В «Формуле-1» будет две гонки за уикенд?
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
«Формула-1» в нынешнем сезоне проводит важный эксперимент с расписанием гоночных уикендов. Если он окажется удачным, то может существенно повлиять на спортивный регламент чемпионата в будущем.
В Сильверстоуне и Монце между обычной квалификацией и гонкой проводилась спринт-квалификация. Эта дополнительная гонка в субботу, протяженностью в одну треть от стандартной дистанции, определяла стартовую решетку для главного заезда в воскресенье. Обычная квалификация при этом была перенесена на пятницу. Она как раз и формировала порядок старта в спринте на следующий день. По результатам субботнего заезда первая тройка зарабатывала очки по системе: 3-2-1. В этом сезоне такой формат будет применен еще один раз на Гран-при Бразилии.
Два уже прошедших спринта вызвали неоднозначную реакцию. Если в Сильверстоуне такой заезд скорее оправдал ожидания, то в Монце он получился достаточно скучным. В случае аварии пилоты могут многое потерять на старте основного заезда в воскресенье, и потому меньше рискуют.
Тем не менее, в «Формуле-1» считают, что большинство болельщиков поддерживают этот формат. В следующем сезоне серия планирует организовать спринт-квалификации уже на шести этапах.
ПОДДЕРЖКА КОМАНД И ПРОМОУТЕРОВ
Спортивный директор «Формулы-1» Росс Браун рассказал, что руководство серии добилось согласия команд на увеличение числа спринтов. Формально это решение должно быть утверждено ФИА в декабре.
Хорошо к спринт-квалификациям относятся и промоутеры каждого Гран-при. По словам Брауна, при определении трасс, которые примут этапы такого формата, будет учитываться ряд факторов.
«Каждый промоутер хочет проводить спринт, — приводит слова спортивного директора «Формулы-1» The Race. — Ведь у них пятница становится полноценным соревновательным днем.
Необходимо учитывать ряд факторов. Один из них — равномерное распределение этапов по календарю сезона. Вероятно, мы не станем проводить спринт в первой и в последней гонках чемпионата. Еще один фактор — это тип трассы. Когда оценим работу и развитие новых машин, мы хотим иметь в наличии разные варианты.
Важно, чтобы промоутеры получили более интересные пятницы и принимали много зрителей. В Остине пришло много болельщиков в пятницу. Это было классно, на такое приятно смотреть. Но нужно ли нам поддерживать этапы, которые и так собирают много зрителей в пятницу? Все эти вопросы остаются открытыми. Мы проводим обсуждения, но если говорить о промоутерах, то они все хотят проводить спринт. И понятно, почему».
БОЛЬШЕ ОЧКОВ
Радикального изменения формата спринтов пока не будет. Однако в них собираются разыгрывать больше очков. Как вариант, их будут получать не три, а восемь или десять пилотов. При этом победителю достанется 8 или 10 очков. Но есть и другие варианты.
«Мы изначально предлагали давать гонщикам в спринте что-то вроде трети очков от обычной гонки, — цитирует Брауна Motorsport. — Но предложение было отклонено. Было ощущение, что сначала нужно посмотреть, как работает спринт, прежде чем распределять очки. Теперь, думаю, что очки будут отправной точкой для обсуждений.
Они должны быть достаточно значительными, чтобы гонщики из нижней части пелотона стремились прорываться и хотели вести борьбу. Но при этом важно, чтобы эти очки не имели слишком значительного влияния в чемпионате».
До введения спринтов обсуждался вопрос их проведения с перевернутой решеткой, как это делается в младших сериях. Предложение отклонили, но Браун не исключил, что к обсуждению этого вопроса «Формула-1» еще вернется.
ДВЕ ГОНКИ ЗА УИКЕНД?
Спортивный директор Ф1 также отметил, что число спринт-квалификаций может еще увеличиться в будущем. А за успешное выступление в них начнут вручать специальный приз, наподобие тех, что уже есть в серии за наибольшее число поулов, быстрых кругов, обгонов и т.д. При этом может измениться название этой гоночной сессии.
«Мы все называем ее (спринт-квалификацию — прим.ред.) гонкой: раз оно ходит как утка, крякает, как утка… — приводит слова Брауна Motorsport. — Название — это то, с чем нам предстоит разобраться».
Если «Формула-1» и дальше будет увеличивать число спринт-квалификаций, как бы они ни назывались, и их ценность, то фактически начнет проводить две гонки за Гран-при. И для чемпионата это будет одно из самых кардинальных изменений в его более чем 70-летней истории.
Кажется, все к этому и идет. Болельщики, медиакомпании, а вместе с ними и спонсоры, явно предпочтут дополнительную гонку во время уикенда лишней тренировочной сессии. Законы бизнеса неумолимы, и изменение формата станет важным шагом для «Формулы-1» в борьбе за внимание со стороны новых зрителей на рынке развлечений.