮТЕРЩИК, КОТОРЫЙ МЕНЯЕТ КОЛЕСО

– Не слишком ли замотали своих ребят? – спрашиваю Вренна после того, как болид отправили в бокс.

– Да что вы. Тридцать два раза – это нормально. У нас пока очень большой разброс по времени. Так что еще и в пятницу (тренировка проходила в четверг. – Прим. ред.) раз тридцать-сорок потренируемся, и в субботу утром столько же. Не так-то легко добиться полной слаженности, когда в деле столько народу.

– А сколько, кстати?

– Давайте посчитаем вместе. На каждое колесо три человека. Двое с домкратами – спереди и сзади. Еще один протирает забрало шлема пилота. Ну и шеф бригады, который, поднимая «леденец», выпускает машину на трассу. Сколько получается? Правильно, 16 человек.

– Всего 16? Мне показалось, у вас на тренировке вокруг машины толпа человек в 30 суетилась.

– Так ведь 16 – это только для стандартной смены резины. А бывает, надо крыло или носовой обтекатель поменять, воздухозаборники прочистить – только для этой операции дополнительно два механика требуется. Так что тридцать не тридцать, а человека 22–23 в ожидании пит-стопа у нас всегда наготове. А на тренировке к ним добавляется еще и парень с секундомером, и дублер пилота...

– Наверное, в дублеры у вас по большому блату попадают?

– Да нет, не по большому, а по маленькому, причем не по блату, а по размеру, – заливисто хохочет шеф-механик «Маруся-Верджин». – Выбираем самого мелкого из наших механиков...

– А остальные – тоже механики вашей команды?

– Да что вы! У нас не так много механиков, чтобы хватало на бригаду. Конечно, все наши восемь механиков вовлечены в работу. Кто еще? Водители грузовиков, электронщики, компьютерщики...

– Ну что может делать компьютерщик на пит-стопе?

– Да что угодно! У нас, скажем, компьютерщик снимает одно из колес – и очень ловко, скажу вам, с этим управляется. Как и остальные мои парни.

– А кому на пит-стопе труднее всех?

– Я в этом бизнесе очень давно – 13 лет. Перепробовал на пит-стопах все работы. Орудовал и гайковертами, и домкратами. Так вот, скажу вам: более тяжелой, более нервной, более стрессовой работы, чем у меня сейчас, на пит-стопе нет. Казалось бы, физически я ничего не делаю – ну сколько тот «леденец», который я вверх поднимаю, весит – а после пит-стопа весь в поту. Ответственность давит. Если я выпущу пилота раньше времени, кто-то из ребят может получить тяжелую травму. Или наш болид врежется в другую машину, проезжающую в это время по пит-лейну. А если задержусь с выпуском – теряются дорогие мгновения...

– Стоят ли эти мгновения нервов?

– Еще как стоят! И чем короче будут эти мгновения – тем они будут дороже. Наша общая цель – три секунды. И если мы сможем этого добиться – я буду счастлив.

ПИТБУЛИ ПИТ-СТОПА

КОМАНДА БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

В жизни эти люди – механики, водители командных трейлеров или даже компьютерщики. Но во время гонки они на несколько секунд становятся звездами – на пит-стопах к ним, а не к пилотам приковано все внимание телезрителей. От слаженности в работе и быстроты бригады на пит-лейне зачастую зависит судьба гонки.

Во время пит-стопа нет времени на раздумья. Его план разрабатывается техническим директором команды до того, как болид появится на пит-лейне. Бригада механиков четко выполняет полученные инструкции.

Бригада механиков на пит-стопе обычно состоит из 16 человек. У каждого из них – своя специализация.

1. Поднимает домкратом заднюю часть болида.

2. Ставит новое колесо.

3. Откручивает и закручивает гайки.

4. Снимает использованное колесо.

5. Держит «леденец» с командами водителю – «тормоз» и «первая передача».

 6. Поднимает домкратом переднюю часть болида.

7. Протирает визор на шлеме пилота.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

«МЕРСЕДЕС» ТРАТИТ МЕНЬШЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ НА ПИТ-СТОПЫ

Как выяснило немецкое издание «Auto Motor und Sport», механики команды «Мерседес» самые быстрые в этом сезоне.

Средняя продолжительность пит-стопов Нико Росберга и Михаэля Шумахера составляет 22,301 секунды (считалось время от момента заезда на пит-лейн до возвращения на трассу). На втором месте идут механики «Макларена», которые проигрывают «Мерседесу» всего восемь сотых секунды. Чемпионы из «Ред Булл» замыкают первую тройку, уступая лидеру почти три десятые. В полусекунде позади находится «Заубер», затем идут «Форс Индия», «Лотус Рено» и лишь на седьмом месте – «Феррари». Следом располагаются «Уильямс» и «Торо Россо», а замыкают зачет соревнования механиков дебютанты прошлого сезона «Лотус», «Маруся-Верджин» и HRT.

СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА

ПЕТРОВ – ДЕВЯТЫЙ В ПЯТНИЧНЫХ ЗАЕЗДАХ

ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ. ВТОРАЯ ПРАКТИКА

1. Уэббер («Ред Булл») – 1.31,711 (34 круга). 2. Алонсо («Феррари») +0,168 (38). 3. Феттель («Ред Булл») +0,373 (28). 4. Масса («Феррари») +0,643 (36). 5. Шумахер («Мерседес») +0,700 (31). 6. Росберг («Мерседес») +0,846 (32). 7. Хэмилтон («Макларен») +1,013 (28). 8. Хайдфельд («Лотус-Рено») +1,387 (17). 9. Петров («Лотус-Рено») +1,427 (22). 10. Сутиль («Форс-Индия») +1,500 (34). 11. Баттон («Макларен») +1,514 (17). 12. ди Реста («Форс-Индия») +1,588 (34). 13. Перес («Заубер») +2,402 (34). 14. Барикелло («Уильямс») +2,633 (34). 15. Альгерсуари («Торо Россо») +2,766 (37). 16. Кобаяши («Заубер») +2,780 (35). 17. Мальдонадо («Уильямс») +3,285 (35). 18. Ковалайнен («Лотус») +4,042 (42). 19. Глок («Маруся-Верджин») +5,229 (32). 20. Чандхок («Лотус») +5,537 (33). 21. Д’Амброзио («Маруся-Верджин») +5,602 (33). 22. Льюцци («Хиспания») +6,434 (31). 23. Риккардо («Хиспания») +9,026 (5). 24. Буэми («Торо Россо») (3).

