«Зачем вы пытаетесь меня сбить»? Экс-гонщик «Ф1» дал мастер-класс журналисту «Советского спорта»
Поверьте – это было круто!
ВСЯ ПРАВДА ОБ АПЕКСЕ
– Кто знает, что такое «апекс»? – поднял левую бровь Сергей Сироткин.
– Давайте, смелее, – продолжил экс-пилот «Уильямса». – А то только и слышим про этот «апекс». Жить без него не можем. А что это на самом деле?
В зале повисло молчание. Не то, чтобы никто не знал ответ. Наверняка кто-то знал. Но явно не был уверен в том, что знает правильно. А никому не хотелось выглядеть глупо перед коллегами и, тем более, перед гонщиком «Формулы-1»!
– Ладно, расслабьтесь, – улыбнулся Сергей. – Апекс – это точка траектории в повороте, расположенная максимально близко к границе трассы – поребрику, стене и т.д. А то, что обычно считают за апекс, мы называем «вершиной поворота». Это точка, где ты окончательно перестаешь давить на тормоз, завершаешь движение рулем в нужную сторону и нажимаешь на газ.
Мы сидим в небольшой комнате на брифинге. В таких (наверное) пилоты и инженеры, а также руководство команды обсуждают нюансы настроек болидов, стратегию на гонку или квалификацию, делятся мнением – как выкроить лишние доли секунды, чтобы опередить соперников. Но у группы журналистов ведущих изданий, которых пригласил на мастер-класс Сироткин, задача скромнее – усвоить азы управления картом. Ну и впитать основы мастерства пилотажа гоночной техники. Пусть даже такой скромной, как «болид» Sodi RT-8 с 9-сильным мотором от «Хонды».
Не то, чтобы мы всерьез думали пробиться в «Формулу-1», но ведь все равно интересно!
– Да, карты – простенькие, маломощные. Но законы физики одни для всех. Поймете, как выжать из них максимум – поймете, как выжать максимум и из машин посерьезнее, – отметил Сироткин.
ПЕРВЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Центр Forza Karting, база «Академии картинга» Сергея Сироткина, расположен близко к центру Москвы – внутри ТТК. Трасса хитрой и извилистой конфигурации, длиной 550 м. Однозначно продуманная – профиль поворотов подобран искусно. Скучать здесь точно не придется, поскольку почти каждый вираж или связку приходится проходить с разной скоростью, траекторией и, если хотите, стратегией. Тут вам не в «шашечки» на МКАДе играть – тут действительно надо думать! А как думать правильно, нам и пытается рассказать третий в истории российский гонщик «Формулы-1». Который в 2018-м гонялся за «Уильямс», а в прошлом сезоне был резервным пилотом «Рено».
– Давайте так – я ведь прекрасно понимаю, что у всех разная подготовка. Кто-то сегодня сядет за руль карта впервые. Кто-то гоняется давно. Но у нас нет цели и задачи выиграть поул-позицию. Первый заезд – чистая тренировка. Не пытайтесь выжать максимум и побить рекорд трассы. Наверняка не получится, – улыбнулся Сергей. – Мне сейчас от вас нужна стабильность. Так что основная задача – найти «вершину поворота» в каждом вираже. То место, где окончательно отпускаете тормоз и жмете на газ, предварительно повернув руль туда, куда надо. А я буду следить за вами и корректировать – выставлять конусы в нужной точке, которые вам нужно объехать. Это если потребуется, разумеется.
– Сами с нами не поедете?
– Нет смысла, – развел руками Сергей. – Я пробовал и так, но это почти бесполезно. Со стороны лучше видно, кто как проходит поворот. Мне будет проще давать вам советы.
ПЕРВАЯ ПРОБА
Подбор комбинезона и шлема уже позади, карт – в стройном длинном ряду таких же – выбран. Под номером «09». Как там говорил Сироткин? Маломощный? Может и так. Но когда твоя пятая точка расположена всего-то в паре см от асфальта, разгон до максимальной скорости занимает три-четыре секунды, а повороты сменяют друг друга через каждые 10-15 м (за исключением пары длинных прямых), поверьте – этих 9 л.с. хватает с лихвой, чтобы почувствовать себя в реальном болиде! Нет, я не первый раз сидел за рулем карта. Но если не гоняться каждый день, то подобные ощущение не приедаются. Адреналин и драйв в чистом виде. С запредельной дозой концентрации!
