Да это же второй Шумахер! 21-летний немец Себастьян Феттель, которого называют наследником Шумахера, стал самым молодым в истории «Формулы-1» обладателем поул-позишн и победителем Гран-при
СОБЫТИЕ ДНЯ. «ФОРМУЛА-1»
ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ
Последние дни накануне «Гран-при Италии» были преисполнены массой событий. Во-первых, не утихали страсти вокруг «Гран-при Бельгии», после которого Хэмилтона лишили победы в гонке за конфликт с Кими Райкконеном на трассе. Во-вторых, суббота преподнесла великую сенсацию – в жутчайших условиях поул-позишн завоевал 21-летний немец Себастьян Феттель из команды-аутсайдера — «Торо Россо». А днем позже немец сенсационно выиграл и саму гонку. Теперь он самый молодой гонщик в истории, сумевший выиграть квалификацию и гонку.
Уже в четверг обстановка в паддоке «Аутодромо Национале» в Монце была накалена до предела от обилия новостей. За недельный перерыв, что отделял «Гран-при Бельгии» от гонки в пригороде Милана, страсти вокруг скандального финиша этапа в Спа еще не улеглись.
Льюис Хэмилтон, который в Бельгии первым пересек линию финиша, но затем был оштрафован и классифицирован третьим, едва прибыв в Монцу, заявил, что чувствует себя, как победитель. Судьи наказали британца за некорректный обгон Кими Райкконена за два круга до финиша. Пилот «Макларена» опередил финна, срезав шикану, затем – как положено по правилам – пропустил соперника вперед, но атаковал уже в следующем повороте и вновь обошел Райкконена.
Команда из Уокинга своего гонщика поддержала. Формально Льюис сделал все правильно, но стюарды все равно наказали пилота – главный судья гонки Чарли Уайтинг обратил их внимание на то, что, срезав поворот, Хэмилтон получил преимущество на разгоне на следующей прямой. В другой ситуации, если бы пилоты прошли шикану вместе, у Льюиса не было бы возможности совершить маневр и выйти в лидеры.
БРИТАНЕЦ ПРОТИВ ВСЕХ
Свою защиту «Макларен» построила на том, что команда дважды обращалась в ходе гонки к Уайтингу с просьбой помочь разобраться в ситуации. По словам Рона Денниса, главы «конюшни», Чарли счел обгон Хэмилтона легальным. Тем удивительнее то, что именно Уайтинг после финиша попросил стюардов внимательнее изучить борьбу Райкконена и Хэмилтона. Те в свою очередь пришли к выводу, что Льюис, после того как срезал поворот, должен был отпустить финна на более почтительное расстояние и подготовить другую атаку.
В итоге к результату британца на финише было прибавлено 25 секунд, он откатился на третье место, а победа досталась его главному сопернику в чемпионате Фелипе Массе из «Феррари».
Журналистам эта ситуация не давала покоя и спустя неделю. Весьма кстати в паддок Монцы пожаловал президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Макс Мосли. Как и ожидалось, в стан сторонников «Макларена» он записываться не спешил.
— Не понимаю, как они могут оправдываться тем, что спросили разрешения у Уайтинга, – он не имеет таких полномочий, к тому же у Чарли и так много дел. Команда должна была принять решение сама и попросить Льюиса подождать со следующей атакой, — вот таким был комментарий чиновника, который в прошлом году настаивал на исключении британской «конюшни» из чемпионата после нашумевшего шпионского скандала.
Официальная пресс-конференция в четверг была почти полностью посвящена конфликту между Льюисом и Кими в Спа. Приглашенные Фелипе Масса, Себастьян Бурдэ из «Торо Россо», Ярно Трулли из «Тойоты», Джанкарло Физикелла из «Форс Индии» и Нико Росберг из «Уильямса» были единодушны – Хэмилтон виноват и был наказан справедливо. Позиция Массы была ясна и без этого – штраф Льюиса сделал его победителем «Гран-при Бельгии»:
— Вы много обгонов видели в том месте, где Льюис обошел Кими? Правильно – ни одного. Там это сделать невозможно. Спросите остальных гонщиков – они вам скажут то же самое.