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОМЕНЯТЬ?

Помимо мгновенной замены колес, механики команды могут во время пит-стопа поставить на болид и другие новые агрегаты.

ЗАДНЕЕ КРЫЛО

На замену требуется полторы-две минуты. Приблизительно это время прохождения одного круга.

КРЫШКА ДВИГАТЕЛЯ

Меняется за две-три минуты.

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ

На пит-стопе машине можно поставить даже новые «мозги», причем это займет всего минуту.

РУЛЬ

Рулевое колесо снимается нажатием всего одной кнопки. Время на замену – две секунды.

НОСОВОЙ ОБТЕКАТЕЛЬ

Помимо колес, механики чаще всего меняют именно носовой обтекатель с передним антикрылом. Это занимает примерно 7–8 секунд.

И СМЕХ, И ГРЕХ

ФЕРСТАППЕН УЕХАЛ С ПИТ-СТОПА СО ШЛАНГОМ И МЕХАНИКОМ

Пит-стоп – одно из самых занимательных событий во время «Гран-при». Нередко во время остановок на пит-лейне бывают забавные случаи, иногда – печальные.

1994 год, «Гран-при Сан-Марино». Отскочивший от болида Микеле Альборето руль (сразу после пит-стопа) нанес травмы механикам «Лотуса» и «Феррари». После этого происшествия были изменены правила и введено ограничение скорости на пит-лейне.

1994 год, «Гран-при Германии». Во время дозаправки машины Йоса Ферстаппена топливо попало на горячую часть болида и воспламенилось. Пилот сумел выбраться из машины. Правда, ожогов избежать не удалось – у немца обгорело лицо, так как во время пит-стопа он поднял визор шлема. После этого во всех командах была введена должность пожарного на пит-стопе.

1996 год, «Гран-при Сан-Марино». Ферстаппену вообще не очень везло на пит-стопах. Два года спустя в Сан-Марино он покинул пит-стоп с топливным шлангом и механиком, который этот шланг держал.

2000 год, «Гран-при Испании». Михаэлю Шумахеру слишком рано дали команду начать движение, и он сбил механика Найджела Стэпни.

2003 год, «Гран-при Австрии». Три года спустя Красный барон потерял на пит-стопе почти 20 секунд из-за возгорания топлива. Но, несмотря на это, Шумахер выиграл гонку.

2008 год, «Гран-при Сингапура». Из-за сбоя в автоматической системе, показавшей Фелипе Массе зеленый свет, гонщик «Феррари» покинул боксы с топливным шлангом и сбил по дороге механика. После этого «скудерия» отказалась от автоматического светофора и вновь стала использовать «леденец».

2010 год, «Гран-при Венгрии». Самая богатая на события во время пит-стопов гонка: Нико Росберг покинул боксы на трех колесах, а Роберт Кубица и Адриан Сутиль столкнулись на пит-лейне: немец сошел сразу, поляк – через пару кругов.

ЛУЧШИЕ И ХУДШИЕ ПИТ-СТОПЫ В ПЕРВЫХ ШЕСТИ ГОНКАХ СЕЗОНА-2011

«Гран-при»
Гонщик
Команда
Время

Бахрейн

Феттель

Ред Булл

22,260* с

 

Буэми

Торо Россо

27,503 с

Австралия

Уэббер

Ред Булл

23,517 с

 

Масса

Феррари

29,415 с

Малайзия

Росберг

Мерседес

21,802 с

 

Сенна

HRT

25,751

Китай

Шумахер

Мерседес

21,763 с

 

Уэббер

Ред Булл

32,492 с

Испания

Шумахер

Мерседес

20,104 с

 

Росберг

Мерседес

37,200 с

Монако

Шумахер

Мерседес

24,914 с

 

Ковалайнен

Лотус

33,232 с

ПИТ-СТОП. СЕКУНДА ЗА СЕКУНДОЙ

Один круг до пит-стопа

Пилот сообщает о необходимости смены колес, и бригада механиков занимает позиции на пит-лейне. 16,3 секунды до пит-стопа

На пит-лейн доставляют резину, упакованную в электрические «обогреватели».

10 секунд до пит-стопа

Пилот активирует кнопку ограничителя скорости на пит-лейне. Максимум – 100 км/ч. За превышение скорости в гонке – штраф в виде принудительного проезда по пит-лейну. 0,2 секунды

Механики устанавливают пневматические гайковерты на гайки, при помощи которых крепятся колеса.

1 секунда

Два механика спереди и сзади поднимают болид. 1,5 секунды

Пилоту дают команду нажать на тормоз.

2 секунды

Снимают колеса. 3 секунды

Устанавливают новую резину

3,2 секунды

Механики снимают гайковерты и поднимают руку, что означает «все в порядке».

3,3 секунды

Болид опускают на землю.

Пилоту отдают команду включить первую передачу.

3,5–4 секунды

Болид покидает пит-лейн. Бригада механиков убирает использованные колеса и готовит все необходимое для следующего пит-стопа.

Новости. Формула-1