Формула скуки. Как изменить предсказуемый чемпионат с предсказуемым финалом
Только что Хэмилтон догнал Шумахера по количеству чемпионских трофеев. Но немец действительно легендарная личность. А вот британец вряд ли когда-нибудь станет столь же почитаемым, несмотря на свое безоговорочное лидерство. Тому есть масса причин, среди которых, в том числе, горячая поддержка и пиар пилотом «Мерседеса» сомнительного движения BlackLivesMatter (жизни черных важны).
«Ф-1» стала на редкость скучным зрелищем. Спорт должен быть непредсказуемым, а нынешний чемпионат болидов и брендов таковым не является. Все задолго до финиша знают, кто победит и в личном зачете, и в командном. Дело не в количестве титулов, и не в том, что за семь последних сезонов Хэмилтон выиграл шесть раз - и все с «Мерседесом». Даже в американском спорте, который стоит на страже конкуренции своих лиг и чемпионатов, случаются периоды доминирования одного клуба или игрока. Вопрос в том, как эти победы достигаются.
В НХЛ была эпоха «Эдмонтона» в 80-х. «Ойлерз» брали Кубок Стэнли пять раз за семь лет. Тотальное доминирование, казалось бы, одной команды, как и в нынешней «Формуле-1». Но если посмотреть на статистику плей-офф, то можно отметить, что в трех победных сезонах одну из серий «нефтяники» выигрывали на тоненького – 4-3. Интрига в этих противостояниях жила до самого конца.
Не говоря уже о том, что кубковым матчам предшествует регулярный сезон, после чего вышедшие в плей-офф клубы, по сути, стартуют в новой гонке. Да, кто-то получает свой «поул-позишн», первый номер посева. Кто-то последний. Это не сильно влияет на шансы победить. Напротив, за океаном крепко прижилась традиция не брать в руки Президентский кубок, который вручается за победу в регулярном чемпионате. Плохая примета, ведь триумфаторы гладкого турнира редко добираются до главного кубка. Тот же «Эдмонтон» два своих последних трофея взял, не выигрывая регулярку.
Похожие истории случались и в НБА - например, с полюбившимся всем «Чикаго» Майкла Джордана, и в других лигах. В командах-династиях нет ничего предосудительного, наоборот, они пишут историю, создают легенду. Плохо, когда интрига в турнире умирает на полпути, а не когда пять раз кряду побеждает сильнейший, добиваясь успеха в отчаянной конкуренции.
Будь что-то подобное в «Ф-1» - интерес по крайней мере не испарялся бы после шести этапов, как в нынешнем сезоне, а сохранялся до конца. Понятно, что «Формула-1» построена не по американскому принципу лиг равных возможностей. Скорее напоминает испанский футбольный чемпионат с его явным и контрастным разделением на супербогатых и не очень. Но даже в Ла Лиге есть сумасшедшая конкуренция между «Реалом» и «Барселоной», в которую время от времени умудряется вклиниться кто-то третий. В нынешней «Ф-1» волноваться можно только за локальные успехи того или иного гонщика либо команды.
При этом не верю я в боление за авто-бренд. «Мерседес», Феррари», не говоря уже про «Ред Булл», это не «МЮ», «Ливерпуль», «Бавария», «Реал» или «Ювентус». Кто-нибудь переживает сильно за CCM по той причине, что в ее коньках играет Александр Овечкин? Чемпионат конструкторов больше нужен автогигантам, чем простому болельщику, который ждет чистого спорта с захватывающим сюжетом. Но где все это нынче в легендарной гоночной серии?
Организаторам надо срочно что-то менять. Почему бы, например, не подумать о финальной пульке, разделив турнир на регулярку с чемпионатом команд и финал четырех. В последнем случае отсеивая худших по итогам гладкого сезона и, например, увеличивая число пит-стопов по ходу заездов. Как следствие, увеличивая элемент непредсказуемости. Звучит дико и нереалистично? Возможно. Но что-то делать в любом случае надо. Оставляя все, как есть, «Ф-1» обрекает себя на увядание, отставание от конкурентов, старение аудитории.
В 2019 год «Ф-1» уже вошла с финансовыми убытками и ворохом нерешенных проблем, доставшихся в наследство от прежних сезонов.2020-й в этом плане вряд ли может быть показательным из-за пандемии. Однако сомнительно, что проблем у турнира стало меньше, а почитателей сильно больше, несмотря на рост аудитории за счет соцсетей в Китае и Индии в последние сезоны. Болельщики «Ф-1» становятся старше, что само по себе нехороший показатель в плане перспективы дальнейшего привлечения зрителей. Молодежь любит яркое непредсказуемое шоу. А это то, чего не дает нынешняя гоночная серия.
Надо что-то делать, пока легендарная «Формула» не превратилась в легендарную историю прошлого. Через реформы прошли многие традиционные виды. Когда-то чемпион мира по хоккею определялся по итогам двухкругового турнира с предсказуемым исходом. Но смогли же побороть в себе тягу к консерватизму. Придется сделать это и «Ф-1».