Остальные поддержали Фелипе. Лишь Физикелла сослался на то, что не видел эпизода, но сказал, что в том самом повороте обгоны действительно затруднительны. Бурдэ напомнил всем, что Льюис уже был наказан в этом сезоне за подобное нарушение, когда во Франции обогнал Себастьена Феттеля, срезав поворот. Трулли и Росберг говорили недолго, без эпитетов и напоминаний, но присоединились к общей точке зрения.
Несогласных с решением стюардов можно было найти лишь в моторхоуме «Макларена». Льюису доводы остальных пилотов о невозможности обгонов в том повороте, где он провел атаку на Райкконена, показались неубедительными:
— Что значит невозможно? Условия были сложными. Лил дождь, трасса была мокрая, и в таких условиях обгон возможен в любом месте. Я знал, что мог оттянуть точку торможения, чувствовал, что могу найти оптимальную траекторию, а Кими, видимо, просто перестраховался.
Затем британец даже добавил фразу, которая в вольном переводе на русский звучит примерно так: «кто позже затормозил, тот и мужик».
ХЭМИЛТОН И РАЙККОНЕН УПУСТИЛИ МОМЕНТ
Уик-энд в Монце будто стал продолжением гонки в Спа. Начавший накрапывать за два круга до финиша в Бельгии дождь добрался и сюда. Уже в первой части свободных заездов у пилотов появилась возможность потренироваться… в условиях сумерек. «Гран-при Сингапура», который должен стать первой в истории «Формулы-1» ночной гонкой, будто стартовал раньше положенного срока.
Тучи так сильно затянули небо, что организаторам пришлось включать искусственное освещение. Выезжать на трассу, которая больше напоминала огромный бассейн, хотели не многие, и в итоге первую сессию в Монце выиграл Адриан Сутил из худшей команды чемпионата «Форс Индия».
Ко второй части тренировок чуть распогодилось, и посуху все вернулось на круги своя. Но субботний ливень вновь спутал карты. Квалификация, которую многие уже окрестили самой непредсказуемой в истории «Ф-1», прошла под аккомпанемент дождя и закончилась одной большой сенсацией. Два дуэлянта бельгийского «Гран-при» – Хэмилтон и Райкконен – даже не преодолели вторую часть сессии. Оба выехали на трассу уже тогда, когда дождь полностью залил трассу водой. В итоге действующий чемпион мира Райкконен и лидер нынешнего сезона Хэмилтон заняли в квалификации 14-е и 15-е места соответственно.
Льюис, к слову, впервые за свою карьеру в «Формуле-1» не попал в первую десятку по итогам квалификации.
— Мы упустили тот момент, когда надо было выезжать на трассу, – оправдывался британец. – А затем было уже сложно что-то предпринять.
ФЕТТЕЛЬ – НЕ МАЛЬЧИК
Два других пилота «Феррари» и «Макларена» в итоговую сессию квалификации все же пробились. Фелипе Масса, едва успел зацепиться во второй части за десятое место, а вот Хейкки Ковалайнен выглядел на мокром асфальте куда убедительнее. Основная борьба за поул по логике должна была развернуться между ними, но оказалось, в решающую квалификацию они пробились лишь для того, чтобы уступить первое место 21-летнему Себастьяну Феттелю из «Торо Россо».
Молодого немца давно называют наследником Михаэля Шумахера – новым идолом немецких болельщиков, и если до субботней квалификации у кого-то еще оставались сомнения в том, что будущее «Формулы-1» – это Феттель, то после ее завершения об этом можно было говорить с уверенностью. Дождь уравнял шансы пилотов – на мокрой трассе на первое место выходят именно пилотские качества, а не превосходство машины. И именно в таких условиях Себастьян доказал, что он уже далеко не мальчик.