Мозг работает очень быстро, но все равно не успевает обрабатывать весь поток информации. Что там пояснял Сергей на брифинге, чертя хитрые графики на доске? Все вылетело напрочь! Помню лишь мантру: «Мы не боремся за поул-позицию, мы пытаемся добиться стабильности». Вот и стараюсь проходить повороты в поисках той самой оптимальной точки, где тормоз отпускаешь, давишь на газ, а рулем уже отработал… И каждый раз стараешься свести все три действия воедино с максимальным уровнем эффективности.
Получается, видимо, плохо. Раз Сироткин в паре медленных связок выходит на трассу и расставляет свои конусы. Делая взмахи рукой – мол, объезжай именно с этой стороны!
Пару раз видел, как коллеги пытались с другой, заметно пугая Сергея и заставляя его прыгнуть в сторону – на ряды покрышек, которые здесь служат в роли отбойников.
10 минут на сессию – кажется, мало. Но только пока сам не сядешь на руль. Физнагрузка довольно серьезна, руки и шея быстро устают. Мозг, кстати, тоже. По завершению заезда вылезаешь из карта вспотевшим и с дрожащими ладонями. Но сколько же кайфа успел испытать!
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
– Все из вас смогли проехать каждый поворот как минимум по разу идеально. Проблема в том, что никому не удалось собрать все эти идеальные повороты на одном круге! – и хвалит, и критикует Сироткин в той самой комнате для брифингов, в которой мы снова сейчас собрались.
И продолжает:
– Вот я зачем ставил конусы? Это была та точка, в которой вы должны закончить торможение, повернуть к апексу и окончательно нажать на газ. Зачем многие из вас пытались проехать с другой стороны? Зачем вы меня постоянно пугали?
Видно, что Сергей улыбается. Конечно, опасности не было и он просто шутит. А нам (не всем, но многим) все равно стыдно. И правда – зачем?
– В целом вы более-менее поняли, как пройти трассу. Но есть пара сложных моментов, которые придется пояснить. Например, здесь.
Сироткин берет схему трека и тычет маркером в финальную шпильку перед выходом на главную прямую (ее можно назвать «старт-финишной» прямой).
– Что главное при прохождении этих двух поворотов? Надо ли здесь жать на газ в пол?
– А в принципе можно? – интересуется коллега.
– Можно, конечно! Тут вправо можно зайти на полном газу. Но куда тебя выведет траектория? – отвечает Сергей?
– В левый барьер.
– Вот именно! А там ведь сразу левый поворот на 180 градусов. И приходится сбрасывать скорость, проходить его медленно и выходить на прямую на «минималке». Какой отсюда вывод?
– Теряешь темп и время разгона до максимума на длинной прямой? – делаю предположение я.
– Вот именно. И вывод?
– Лучше чуть сбросить скорость в самой связке, пожертвовать ей здесь, но лучше пройти выход на прямую и раньше начать разгоняться, - продолжаю я мысль.
– Все верно, – отвечает Сироткин.
И я уже чувствую, что могу вести переговоры с командой «Формулы-1».
– Снимаешь тапок с пола здесь – теряешь, скажем, одну секунду, – поясняет Сергей. – Но с большей скоростью выходишь на прямую – и выигрываешь сразу 3. В этом и смысл – иногда надо чем-то пожертвовать, чтобы быстрее пройти круг. Лучше рассуждать стратегически и искать компромиссы.
Он еще долго рассуждал о том, как лучше (как бы сделал он сам) пройти каждый вираж. Чертил на схемах графики разными маркерами и пояснял, в чем преимущество конкретной траектории. С каждым из нас обсудил все вопросы, накопившиеся за первый заезд. И, разумеется, отправил на второй – проверить все полученные знания.
Советы сработали – конкретно я с лучшего круга снял почти секунду! И главное – мы больше не пугали Сергея, «пытаясь» сбить его картом.
РЕЗЮМЕ
Если кто-то считает, что гонки – это не спорт, поверьте – вы не правы. Полчаса заездов – и выжат, как лимон. Заездов на 9-сильном карте! Что говорить о «Формуле-1», с ее космическими перегрузками и гонками по два часа? Но главное, все же, не физика и выносливость – хотя и без них «ловить» нечего. Главное – даже не реакция и концентрация (как ни странно звучит). Главное – именно мышление. Понимание трассы. Умение составить и продумать оптимальную траекторию, учитывая миллион нюансов (и «миллион» в данном случае – не такое уж преувеличение). Мне хватило двух часов с Сироткиным – на брифингах и практике – чтобы это понять.
Нет, это правда было круто!