Формуляр на память. Вспоминаем самые интересные моменты закончившегося чемпионата
ФОРМУЛА-1
ИТОГИ СЕЗОНА-2008
Сезон-2008 запомнится в первую очередь невероятной концовкой. Драма в последнем повороте чемпионата, когда Льюис Хэмилтон выцарапал уже потерянный было титул у Фелипе Массы, войдет в историю: такие развязки не забываются. Сегодня мы напоминаем, чем еще был примечателен 59-й чемпионат мира.
ИНТРИГА ГОДА
ХЭМИЛТОН ПРОТИВ МАССЫ
Всего лишь в седьмой раз в истории «Формулы-1» главных претендентов на чемпионство разделило на финише одно очко или даже меньше. Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон весь год шли примерно в одном темпе.
Старт сезона провалил бразилец – в двух первых гонках пилот «Феррари» не смог набрать ни одного очка, но затем ответный подарок сопернику преподнес Льюис – во Франции и Канаде он также остался без зачетных баллов. К середине чемпионата на счету обоих было абсолютно равное количество очков. Вместе с ними тогда возглавлял протокол и напарник Массы Кими Райкконен. Именно финна многие называли главной надеждой «Феррари» на второй подряд титул, но он полностью провалил концовку чемпионата. Прогресс Массы, напротив, очевиден. В этом году бразилец смог доказать всем скептикам, что не зря именно его легендарный пилот «Феррари» Михаэль Шумахер называл своим преемником после ухода из команды.
ПРОГРЕСС ГОДА
«РЕНО» И АЛОНСО
Теперь очевидно, в чем была причина неудач «Рено» в прошлом году. В отсутствии Фернандо Алонсо! Французская «конюшня», когда ее испанский лидер отлучился на год в «Макларен», полностью провалила сезон-2007 после двух подряд триумфов в чемпионате.
Дела пришли в запустение до такой степени, что даже испанцу после возвращения в родные пенаты оказалось не под силу исправить ситуацию за зиму. Чемпионат мира-2008 «Рено» начала, уступая в скорости практически всем командам в пелетоне. Но постоянный прогресс «конюшни», которая вновь сплотилась вокруг своего нового старого лидера, не может не впечатлять. Да, догнать «Феррари» и «Макларен» по чистой скорости до конца года так и не удалось, но всех остальных «Рено» буквально разгромила во второй половине чемпионата.
Плюс ко всему гений Алонсо позволил французам вновь побеждать на отдельных этапах. Дважды, в Сингапуре и Японии, Фернандо, грамотно пользуясь ошибками пилотов ведущих команд, выигрывал гонки. Сейчас даже сложно сказать, кому достался бы титул чемпиона мира, будь машина испанца так же быстра на протяжении всего сезона. Ведь, как верно подметил глава «конюшни» Флавио Бриаторе, если подсчитать очки в восьми последних гонках чемпионата, то больше всего их набрал именно его любимец Фернандо…
КОМАНДА ГОДА
«ФЕРРАРИ»
Несмотря на то, что Льюис Хэмилтон завладел титулом в личном зачете, Кубок конструкторов вновь достался «Феррари». Пилоты «Скудерии» были стабильнее на протяжении всего года и завоевали уже восьмой титул в командном зачете за последние десять лет. Теперь на счету «Феррари» – 16 завоеванных кубков. Это абсолютный рекорд среди всех команд, участвовавших в чемпионатах мира.
Впрочем, в «Скудерии» радовались бы куда больше, завоюй для нее Масса чемпионский титул и в личном зачете. Еще за два поворота до финиша в стане «красных» уже думали, как побыстрее раздобыть победного шампанского, но праздник испортила погода в Сан-Паулу. Усилившийся дождь не позволил Тимо Глоку удержать Льюиса Хэмилтона позади в последнем повороте, и личный трофей отошел британцу.
ОТКРЫТИЕ ГОДА
СЕБАСТЬЯН ФЕТТЕЛЬ
«Формула-1» стремительно молодеет. В этом году чемпионат мира получил не только самого молодого победителя, но и самого молодого обладателя победы в гонке.
В том, что Себастьян Феттель будет выигрывать «Гран-при», никто не сомневался, но представить, что это случится уже в сезоне-2008, было трудно.
Молодой немец успел влюбить в себя публику в конце прошлого года, феноменально проведя две дождевые гонки в Японии и Китае за рулем слабенькой «Торо Россо», а в этом году поразил всех не по годам зрелым вождением в Монце. Его победу просто невозможно назвать случайной. Сенсационной, неожиданной, но не случайной.
Он выиграл поул-позишн и лидировал от старта до финиша за рулем все той же самой «Торо Россо» на залитой водой сложнейшей итальянской трассе.
Феттель одержал победу в «Формуле-1» всего через год после дебюта в чемпионате мира. Сложно удержаться от сравнений Себастьяна с Михаэлем Шумахером. Легендарный немец точно так же, через год после своего дебюта, выиграл дождевой «Гран-при Бельгии» 1992 года на не слишком сильном «Бенеттоне». Еще через два года Шумми выиграл свой первый чемпионат мира.