Феттель стал самым молодым в истории «Формулы-1» обладателем поул-позишн, побив рекорд Фернандо Алонсо пятилетней давности.
— Я даже не знаю, что сказать, – сиял немец на пресс-конференции, по пути на которую успел обняться со всеми, кого встретил. – Сегодня утром мы с инженерами шутили, что если будет дождь, то, возможно, мы будем на поуле. Мы просто дурачились, но сейчас я сижу здесь перед вами и не знаю, что сказать еще – это просто невероятно.
Владелец компании «Ред Булл» Дитрих Матешиц словно праздновал рождество. Ему принадлежат две команды «Ф-1», но до сих пор австрийцу приходилось довольствоваться лишь редкими подиумами. Теперь же три его пилота заняли в квалификации места в первой четверке. Лишь Хейкки Ковалайнен смог занять вторую строчку, а третьим и четверым стали Марк Уэббер из основной «Ред Булл» и напарник Феттеля по «Торо Россо» Бурдэ.
ЛЬЮИС СОПРОТИВЛЯЕТСЯ
К воскресенью дождь не ослаб – гонка начинается за машиной безопасности, что явно на руку Феттелю. Немец в лучшей позиции – ему видно все, когда как остальным приходится вести борьбу не только с соперниками, но и с тучей брызг. Впрочем, для Ковалайнена через пару кругов это уже не проблема. После того как машина безопасности уходит с трассы, Феттель начинает отрываться. Скромная «Торо Россо» проходит круги поначалу на две секунды быстрее, чем «Макларен» Хейкки.
Хэмилтон и Райкконен должны прорываться. Лучше это удается британцу. К 19-му кругу он на седьмом месте, Кими – только 12-й. Кажется, будто в баках «Феррари» финна намного больше топлива.
На 18-м круге происходит то, о чем говорили все. Феттель заезжает в боксы на плановый пит-стоп. Его скорость в квалификации объяснялась не только феноменальными способностями езды в дождь, но и малым количеством топлива в баках. Тем не менее – он все еще главный претендент на победу. Его машина явно быстрее остальных, и, даже проведя на одну дозаправку больше соперников, он может выиграть.
Перед пит-стопом он опережал Ковалайнена на 11 секунд. Обратно на трассу немец выезжает на четвертом месте, но выясняется, что и все его главные соперники тоже на тактике двух пит-стопов. На 22-м круге Ковалайнен, Уэббер и Масса едут в боксы, и Себастьян снова лидер! Не просто лидер – главный фаворит. Ситуация настолько удивительна, что я повторюсь: 21-летний Себастьян Феттель из маленькой итальянской команды «Торо Россо» — лидер и фаворит «Гран-при Италии»!
Спустя несколько кругов выясняется, что соперник у Себастьяна все же есть.
Единственным, кто может помешать Себу выиграть свой первый «Гран-при», становится… Хэмилтон, стартовавший с 15-го (!) места. Британец проходит свои круги быстрее Феттеля, и после пит-стопов лидеров он становится вторым. Правда, на какой он тактике, не совсем понятно. Перед своей дозаправкой Льюис стремительно приближается к Себастьяну, и вскоре отрыв становится минимальным – всего одна секунда.
ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМАНДА С НЕМЕЦКИМ ПИЛОТОМ
В боксах появляется Райкконен – значит, в баках финна топлива даже меньше, чем у Хэмилтона. Льюис подъезжает к своим механикам через круг после него – ровно на середине дистанции. Пит-стоп длинный, но до конца он поедет уже без остановок. На трассу Хэмилтон возвращается на девятом месте, но продолжает атаковать – его круги по-прежнему лучшие в пелотоне. Если британец не столкнется с проблемами, то удержать лидерство Феттелю будет очень трудно.
