Последний поворот решил судьбу титула в чемпионате мира
ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ
После феерической тройной схватки за чемпионство в прошлом году на «Гран-при Бразилии» между Кими Райкконеном, Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном казалось, что интереснее развязки и придумать нельзя. Но, как выяснилось в прошедшее воскресенье, все-таки можно. Хэмилтон и его главный соперник Фелипе Масса, которые на протяжении всего года шли ноздря в ноздрю, так же сезон и закончили. Британец со второй попытки все же завладел титулом. Но в то, что это произойдет, не верилось еще за два поворота до финиша гонки в Сан-Паулу.
СЕРДЦЕ БИЛОСЬ, КАК МОТОР
Такого в шестидесятилетней истории «Формулы-1» еще не было. Обладатель титула в чемпионате мира определился лишь в последнем повороте заключительной гонки сезона. Фелипе Масса уже успел пересечь финишную черту и победно вскинуть руку вверх, приветствуя болельщиков. Родные трибуны уже встречали его как первого своего чемпиона мира после прославленного Айртона Сенны…
Их ликование продлилось всего полминуты. Когда Фелипе Масса, поверивший было в чудо, зашел в первый после стартовой прямой поворот, названный, к слову, в честь все того же Сенны, в двух километрах позади него неуклюжая «Тойота» Тимо Глока с трудом выбралась из крутого левого виража «Мергульо», чуть соскользнула перед выходом на финишную прямую и пропустила двоих соперников – Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона.
Британец выбрался на вожделенную пятую позицию, которая и была необходима ему для завоевания титула, но даже сам этого не понял. Два круга он боролся с Феттелем. Молодым немцем, который не обратил внимания на чемпионские претензии Льюиса и обогнал его, давая шанс Массе. «Сердце на двух последних кругах билось с такой же силой, как мой мотор», – скажет Хэмилтон после финиша.
На протяжении практически всей гонки он контролировал ситуацию. Чуть понервничать пришлось лишь на нескольких кругах после старта. Хлынувший за несколько минут до начала прогревочного круга ливень заставил судей отложить начало гонки на десять минут. Эти десять минут в итоге чуть и не сделали чемпионом Массу.
Первый дождь закончился сразу – гонщики стартовали через десять минут после положенного, на резине для слабого дождя, когда над трассой уже светило солнце. Для Льюиса все было спокойно – он уверенно стартовал с четвертого места, на нем и шел большую часть дистанции. Чуть понервничать пришлось лишь после первого пит-стопа, когда гонщики бросились менять резину на сухую. Хэмилтон немного опоздал и даже откатился на седьмое – совсем не нужное ему – место. Отыграться удалось быстро. Почти вылетевшая с трассы «Тойота» Ярно Трулли и медленная «Форс Индия» Джанкарло Физикеллы вновь выпустили Льюиса на пятую позицию. Но бразильские ветра уже спешили на помощь Массе и на всех парах несли на трассу новые дождевые тучи…
Первые капли дождя упали на асфальт за шесть кругов до финиша. После пит-стопа в расстановке сил не изменилось практически ничего. Легкую на первый взгляд смуту внес лишь Тимо Глок. Немец остался на трассе на сухих шинах и отодвинул Хэмилтона на пятое место. Ничего страшного для британца еще не произошло, но совсем рядом был Себастьян Феттель.
19 000 УДАРОВ В МИНУТУ
Два круга до финиша. На Сан-Паулу будто опустились сумерки, и Феттель «в свою погоду» заставил биться сердце Льюиса Хэмилтона со скоростью гоночного мотора. Просто для справки – это 19 000 оборотов в минуту. В том самом последнем повороте трассы Себастьян обошел-таки британца. За два круга до финиша пилот «Макларена» пережил настоящий кошмар. Огромный отрыв, который он привез на последний этап чемпионата мира, растаял. Он шестой, и этого уже недостаточно для титула. Несколько раз казалось, что Льюис не выдержит, что бросит свой «Макларен» в безрассудную атаку на ненавистную «Торо Россо» Феттеля. Его несколько раз чуть не развернуло. Какой-то молоденький немецкий парнишка забирал у него титул чемпиона мира…
Как скажет после финиша Себастьян, ему было абсолютно все равно, кого обгонять. Своим маневром Феттель чуть не решил судьбу титула. В этот вечер они вместе с Тимо Глоком и бразильской погодой творили историю…
Когда все гонщики уже были на дождевой резине, Глоку удавалось ехать по сырой трассе в том же темпе на сухих покрышках. Если бы дождь прекратился немедленно, быть сейчас Массе чемпионом. Но начался ливень. Два круга «Тойоту» Тимо бросало из стороны в сторону, в боксах «Макларена» начали понимать, что шанс есть. Как скажет после финиша управляющий директор команды Мартин Уитмарш, «было очевидно, что Льюис должен обогнать Тимо на последнем круге, но любые расчеты могли не оправдаться». Глок цеплялся за свое четвертое место и титул для Массы до последнего. До самого последнего поворота…
КРУГ ЗА КРУГОМ
ПО ХОДУ ГОНКИ МАССА ДВАЖДЫ «СТАНОВИЛСЯ» ЧЕМПИОНОМ
1-11
Потенциальный чемпион – Хэмилтон. Масса лидирует в гонке, но Льюис идет четвертым, при том что даже пятая позиция позволит стать ему первым по итогам сезона.
