Победитель «Гран-при Италии» Себастьян Феттель: На этой трассе живет скорость!
ФОРМУЛА-1
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Ему всего лишь 21 год и 76 дней. И он, выиграв «Гран-при Италии» в минувшее воскресенье, стал самым молодым в истории «Формулы-1» победителем гонки. Себастьян Феттель – запомните это имя.
«ЭТО БЫЛ ЛУЧШИЙ КРУГ В МОЕЙ ЖИЗНИ»
– Себастьян, как складывалась гонка, которую вы уже вписали в историю?
– На удивление удачно. Естественно, мне очень помогла машина безопасности: трасса была мокрая, и старт в таких условиях – это большой риск. То, что судьи приняли решение начать гонку в режиме желтых флагов, когда никто не может обгонять, сыграло нам на руку.
Очень важно было сохранить первую позицию, которую мы завоевали в квалификации. Это получилось, и затем мы не испытывали больших проблем. Моя машина была настроена под сухую трассу, благодаря этому я был очень быстр на прямых и отрывался. Я всю гонку был на связи с командой, мы обсуждали, что надо делать.
Решающий момент – это второй пит-стоп. Хейкки Ковалайнен заехал в боксы чуть раньше меня, и у нас был шанс понять, что настал момент ставить промежуточные шины. Я выехал из боксов и глазам своим не поверил: я не должен никого обгонять для того, чтобы победить. И это было невероятно.
– Тяжело было сохранить голову холодной? В конце концов, не часто вам удается лидировать.
– Да, было несколько моментов, особенно после последней дозаправки и смены резины, когда я начинал думать: «Черт, да я ведь действительно могу выиграть». Я проезжал мимо боксов, и ребята мне показывали табличку, на которой было написано «P1» (первое место. – Прим ред.). И это продолжалось круг за кругом. Кроме того, они говорили мне, что Хейкки далеко позади и что он не может идти так же быстро, как я. Трудно пришлось, когда Льюис Хэмилтон был совсем близко, я даже успел занервничать, но, как только он догнал меня, свернул в боксы, и все, что мне оставалось, – просто гнать к финишу.
– Что вы сказали команде по радио, когда пересекли финишную черту?
– Я не знал, что им сказать! Мы общались на протяжении всей дистанции, на каждом круге, а после финиша я будто проглотил язык! Помню только, как обхватил шлем руками, осознавая, что победил. Вы не представляете, насколько это было важно для всех нас. Мы не такая большая команда, как «Феррари», но я вижу, как наши ребята работают. Я знаю, что любой член «конюшни» отдает всего себя работе. Когда я пришел в «Торо Россо» год назад, – здесь трудились не так слаженно, но в последнее время эти ребята работают в невероятном режиме. У нас 160 человек на заводе – это не так много по сравнению с «Феррари» или «Маклареном», но мы гордые. Для гонщика лучший способ отблагодарить всех – подарить им победу.
– Последний круг был, наверное, самым трудным?
– Это был лучший круг в моей жизни. Определенно, это самый медленный круг в Монце за всю мою карьеру – у меня было преимущество, и я мог чуть сбавить темп. Но, тем не менее, это был самый приятный круг. Я видел, как вставали люди на трибунах, как аплодировали. Весь этот путь, что был после финиша, от закрытого парка до подиума, я не забуду никогда. Это самый лучший день в моей жизни. Еще в четверг я был просто счастлив, что я пилот «Формулы-1». Затем выиграл поул и испытал невероятные эмоции. А теперь выиграл гонку. Я что, попал в сказку?
«РАНО СРАВНИВАТЬ МЕНЯ С МИХАЭЛЕМ»
– Дождь – ваша погода?
– Да, мне нравится выступать на мокрой трассе. Полторы недели назад, перед «Гран-при Бельгии», я впервые за год решил покататься на картинге. Пошел дождь, но я решил остаться на «сухой» резине, чтобы потренироваться и получить удовольствие. Не знаю, может, это помогло…
– Невооруженным глазом было видно, насколько вы быстрее в поворотах. Два года назад вы, будучи тест-пилотом БМВ, впервые выступали здесь, в Монце (это были пятничные свободные заезды), и показали лучшее время…
– Да, мне сразу понравилось в Монце. С первого же круга ты начинаешь понимать, что это место, где состоялось очень много великих гонок. Здесь живет скорость – в календаре «Ф-1» это, пожалуй, лучшее место, потому что тут самый быстрый трек. Мне нравится пилотировать машину с минимальной прижимной силой. Ты можешь лучше чувствовать резину, играть газом в поворотах. Я помню, как три или четыре года назад (в 2005 году. – Прим.ред.) Хуан-Пабло Монтойя выиграл здесь поул. В Интернете есть запись этого круга. Знаете, это что-то невероятное – вы можете видеть, как он играет своей машиной. Небольшой снос в каждом повороте, но он полностью контролирует ситуацию. Это то, что я всегда пытался здесь повторить. Думаю, в этот уик-энд все получилось.
