По городу болид возили… В Москве прошли традиционные показательные заезды «Формулы-1»
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГОНОЧНОЕ ШОУ В МОСКВЕ
Шестой раз в Москве прошло гоночное шоу с участием команд «Формулы-1». Экс-чемпион мира Дженсон Баттон в компании Джанкарло Физикеллы и Каруна Чандхока чертил покрышками асфальт у стен Кремля, оглушая ревом моторов десятки тысяч собравшихся зрителей. А с VIP-трибуны за шоу в компании 47-й ракетки мира Дмитрия Турсунова наблюдал корреспондент «Советского спорта».
ПОД ДОЖДЕМ БЕЗ КРЫШИ
Неприятные сюрпризы начались с раннего воскресного утра, когда на Москву обрушился ливень. Дождь сильно намочил асфальт, и к полудню создал все условия для настоящей парилки на солнцепеке. Тест-пилоты «Лотуса» (не того, за который ездит Виталий Петров, а другого – недавнего дебютанта чемпионата мира) Луис Разия и Карун Чандхок задумчиво смотрели сквозь окно отеля «Балчуг» в сторону Кремля.
– Английская погода, – ухмыльнулся Чандхок. – Будто до сих пор нахожусь в «Сильверстоуне». Вот в субботу было чудесно. Кстати, удивительно, сколько у меня в Москве, оказывается, фанатов! Уже в аэропорту стали люди за автографами подходить.
Смуглый индус на поверку оказался веселым общительным парнем. Не сравнить, например, с Джанкарло Физикеллой – титулованный итальянец, два года назад завершивший карьеру в «Формуле-1» (хотя формально он остается запасным пилотом «Феррари»), хмурым взглядом и скупыми ответами на вопросы всячески дает понять, как ему опостылили эти шоу-обязаловки перед спонсорами.
Впрочем, устали, похоже, и организаторы «Москоу Сити Рэйсинг».
– Чего ж врали, что отсюда можно бесплатно заезды посмотреть! – плевались сквозь зубы сотни болельщиков, пришедших с утречка на Болотную площадь. Вместо вида на участок трассы по Москворецкому мосту их взгляды упирались в белые полотнища спонсорских баннеров, огородивших улицу. Люди, не решившиеся купить билеты, занимали места на Раушской набережной, улице Балчуг, пытались прорваться на мост, но в лучшем случае наслаждались ревом моторов, а никак не видом несущихся болидов. Да и те, кто пришел на Васильевский спуск, шоу, по сути, смотрели только на экране телевизора, установленном на Красной площади.
Не жалейте денег на билеты? Отнюдь! Пожалуй, больше всего повезло как раз тем зрителям, кто купил квитки на самые простые трибуны вдоль Кремлевской набережной. Оттуда действительно было видно и трассу, и машины мимо неслись на максимальной скорости (Дженсон Баттон с Физикеллой так и под 300 км/ч разгонялись).
А вот народ пообеспеченней, не поскупившийся на 12 000 кровных рублей за билеты на VIP-трибуну, мог справедливо негодовать. Мало того, что с нижних ярусов было мало что видно на трассе (мешало ограждение). Так даже обещанную крышу не натянули – полотна брезента так и остались лежать под лавками. И это в дождь и жару!
С едой и напитками тоже беда – воды купить негде, в баре наливают только пиво, бутерброды надо искать по всей VIP-деревне (и не факт, что найдете)… В общем, вопросов к организаторам накопилось немало.
«БАТАРЕЙКИ СЕЛИ»
Коренастую фигуру молодого человека с рыжими завитушками на голове я бы узнал в любой толпе. Это же Дмитрий Турсунов! Стоит с девушкой в первом ряду ВИП-трибуны, пытаясь рассмотреть что-то на трассе. Не выходит – мешают и ограда, и толпы примкнувших к ней полупьяных (пиво-то бесплатное!) болельщиков.
– Слушайте, а вы на мост пройти не пытались? Там, говорят, лучше видно, – Турсунов, похоже, даже обрадовался, увидев хоть одного знакомого человека в этой толчее.