11-17
Звание «временного» чемпиона переходит к Массе. После смены резины на сухую Льюис уступает несколько позиций и идет седьмым. Но затем обходит двух пилотов.
17-69
Вновь выйдя на четвертое место, Льюис удерживает его практически до самого конца. Но начинается дождь, все лидеры заезжают в боксы, кроме Тимо Глока. Он отодвигает британца на пятое место.
69-70
Глок на сухих покрышках начинает даже отрываться от пары Феттель – Хэмилтон. Больше того, за два с половиной круга до финиша Себастьян обгоняет Льюиса и отодвигает его на шестое место. Если гонка так и завершится, чемпионом станет Масса.
71
Тимо Глок из-за усилившегося дождя теряет на сухих шинах двадцать секунд и пропускает в последнем повороте пару Феттель – Хэмилтон. Британец становится самым молодым в истории чемпионом «Формулы-1».
САМЫЕ МОЛОДЫЕ ЧЕМПИОНЫ МИРА
Льюис Хэмилтон |
2008 |
Великобритания, «Макларен» |
23 года, 9 месяцев, 26 дней |
Фернандо Алонсо |
2005 |
Испания, «Рено» |
24 года, 1 месяц, 26 дней |
Эмерсон Фиттипальди |
1972 |
Бразилия, «Лотус» |
25 лет, 8 месяцев |
Михаэль Шумахер |
1994 |
Германия, «Бенеттон» |
25 лет, 10 месяцев, 10 дней |
Ники Лауда |
1975 |
Австрия, «Феррари» |
26 лет, 6 месяцев, 16 дней |
ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ
1. Хэмилтон – 98 очков |
2. Масса – 97 |
3. Райкконен – 75 |
4. Кубица – 75 |
5. Алонсо – 61 |
6. Хайдфельд – 60 |
7. Ковалайнен – 53 |
8. Феттель – 35 |
9. Трулли – 31 |
10. Глок – 25 |
11. Уэббер – 21 |
12. Пике – 19 |
13. Росберг – 17 |
14. Баррикелло – 11 |
15. Накаджима – 9 |
16. Култхард – 8 |
17. Бурдэ – 4 |
18. Баттон – 3 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. Феррари – 172 очка |
2. Макларен – 151 |
3. БМВ-Заубер – 135 |
4. Рено – 80 |
5. Тойота – 56 |
6. Торо Россо – 39 |
7. Ред Булл – 29 |
8. Уильямс – 26 |
9. Хонда – 14 |
10. Форс Индия – 0 |
ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
18-й этап, Сан-Паулу
1. Масса (Бразилия, «Феррари») 1:34.11,435. 2. Алонсо (Испания, «Рено») + 13,298. 3. Райкконен (Финляндия, «Феррари») + 16,235. 4. Феттель (Германия, «Торо Россо») + 38,011. 5. Хэмилтон (Великобритания, «Макларен») + 38,907. 6. Глок (Германия, «Тойота») + 44,368. 7. Ковалайнен (Финландия, «Макларен») + 55,074. 8. Трулли (Италия, «Тойота») + 1.08,463. 9. Уэббер (Австралия, «Ред Булл») + 1.19,666. 10. Хайдфельд (Германия, «БМВ-Заубер») + 1 круг. 11. Кубица (Польша, «БМВ-Заубер») + 1 круг. 12. Росберг (Германия, «Уильямс») + 1 круг. 13. Баттон (Великобритания, «Хонда») + 1 круг. 14. Бурдэ (Франция. «Торо Россо») + 1 круг. 15. Баррикелло (Бразилия, «Хонда») + 1 круг. 16. Сутил (Германия. «Форс Индия») + 2 круга. 17. Накаджима (Япония, «Уильямс») + 2 круга. 18. Физикелла (Италия, «Форс Индия») + 2 круга. нф. Пике (Бразилия, «Рено») 1 круг. нф. Култхард (Великобритания, «Ред Булл») 1 круг.