– Вы первый немец после Михаэля Шумахера, который выиграл гонку «Формулы-1». Теперь давление со стороны прессы будет больше, от вас будут требовать отличных результатов каждый уик-энд, за вами станут постоянно следить…
– Думаю, неправильно сравнивать меня с Михаэлем. Для начала надо просто осознать, что он сделал в свое время. Наверное, это лучший гонщик в истории «Формулы-1», а я только начинаю свой путь. Он просто великолепен, и я горд уже тем, что знаком с ним. Это потрясающий человек, причем без всяких признаков звездной болезни.
Что по поводу давления… Знаете, учитывая то, через что я прошел в своей карьере, не думаю, что это будет сложно. Мы начинали сезон… Вы сами видели – как. Мы были одной из худших команд чемпионата, не могли бороться даже за очки. Я радовался 15-му месту еще полгода назад только потому, что мы добрались до финиша без единой проблемы. Я очень хорошо это помню, и, когда мы все приедем в Сингапур, я не буду звездой. Для меня ничего не изменилось.
ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Феттель (Германия, Торо Россо) – 1:26.47,494. 2. Ковалайнен (Финляндия, Макларен) – +12,5. 3. Кубица (Польша, БМВ Заубер) – +20,4. 4. Алонсо (Испания, Рено) – +23,9. 5. Хайдфельд (Германия, БМВ Заубер) – +27,7. 6. Масса (Бразилия, Феррари) – +28,8. 7. Хэмилтон (Великобритания, Макларен) – +29,9. 8. Уэббер (Австралия, Ред Булл) – +32,0. 9. Райкконен (Финляндия, Феррари) – +39,4. 10. Пике (Бразилия, Рено) – +54,4. 11. Глок (Германия, Тойота) – +58,8. 12. Накаджима (Япония, Тойота) – +1.02,0. 13. Трулли (Италия, Тойота) – 1.05,9. 14. Росберг (Германия, Уильямс) – 1.08,6. 15. Баттон (Великобритания, Хонда) – 1.13,3. 16. Култхард (Великобритания, Ред Булл) – 1 круг. 17. Барикелло (Бразилия, Хонда) – 1 круг. 18. Бурдэ (Франция, Торо Россо) – 1 круг. 19. Сутил (Германия, Форс Индия) – 2 круга*. нф Физикелла (Италия, Форс Индия) сошел на 42-м круге.
*Не финишировал, но был классифицирован.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Личный зачет. 1. Хэмилтон – 78 очков. 2. Масса – 77. 3. Кубица – 64. 4. Райкконен – 57. 5. Хайдфельд – 53. 6. Ковалайнен – 51. 7. Алонсо – 28. 8. Трулли – 26. 9. Феттель – 23. 10. Уэббер – 20. 11. Глок – 15. 12. Пике – 13. 13. Барикелло – 11. 14. Росберг – 9. 15. Накаджима – 8. 16. Култхард – 6. 17. Бурдэ – 4. 18. Баттон – 3. 19. Физикелла – 0. 20. Сутил – 0.
Кубок Конструкторов. 1. Феррари – 134. 2. Макларен – 129. 3. БМВ Заубер – 117. 4-5. Тойота, Рено – 41. 6. Торо Россо – 27. 7. Ред Булл – 26. 8. Уильямс – 17. 9. Хонда – 14. 10. Форс Индия – 0.
САМЫЕ МОЛОДЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ ЭТАПОВ «ГРАН-ПРИ»
Пилот |
страна |
команда |
дата |
место |
возраст |
Себастьян Феттель |
Германия |
Торо Россо |
14.09.2008 |
Монца (Италия) |
21 год 74 дня |
Фернандо Алонсо |
Испания |
Рено |
24.08.2003 |
Будапешт (Венгрия) |
22 года 27 дней |
Льюис Хэмилтон |
Великобритания |
Макларен |
10.06.2007 |
Монреаль (Канада) |
22 года 156 дней |
Михаэль Шумахер |
Германия |
Бенеттон |
30.08.1992 |
Спа (Бельгия) |
23 года 241 день |
Эмерсон Фиттипальди |
Бразилия |
Лотус |
04.10.1970 |
Нью-Йорк (США) |
23 года 324 дня |
САМЫЕ МОЛОДЫЕ ОБЛАДАТЕЛИ ПОУЛ-ПОЗИШН
Себастьян Феттель |
Германия |
Торо Россо |
14.09.2008 |
Монца (Италия) |
21 год 73 дня |
Фернандо Алонсо |
Испания |
Рено |
22.03.2003 |
Куала-Лумпур (Малайзия) |
21 год 237 дней |
Рубенс Барикелло |
Бразилия |
Джордан |
27.08.1994 |
Спа (Бельгия) |
22 года 97 дней |
Льюис Хэмилтон |
Великобритания |
Макларен |
09.06.2007 |
Монреаль (Канада) |
22 года 155 дней |
Андреа де Чезарис |
Италия |
Альфа-Ромео |
04.04.1982 |
Лонг-Бич (США) |
22 года 309 дней |