Впрочем, сам Себ, едва заслышав сравнения с великим соотечественником, сразу обиделся…
АВАРИЯ ГОДА
МОНРЕАЛЬСКИЙ НАЕЗД
Путь к своему первому в карьере титулу для Льюиса Хэмилтона выдался крайне сложным. И если не брать в расчет три последних круга «Гран-при Бразилии», то самым трудным отрезком в сезоне стало начало лета.
Именно «Гран-при Канады» Льюис вспоминал бы с досадой, не достанься ему в итоге титул. Глупее той аварии, что была инициирована Хэмилтоном в Канаде, «Формула-1», наверное, еще не знала. Британец, выезжая из боксов, просто не заметил, что в конце пит-лейн горит красный светофор. Ехавшие перед ним Кими Райкконен и Роберт Кубица остановились, Льюис же влетел в заднее антикрыло финна. Тем самым молодой британец фактически лишил себя верного подиума в гонке, а также возможности побороться за победу на следующем «Гран-при» во Франции – за канадский маневр судьи наградили Льюиса штрафом и отодвинули его на десять позиций назад на стартовом поле гонки в Маньи-Куре. В итоге две гонки подряд Хэмилтон закончил с баранкой в личном зачете и выпустил вперед в чемпионате Фелипе Массу…
СКАНДАЛ ГОДА
ЛЬЮИСУ «ПОДАРИЛИ» 25 СЕКУНД
Льюис Хэмилтон в этом сезоне собрал внушительную коллекцию штрафов. Но самым скандальным стал тот, что был наложен на него стюардами после «Гран-при Бельгии».
За круг до финиша Льюис опередил Кими Райкконена, срезав при этом шикану, затем пропустил соперника обратно и атаковал в следующем повороте. После гонки судьи решили, что Хэмилтону следовало повременить с повторным маневром, и прибавили к его времени на финише 25 секунд, отодвинув победителя на третье место.
Все бы ничего, но команда «Макларен» утверждала, что еще в ходе гонки обращалась к главному судье соревнований Чарли Уайтингу, и он заверил «конюшню», что обгон был совершен чисто.
Команда «Макларен» подала апелляцию, был созван Всемирный совет по автомобильному спорту в Париже. Заседание продолжалось целый день, но сути дела судьи даже не касались. Они официально отказались рассматривать апелляцию, сославшись на пункт в регламенте, гласящий, что такой штраф обжалованию не подлежит. Фактически и здесь все было сделано по букве закона, если б не одно «но». В прошлом году в такой же ситуации оказалась «Торо Россо», когда ее пилот Витантонио Лиуцци также получил «прибавку» в виде 25 секунд на финише «Гран-при Японии». Тогда суд принял апелляцию к рассмотрению, а на сей раз почему-то отказался. По мнению экспертов, это «почему-то» – не что иное, как личная неприязнь президента Международной автомобильной федерации Макса Мосли к боссу «Макларена» Рону Деннису.
Напомним, именно по инициативе Мосли в прошлом году команда была оштрафована на рекордную сумму в истории спорта – 100 млн. долларов. Остается только добавить, что суд после «Гран-при Бельгии» обошелся команде значительно дешевле. На то, чтобы погасить издержки, связанные с подачей апелляции, которую даже не приняли к рассмотрению, «Макларен» потратила «всего» 500 тысяч долларов.
В ТЕМУ
В СЕЗОНЕ-2009 «ФОРМУЛУ» ЖДЕТ РЕВОЛЮЦИЯ
Следующий год обещает быть еще более драматичным. По заверениям конструкторов команд, грядущие изменения в правилах можно признать самыми революционными в «Формуле-1» с 1994 года, когда регламент был полностью пересмотрен после гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера на «Гран-при Сан-Марино».
В «Формулу-1» вернутся так называемые слики – покрышки без протектора, которые обеспечивают больший контакт шин с асфальтом, уменьшится плоскость заднего антикрыла, оно станет выше и уже. Переднее антикрыло будет, напротив, шире, и гонщики самостоятельно в ходе гонки смогут менять угол наклона, что должно повысить вероятность обгонов. Исчезнет из «Ф-1» и так называемая детальная аэродинамика: мелкие крылья на боковых понтонах и боковые дефлекторы позади передних колес. Все это также должно повысить количество обгонов.
Но самым главным нововведением обещает стать система рекуперации энергии КЕРС, которая сейчас применяется на многих серийных гибридных машинах. «Формула-1» стремится стать более экологичной.
От того, какие из команд лучше всего адаптируются к новым правилам, зависит и судьба обоих титулов. Солировать скорее всего по-прежнему будут «Феррари» и «Макларен». Но от многих «конюшен» стоит ждать прорыва. В первую очередь надо обратить внимание на «БМВ-Заубер» и «Хонду». Обе эти команды еще в середине нынешнего сезона перестали работать над действующей машиной и сосредоточились на подготовке автомобиля для следующего года. Кроме того, может выстрелить и «Рено», куда в этом году вернулся Алонсо. Что собой представляет симбиоз французской команды и испанского пилота, все могли убедиться еще в 2005 и 2006 годах, когда коллектив собрал все титулы «Формулы-1», и в концовке сезона-2008, когда Алонсо выиграл две гонки.