– Не пускают. Только фотографов, – развожу руками.
– Вот и меня не пустили. А уж как пытался… В итоге пришлось от ОМОНа удирать, – Дмитрий, как всегда, не преминет пошутить. – И толку от этих VIP-браслетов на руке, если с трибуны ни черта не видно? Ладно хоть, бесплатно достались. Заплатил бы деньги – разнес бы здесь все от злости.
На трассу тем временем выезжает «Феррари» Физикеллы. Рев шести цилиндров с подгазовкой при смене передач бьет по перепонкам – Турсунов невольно жмурится, прикрывая уши.
– Вот это звук! И ведь они даже не на максимальной скорости тут едут!
– Не знал, что вы – фанат «Формулы-1».
– Да не фанат вовсе, ни разу даже на этапах не был – все никак не получается. Монако и Испания проходят во время «Ролан Гарроса», Канада с американской серией турниров пересекается… Но тут прилетел в Москву на недельку отдохнуть. Вот и решил посмотреть, что за чудо такое – машина «Формулы-1». Правда, мне пока больше понравилось, как раллийный «Ситроен» проехал. Вот там парень пируэты крутил в поворотах – залюбуешься! Жаль, видно плохо. Хотя вон человек – вся трасса как на ладони, и никакие заборы не мешают. Любуйся не хочу, а ему неинтересно, – смеется Дмитрий, показав рукой на скучающего полицейского у самой кромки асфальта.
– За автографом пока не подходили?
– Подходили! Правда, меня за Баттона приняли. Правда – похож? – улыбается Турсунов, проводя рукой по волосам. – Хотя тут ребята столько пива выпили, что им уже по барабану – Баттон я или нет.
– И часто вас с другими путают?
– Помню, в Цинциннати подходит один фотограф, и ругается: почему на мои письма не отвечаешь? Я удивился сначала, стал оправдываться: мало ли, может, в электронном ящике что-то не так. Он продолжает: «Я тебе карточки посылал, где ты с Даниэлем Нестором». И тут до меня дошло – он меня с Марком Ноулсом (багамец, бывшая первая ракетка мира в парном разряде. – Прим. ред.) спутал. «Не переживай, – говорю. – Отвечу». Подошел потом к Марку в раздевалке, передал ему все замечания. Другой раз кто-то в твиттере написал: «Видел, как Дмитрий тренируется, а рядом на корте его жена и маленький Турсунов». Сразу все писать стали: «Митя, ты когда успел жениться и детей нарожать?».
Время в компании с Турсуновым летит незаметно.
– С Петровым знакомы?
– Нет, я его даже не видел. Хотя слышал, что Виталий классный парень и гоняется неплохо, раз в Австралии на подиум заехал.
Болиды «Формулы-1» тем временем промчались пару кругов по трассе и свернули в паддок. А к зрителям выкатил электроболид с Даниилом Мове (наш гонщик в «Мировой серии Рено») за рулем. Никакого рева двигателя – только тихое шипение силового агрегата, но скорость разгона впечатляет! Правда, доехать до первого поворота Мове не удается – машина глохнет на прямой.
– Батарейки кончились, – веселится Турсунов.
ТУРСУНОВ: СЕЛ БЫ ЗА РУЛЬ БОЛИДА «ФОРМУЛЫ-1»
– Хотелось бы самому сесть за руль болида?
– Со стороны выглядит все, конечно, страшно, но я бы рискнул. Да и опыт езды на карте у меня есть.
Прошла пара часов с начала шоу, и народ начинает расходиться. Печет и парит страшно – дышать нечем. Еще раз покрасовавшись перед зрителями, сворачивает программу Дженсон Баттон. Покрутившись на месте в зоне старта, экс-чемпион мира останавливает болид и вылезает из-за руля под шквал аплодисментов.
Собирается домой и Турсунов, так и не дождавшись повторного проезда Себастьяна Ожье на «Ситроене». Очень уж Дмитрий хотел еще раз посмотреть на его финты!
– Через пару дней лечу в Америку. Посмотрим, как пройдет летний сезон на харде. Слава богу, колено пока не беспокоит, – делится планами теннисист. И спрашивает: – А сколько долларов сюда билеты стоят?