Вторую серию дозаправок открывает, как ни странно, не сам Себастьян, а Фелипе Масса. Феттелю бразилец – не соперник в борьбе за победу в гонке. Так же, как и Ковалайнен. Спустя круг, на дозаправку заезжает и Хейкки. Когда же в боксы поедет Феттель?
На 36-м круге лидер сворачивает в боксы – ему ставят промежуточные шины, так как трасса начала подсыхать. Но Хэмилтон не выходит в лидеры, он тоже сворачиват в боксы. Ставка на один пит-стоп не сыграла – Льюису все равно приходится заезжать на пит-стоп, – на дождевых покрышках бороться за победу будет невозможно. Все это еще раз подтверждает одну простую истину – Себастьян Феттель может выиграть гонку.
Хэмилтон, который вынужден был провести второй пит-стоп, откатывается на седьмое место. Теперь он позади главного соперника в чемпионате — Массы. За 10 кругов до финиша Себастьяну Феттелю уже ничего не угрожает. Гонка развивается по фантастическому для него сценарию. Он не просто лидирует – он продолжает отрываться от Ковалайнена даже тогда, когда трасса подсыхает.
Подумать только — этот парень проводит свою 18-ю гонку в «Формуле-1». У него все в порядке. Ни единой ошибки! Итальянская команда с немецким пилотом выигрывают в Италии. Но это не «Феррари», и не Михаэль Шумахер! Это «Торо Россо» и Себастьян Феттель. Новая звезда «Формулы-1». И в конце концов настоящий мужик! Хотя ему всего 21…
ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Феттель (Германия, Торо Россо) – 1:26.47,494. 2. Ковалайнен (Финляндия, Макларен) – +12,5. 3. Кубица (Польша, БМВ Заубер) – +20,4. 4. Алонсо (Испания, Рено) – +23,9. 5. Хайдфельд (Германия, БМВ Заубер) – +27,7. 6. Масса (Бразилия, Феррари) – +28,8. 7. Хэмилтон (Великобритания, Макларен) – +29,9. 8. Уэббер (Австралия, Ред Булл) – +32,0. 9. Райкконен (Финляндия, Феррари) – +39,4. 10. Пике (Бразилия, Рено) – +54,4. 11. Глок (Германия, Тойота) – +58,8. 12. Накаджима (Япония, Тойота) – +1.02,0. 13. Трулли (Италия, Тойота) – 1.05,9. 14. Росберг (Германия, Уильямс) – 1.08,6. 15. Баттон (Великобритания, Хонда) – 1.13,3. 16. Култхард (Великобритания, Ред Булл) – 1 круг. 17. Барикелло (Бразилия, Хонда) – 1 круг. 18. Бурдэ (Франция, Торо Россо) – 1 круг. 19. Сутил (Германия, Форс Индия) – 2 круга*. нф Физикелла (Италия, Форс Индия) сошел на 42-м круге.
*Не финишировал, но был классифицирован.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Личный зачет. 1. Хэмилтон – 78 очков. 2. Масса – 77. 3. Кубица – 64. 4. Райкконен – 57. 5. Хайдфельд – 53. 6. Ковалайнен – 51. 7. Алонсо – 28. 8. Трулли – 26. 9. Феттель – 23. 10. Уэббер – 20. 11. Глок – 15. 12. Пике – 13. 13. Барикелло – 11. 14. Росберг – 9. 15. Накаджима – 8. 16. Култхард – 6. 17. Бурдэ – 4. 18. Баттон – 3. 19. Физикелла – 0. 20. Сутил – 0.
Кубок Конструкторов. 1. Феррари – 134. 2. Макларен – 129. 3. БМВ Заубер – 117. 4-5. Тойота, Рено – 41. 6. Торо Россо – 27. 7. Ред Булл – 26. 8. Уильямс – 17. 9. Хонда – 14. 10. Форс Индия – 0.