– Чуть больше четырех сотен.
Турсунов только присвистнул в ответ.
– Примерно столько стоит место на трибуне на любом Гран-при в течение всего уик-энда, – добавляю.
– Да уж. Только там, наверное, условия куда получше, – кивает Дмитрий напоследок.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ДЖАНКАРЛО ФИЗИКЕЛЛА: ДВА ШОУ В ОДИН ДЕНЬ – ЭТО ОШИБКА
«Феррари» впервые прилетела в Россию для участия в гоночном шоу. Но в Москву не пожаловали ни Фернандо Алонсо (который был у нас два раза с «Рено»), ни Фелипе Масса. За руль алого болида сел резервный гонщик «Скудерии» Джанкарло Физикелла, с которым перед заездами пообщался корреспондент «Советского спорта».
– Я уже был в Москве в 2005 году и, честно говоря, приятно удивлен переменам, – признается Физикелла. – Город и раньше был красивым, но теперь стал еще ярче, богаче, интереснее! Жаль, времени на то, чтобы осмотреться, как всегда, не хватает.
– Чувствуете, что интерес к «Формуле-1» в России вырос?
– Знаю, что это так. Все-таки у вас появился Петров, появилась своя команда. Но и в 2005-м, когда мы были здесь с Алонсо, на заезды тоже приходили несколько десятков тысяч человек! Так что особой разницы я не заметил.
– Кстати, о Петрове. Какое впечатление производит на вас Виталий?
– Видно, что он попал в «Формулу-1» не случайно. Петров прогрессирует от гонки к гонке, на равных борется с лучшими пилотами. Может, не каждое Гран-при складывается удачно, но Виталий растет – это очевидно.
– Вы второй год остаетесь тест-пилотом «Феррари». Не скучаете по гонкам?
– Нет, мне их хватило за 14 лет в «Формуле-1». Больше 200 Гран-при – вполне достаточно для того, чтобы успокоиться. Я продолжаю выступать в других гоночных сериях, хотя их, конечно, нельзя сравнить с «Формулой-1». Но возвращаться в чемпионат мира не собираюсь. Все-таки мне уже 38 лет…
– Шумахер старше вас на четыре года и все же вернулся… Рубенс Барикелло и вовсе не уходил, проведя 316 Гран-при.
– Молодцы, раз до сих пор получают кайф от выступлений в «Формуле-1». Но все-таки эти парни не борются за победы, а они в спорте – главное. И возвращаться на трассу просто ради того, чтобы стартовать и финишировать, я не хочу.
– «Феррари» также поехала на шоу в Сочи. Не хотели бы слетать именно в этот город? Ведь в Москве вы уже были.
– Честно говоря, я не знаю, зачем в России сделали два одинаковых шоу в один день. По-моему, это было ошибкой. А в Сочи «Скудерия» не участвует в заездах, так что я прилетел сюда.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ ДОЕХАЛ ДО СОЧИ
Фестиваль «Формула Сочи» прошел в те же сроки, что и гоночное шоу в Москве, собрав 40 000 зрителей. В город, который в 2014 году проведет первый в истории «Гран-при России», прилетели сразу четыре команды «Формулы-1».
Конечно, больше всего на побережье Черного моря ждали Виталия Петрова и «Лотус-Рено», а также «Марусю-Верджин», компанию которым составили лидеры чемпионата мира «Ред Булл» и «Феррари». Правда, за руль болида «Красных быков» сел швейцарец Себастьян Буэми, а не Себастьян Феттель или Марк Уэббер. А «Скудерия» и вовсе ограничилась представлением своей машины, не поучаствовав в заездах.
– Даже не знал, что у меня так много фанатов! – признался после шоу Виталий. – Ко мне даже бабушки подходят и говорят, что они стали смотреть «Формулу-1», когда я появился в чемпионате. И потом, 40 000 зрителей – это же население целого города! Жаль, что было очень жарко. Пилоты-то привыкли – мы сидим в кокпите, у нас еще жарче. Но болельщикам пришлось тяжело.